О НАХОДЯЩИХСЯ НА ЗАПАДНОМ БЕРЕГУ
КАСПИЙСКОГО МОРЯ, МЕЖДУ АСТРАХАНЬЮ И РЕКОЮ КУРА НАРОДАХ И ЗЕМЛЯХ И ОБ ИХ СОСТОЯНИИ В 1728 ГОДУ
Имена провинциальные. Лезгистан. Народ называется лезги, лезгинцы, также и кумыками.
Имена уездные и народам. Акуша, уезд.
Ситуация. Между горами Иджар под таулинцами, отделено высокими непроходимыми горами, которые зимою и летом снегом покрыты.
Уезд. Уезд состоит во многих деревнях.
Языки. Свой особливой язык, которой не с каким сходства не имеет.
Законы. Магуметаны, сунны.
Владельцы. Каждая деревня имеет своего старшину, которые ныне усмею послушны, только он, усмей, с ними вежливо поступать принужден, ибо оные себя подданными числить не дают.
Состоят в подданстве и под властию. Под Российскою империею, под ведением усмеева с 1725 года, прежде сего вольные люди.
Промысл. Акушенцы пашни много не имеют, ибо оные между горами живут, питаются больше скотиною и содержут великое число баранов; оные все люди к войне храбрые, доброконные и оружейные.
Доходы. Податей никаких ни государю, ни усмею не платят, только по требованию к войне сбираются против плату или недеянием добычи.
Состояние. Когда в 1725 году российские войска из крепости Святого креста к усмейскому уезду приближались, чтоб его, усмея, добром или силою под Российскую империю привесть, то усмей через подарки акушинцов к себе звал, чтоб ему помогли русским противиться, чего ради оные к нему пришли, а когда он, усмей, добром Российской империи поддался, присягу и аманатов дал, то он акушинцов подданными своими объявил и что они ему русским противиться хотели; и того ради их ныне силою в послушание привести потребно. А акушинцов он, усмей, напротив российским войском стращал, что русские намерены с войском в Акушу итти и их раззорить, для того что оне ныне к нему, усмею, на помощь пришли, и он их ныне оборонить не смел, ибо он русским поддался. Акушинцы, сего боясь, просили усмея, чтоб он их как подданных своих защитил, побещали ему во всем послушны быть и дали ему для лутчаго уверения аманатов, и сим обманом усмей акушинцов под свою власть привел.
Имена провинциальные. Лезгинцы. Народ называется: лезги, лезгинцы, также и кумыками.
Имена уездные и народам. Хаси-кумуки, народ.
Ситуация. Между горами подле карахайдаков и Табасарана, а от зюйду и от весту высокими горами обняты, которые через весь год снегами покрыты.
Уезд. Хотя сей уезд между горами лежит, однакож в оном ровные места и для того пашни имеются, только для стужи хлеб в августе месяце и позже поспевает; между деревнями знатнейшая именем Ханак, в которой владелец Зурхай сам живет.
Языки. Свой особливой кумукской язык, которой не с каким сходства не имеет.
Законы. Магуметаны, сунны.
Владельцы. Владелец именем Зурхай, которой ныне и хан шамахинской, а прежде сего купно с Даудбеком, или Хаджи Дауд, главнейший был над бунтовщиками в Ширване, и через подданство, которое он при ребелии достал, у дагистанцов, куралинцов и других воровских народов славен и в великом почтении.
Состоят в подданстве и под властию. Под турецким владением с 1727 году. Прежде сего хаси-кумуки всегда были люди вольныя, а несколько лет до ребелии стал Сурхай подданным персидским счислен быть, только больше именем, нежели делом, ибо султан турецкой ево пожаловал юсбашою и давал ему на год по 200 руб., чтоб его чрез то держать от воровства, которое непрестанно чинил.
Промысл. Имеет в своем уезде хорошие пашни, также скотину и баранов. Хаси-кумуки отважные люди, или смелые воры и грабежники, который промысел оные с Сурхаем всегда употребляли, особливо при ребелии, в которой хаси-кумуки пред всеми оказались и обогатились.
Доходы. Доходы получает владелец, или Сурхай, которые состоят в десятой доле хлеба, а от добыч и от кражи дают что сами похитят.
