Родина ислама — города Мекка и Медина, расположенные в западной ч«асти Аравийского полуострова. В VI веке кризис рабовладельческого строя, охвативший страны Передней Азии, нашел свое отражение на Аравийском полуострове.
«Ко времени Магомета, — писал К. Маркс Ф. Энгельсу в письме от 2 июня 1853 года, — торговый путь из Европы в Азию значительно изменился, и арабские города, принимавшие видное участие в торговле с Индией и т.д., находились в то время в торговом отношении в состоянии упадка, что, конечно, также дало толчок»2.
В своем ответном письме (от 6 июня 1853 года) Ф. Энгельс также отмечал, что «уничтожение южноарабской торговли в эпоху, предшествующую Магомету…» было «одним из важнейших моментов, подготовивших магометанскую революцию»3. Упадок торгового значения Мекки и Медины и связанное с этим усилением противоречий между родовой аристократией и племенной массой требовали выхода из создавшегося положения в более прогрессивном развитии общества по пути феодального развития’. Оформлению новых социальных отношений должна была .активно содействовать религия. Эта роль и была выполнена исламом. «Великие исторические повороты сопровождались переменами в религии лишь поскольку речь идет о трех до ныне существовавших мировых религиях: буддизме, христианстве, исламе… Только по поводу этих, более или менее искуственно возникших мировых религий, особенно по поводу христианства и ислама, можно сказать, что общие исторические движения принимают религиозную окраску»2.
Как известно, движение за объединение различных племен Аравийского полуострова, связанное с именем Мухаммеда, при преемниках его вышло за пределы полуострова и вылилось в войны за захват чужих территорий. Грабительские цели арабской знати прикрывались лозунгами распространения в захваченных странах новой религии и избавления населения от социального гнета.
При первых халифах и Омейядах ислам делает крупные успехи. Народы Малой Азии и Ирана предполагали избавиться от растущего феодального гнета и в принятии ислама наивно видели одно из средств к такому освобождению.
Распространению ислама способствовала также политика’ самих завоевателей. За пределами полуострова арабы первоначально не навязывали христианскому, еврейскому или «языческому» населению свою религию насильственными методами. Давление шло по линии экономической. Как пишет академик В. В. Бартольд, «перед началом похода врагам предлагалось или принять ислам, или подчиниться мусульманской власти и платить дань; в первом случае им обещалось равенство прав и обязанностей с завоевателями». Арабы оставляли за населением право сохранить старую религию при условии уплаты не только хараджа, т. е. поземельного налога, который платили все мусульмане, но так* же и подушной подати (джизья).
В Дагестане первые шаги ислама связаны с арабскими завоеваниями. Арабские завоеватели любыми средствами стремились прочно обосноваться ня Восточном Кавказе и Каспийском море, захватить этот важнейший участок торгового пути международного значения. Роль Дагестана его стратегическое значение все более возрастали.
В 40-х годах VII века арабы, разбив сасанидский Иран, приступили к завоеванию Закавказья. В начале VIII века была покорена Албания, древнейшее государство, занимавшее к тому времени территорию Северного Азербайджана и юго-восточного Дагестана. В самом конце VII века начинается этап арабских завоеваний в Дагестане, длившийся примерно 50 лет. Один поход арабов следует за другим (714, 722, 723, 732—739 годы).
Народы Дагестана, как и народы Закавказья, оказывали упорное сопротивление иноземцам и с оружием в руках отстаивали свою независимость. Так, например, в 722 году, когда арабы ворвались в Дагестан, «бог захотел, чтобы истинно верующие потерпели поражение и чтобы большое число их пало мученической смертью», как писал об этом один из позднейших турецких авторов. В другой раз арабский полководец Джаррах решил «наказать» горцев за оказанное сопротивление. В Кайтаг был направлен трехтысячный, а в Табасаран — двухтысячный карательный отряд. Они захватили большую добычу: 10000 коров и овец и 3000 рабов. Упорно боролись также жители Беленджера, расположенного в северном Дагестане. Они изготовили более 3000 арб и, связав их, воздвигли своеобразное оборонительное сооружение. Однако сопротивление было сломлено. Часть жителей арабы утопили в реке, часть — взяли в плен.
В последующем походы арабов не прекращались. В 735 году ими был подчинен Кумух (Туман). Жители должны были платить дань зерном и рабами. Через четыре года поход повторился, однако в другом направлении — с северо-запада на юго-восток. Завоеватели прошли путь Серир — Туман — Зирихгеран — Хамзин (крепость в Кайтаге). Особенно упорным было сопротивление жителей Хамзина. Только после месячной осады и разрушения окрестных селений арабам удалось захватить эту крепость.
Население «царств», по территории которых прошли арабы, было обложено непосильным налогом. Со слов арабского автора конца IX века ал-Белазури, владетель Серира обязан был «поставлять (наместнику халифа) ежегодно 1500 юношей и 500 девиц… и привозить в зернохранилище Баба (т.е. Дербента) сто тысяч мер зерна». Жители Тумана вынуждены были согласиться «доставлять ежегодно 150 девиц, 50 юношей и 20000 мер зерна». В такое же положение были поставлены Кайтаг и Зирихгеран.
Тем не менее укрепиться ни в одном из указанных «царств» арабам не удалось. Им приходилось распылять свои силы и направлять их на подавление восстаний, то и дело поднимавшихся в Закавказье, Средней Азии, Сирии и других областях халифата.
Конец VIII — начало IX века ознаменовались усилением борьбы народов Кавказа против арабских завоевателей. Арабский автор ал-Иакуби сообщает, что Фадл ал-Бармаки, новый правитель Армении, «отправился в страну Баб ал-Абваба, совершил нападение на крепость Хамзин, но его жители обратили его в бегство, и бежал он, пока не добрался до Ирака». Только ценой огромных усилий новому арабскому правителю Баб ал-Абваба (Дербента) удалось вернуть крепость.
В IX—X вв. халифат фактически распался , на отдельные, независимые от центральной власти области. Серьезную роль в ослаблении халифата сыграли крупнейшие восстания в Азербайджане (первая половина IX века) и в Армении (середина IX века). Дагестанцы также усиливают свою борьбу. По словам ал-йакуби «цари гор и Баб ал-Абваба» при халифе Васике (842— 847) «захватили соседние области», вследствие чего «власть султана ослабела».
Таковы события, сопровождавшие первые шаги ислама в Дагестане. В целом арабам удавалось укрепиться только в прибрежной части Дагестана: Дербент и Семендер долгое время находились во власти завоевателей; горы же фактически оставались независимыми. Поэтому население Дербента и Семендера в первую очередь приняло ислам. Мы не знаем точно, когда именно, в каком году жители этих городов приняли новую религию, но к середине X века появились известия об их мусульманском населении. В