Состояние. По подлежащему разделению границы с турками, по сочиненным трактатам, подлежит к Российской империи земля, 6 часов езды из сего уезда, или владения Зурхаева; только Зурхай свой уезд разделить отнюдь не дает, и турки ево к тому принуждать не хотят и не смеют и объявили Росии, что она вольна у Зурхая землю силою взять. Только понеже то учинить и взять трудно и еще то труднее содержать, того ради оная не окончена, поставлена в претензии, понеже Зурхай через свое богатство и частые подарки дагистанцам, куралинцам и протчих воровских народов к себе привлекал и оттого силен в почтении. Трудились как русские, так и турки, чтоб ево каждой в свою сторону привесть, а Сурхай обеим ласкал и смотрел, от которой стороны ему было прибыли больше. А как турки в 1727 году ему прислали пашинской чин и к тому на знак два года или бунчук и жалованье 3000 рублей на год и к тому же отдали уезд Кабалу, то он турецкую сторону принял и им учинил. Он, Зурхай, имеет только одну руку, а другую ему в молодых летах отрубили, как он ходил баранов красть. Он с своими подданными непрестанно везде, а особливо в Грузии, воровство учинял, оттуда людей искотину отгонял и увозил, чем богатство приобрел, которое не мало умножилось при ребелии через грабежи и раззорение Шемахи, Ардевилы, всей Ширвани, Карабахи и протчих мест. Можно его богатство и из сего разсудить, что он в 1725 году зимою войско собрал в 6000 человек, с которым ходил он в Мушкур для раззорения деревни Дедели, только он не взял деревню, в которой находился Хаджи Дауда брат, и оную стеною укрепил. Сие войско Зурхай содержал до 4 месяцев и давал каждому человеку на день по абасе, или по 25 копеек, кроме других подарков, которые знатные люди онаго войска получали куралей и курей,которые Российской империи подлежат. Понеже оные главные воры, стал он своими подданными, как стали числить, чего не бывало, только оных оставлять по себе отрешить не хочет; оные также за нево, как за главного вора, крепко держутся.
Примечание. Когда в 1722 году по приближении российского войска к Ширвани Хаджи Дауд и Зурхай под турецкую защиту поддались и для того Хаджи Дауд сам в Царь Град поехал, чтоб там пользу их обеих сыскать, то он больше о себе одном старался, а Зурхая оставил, что и турки ево, Хаджи Дауда,. ханом шамахинским канфирмовали и укрепили, а Зурхая мало почли, чего ради Зурхай на Хаджи Дауда великое сердце возымел, ево ханом не признал, но и не почел и туркам поддаться не хотел и объявил им, что понеже оные Даудбека, которой родом мужик простой, великим человеком сделали, а его как роднаго князя и владельца оставили и так обидели, он Порту поддаться не мог, пока он реванжу над. Хаджи Даудом не получит, ибо он через ево обманство так уничтожен, и для того себя принужденным видел показаться, что он человек и на сем свету еще жив, чего ради он и Хаджи Дауду не токмо великия явныя обиды показал, ко и туркам через джаров и других лезгинцов учинил, что оные себя принуждены видели ево, Зурхая, к себе великим ласканием привлекать и привесть. А как сие в 1727 году учинилося и Кобала ему отдана была и он, Зурхай, в оном укрепился, также и Агдаш противно повелением турецким во власть взял и к тому требовал, чтоб ему Шемахою владеть добром повелено было бы, то турки ево всего раздразнить не хотели, но и не смели, смотря что он силен и мочен, также им больше через ево, нежели через Хаджи Дауда, приключиться могло, то взяли оные Хаджи Дауда под стражу и увезли ево из Шемахи, а Зурхая сделали ханом шамахинским, и так Зурхай реванжу полную над Хаджи Даудом получил.
Имена провинциальные. Лезгистан. Народ называется лезги, лезгинцы, также и кумыки.
Имена уездные и народам. Табасаран, уезд.
Ситуация. Зачинается близ города Дербента, простирается к норду до хайдаков и карахайдаков, которых оной разделяет река Дарбах, к весту до Зурхаева владения, котораго разделяет река Агула, к зюйду до куролей, от которых оной вострыми горами отделен.
Уезд Уезд середний: те, которые близ Дербента живут, имеют хорошия деревни, лугов и пашней довольно, а живущие дале к горам скудны.
Языки. Свой особливой язык, которой ни с каким другим сходства не имеет.
Законы. Магуметаны, сунны.
Владельцы. Имеют своего магзума, или владельца, нынешним именем Магумед, да однаго кады, нынешним именем Р устан бек, которым табасаранцы подлежат, только мало послушны бывают; а махсум и кады подчинены бывали султану дербентскому, а ныне наипу и российскому коменданту в Дербенте.
Состоят в подданстве и под властию. Под Российской империи с 1725 году, прежде сего под Персиею.
Промысл. Питаются пашнями и скотиною; народ непостоянной и воровской; те, которые близ Дербента живут, люди обходительные и мало вежливые, а те, далее к горам живущие, люди дикие и непотребные.
Доходы. Податей никаких государю не платят, а повинны оные по требованию воинскую службу отправлять. А доходы, которые махсум и кады получают, состоят в хлебе и другой пище, кроме штрафных денег, что случается от ссор; к тому же дается махсуму от государя 200 руб. на год.
Состояние. Табасаранских обитателей больше вольными людьми почесть можно, ибо оне махсуму и кадию не вовсе подданны; и для того часто бунтовали и ныне еше к тому склонны, чего ради их всегда крепко и в страхе содержать надобно; и koгда одна деревня, хотя мало, подымается к мятежу, оную тотчас раззорить и через то удержать других, чтоб к им не пристали. Половина Табасарани, к Дербенту лежащие, имеет хорошие поля и хлебородную землю, а другия, к горам живущий, питаются тольхо одною скотиною и не имеют пашен или хлеба, ибо от стужи ничего не ростет, понеже горы, под которыми они живут, летом и зимою снегами покрыты, и снега, которые у них падают, в июле месяце разтаевают, и для того убогие люди. Хотя они, как выше объявлено, принуждены воинскую службу против заплаты отправлять, однакож мало употреблены бывают, ибо народ дикой, и так в оном надежды и постоянства никакова нет. Те, близ Дербента живущие, добро оружены, далее живущие употребляют одни луки со стрелами.
Примечание. Сей чин махсум наследственной и остается при оной фамилии; и когда бывает, что махсум умирал, то старший ево сын махсумом назначен и поставлен был, только от султана дербентского, а не от шаха; однакож в том согласие всего табасаранского народа потребно было, ибо оные потребовали, что понеже оне вольными людьми счисляются, сие с их повеления учинено было б.
Имена провинциальные. Лезгистан. Народ называется лезги, лезгинцы, также и кумуки.
Имена уездные и народам. Курали, народ.
Ситуация. Подле Табасарани, от котораго уезду оные острыми горами отделены; к осту оные также укреплены горами и густыми лесами, к зюйду течет река Самура, а к весту сойдутся они с курейли.
Уезд. Уезд Куралинской состоит с небольшим в 20 деревнях, которыя одна возле другой недалеко от реки Самуры построены и крепко вместе держутся и заедино стоят.
Языки. Турецкой с татарским помешанной, и притом разумеют и лезгинской язык.
Законы. Магометаны, сунны.
Владельцы. Хотя каждая деревня своего старшину имеет, однакож как курали, так и курей мало им послушны, ибо всяк собою господин, живут самовольно и каждой делает что хочет.
Состоят в подданстве и под властию. По надлежащему делению границ с турками курали и курей надлежат под Российскую империю, только еще не все в поселию взяты, хотя несколько из оных присягали, и того ради еще вольные люди, или, прямо сказать, вольные воры, пока им сей промысел сокращен будет.
Промысл. Оные пашнями и скотоплодием не трудятся, а надеются, что чужие люди на них работают, ибо один их промысел и пропитание состоит в воровстве и грабеже.
Доходы. Доходов от них никаких нет, и дать им нечего, и впредь от них не пожелалось бы, ежели бы только ничего не трогали.
Состояние. Курали, также и курей, народ один и надлежит, как выше объявлено, к Российской империи; из оных малая часть присягала, а во владение оные еще не взяты, понеже Зурхай их подданными своими почитает и добром допустить не хочет, чтоб от него отделены были; также оные между собою не только заедино стоят, но хаси-кумыки и нижние дагистанцы с ними крепко соединились. И того ради еще силою в послушание не приведены, что и учинить трудно и убыточно, и в том их содержать трудно будет, ибо они люди непостоянные и не к чему не пригодные; наилутче будет первым случаем незапно на них напасть и до подошвы раззорить. Оные не имеют ни пашен, ни сох и рукодельную работу не любят, только однем воровством питаются и того ради непрестанно малыми партиями в Мушкур, в Кубу, в Табасаран и в Шабран впадают и крадут тайно и явно что им нападется, ни скотина, ни пощади от их нападков небезопасны, по пашням и лугам не может быть проезжих людей. Естьли могут осилить, то все убивают и обирают; те, вблизости их лежащие деревни, их не только с охотою на воровство пропускают, но и тайно помощь чинят, чтоб оные их не грабили и в покое оставили; только где оные пойманы бывают, то им прощения нет и головы их снимают; оные люди доброконные и оружейные, от чае иные и отважные.
Примечание. Когда они призваны были для присяги во верном подданстве Российской империи, то многие явились, которым объявлено быть стало, что оные под российскую власть подлежат и для того во верном подданстве послушанием и отдержанием от всякого воровства присягу учинил б, на что несколько, которые вблизости живут, и присягали, а другие противились и стали говорить — Мы к воровству родились, в сим состоят наши пашни и сохи ивсе наше богатство, которое деды и прадеды нам оставили и тому учили; сим оные сыти бывали и мы также питаемся и сыти бываем, и что имеем, то все краденое, и иного промысла мы не имеем; и ежели нам от того отстать, то нам будет под российскою властию с голоду умереть, и мы в том присягать не станем и принуждены будем себя оборонять против тех, которые нам то запретить хотят, и лутче нам добрыми людьми умереть, нежели с голоду пропасть. Сели потом на лошадей и уехали.
Имена провинциальные. Лезгистан. Народ называется лезги, лезгинцы, также и кумыки.
Имена уездные и народам. Курги, народ.
Ситуация. От Куры далее к весту, подле реки Самуры до гор, между которыми имеется одна высокия гора именем Гатунавык, также и Куреидаг.
Уезд. Сей уезд состоит в десяти до двенадцати деревнях, которые так недалеко от реки Самуры между собою в близости построены.
Языки. Лезгинской язык; разумеют также турецкой с татарским помешанной.
Законы. Магометаны, сунны.
Владельцы.
Дословно с 46-й
Хотя каждая деревня своего старшину имеет, однакож как курали, так и курей мало им послушны, ибо всяк собою господин, живут самовольно и каждой делает что хочет.
Состоят в подданстве и под властию.
Дословно с 46-й
Промысл.
Дословно с 46-й
Оные пашнями и скотоплодием не трудятся, а надеются, что чужие люди на них работают, ибо один их промысел и пропитание состоит в воровстве и грабеже.
Доходы.
Дословно с 46-й
Доходов от них никаких нет, и дать им нечего, и впредь от них не пожелалось бы, ежели бы только ничего не трогали.
Состояние
Дословно с 46-й
Курали, также и курей, народ один и надлежит, как выше объявлено, к Российской империи; из оных малая часть присягала, а во владение оные еще не взяты, понеже Зурхай их подданными своими почитает и добром допустить не хочет, чтоб от него отделены были; также оные между собою не только заедино стоят, но хаси-кумыки и нижние дагистанцы с ними крепко соединились. И того ради еще силою в послушание не приведены, что и учинить трудно и убыточно, и в том их содержать трудно будет, ибо они люди непостоянные и не к чему не пригодные; наилутче будет первым случаем незапно на них напасть и до подошвы раззорить. Оные не имеют ни пашен, ни сох и рукодельную работу не любят, только однем воровством питаются и того ради непрестанно малыми партиями в Мушкур, в Кубу, в Табасаран и в Шабран впадают и крадут тайно и явно что им нападется, ни скотина, ни пощади от их нападков небезопасны, по пашням и лугам не может быть проезжих людей. Естьли могут осилить, то все убивают и обирают; те, вблизости их лежащие деревни, их не только с охотою на воровство пропускают, но и тайно помощь чинят, чтоб оные их не грабили и в покое оставили; только где оные пойманы бывают, то им прощения нет и головы их снимают; оные люди доброконные и оружейные, от чае иные и отважные.
Примечание.
Дословно с 46-й
Когда они призваны были для присяги во верном подданстве Российской империи, то многие явились, которым объявлено быть стало, что оные под российскую власть подлежат и для того во верном подданстве послушанием и отдержанием от всякого воровства присягу учинил б, на что несколько, которые вблизости живут, и присягали, а другие противились и стали говорить — Мы к воровству родились, в сим состоят наши пашни и сохи ивсе наше богатство, которое деды и прадеды нам оставили и тому учили; сим оные сыти бывали и мы также питаемся и сыти бываем, и что имеем, то все краденое, и иного промысла мы не имеем; и ежели нам от того отстать, то нам будет под российскою властию с голоду умереть, и мы в том присягать не станем и принуждены будем себя оборонять против тех, которые нам то запретить хотят, и лутче нам добрыми людьми умереть, нежели с голоду пропасть. Сели потом на лошадей и уехали.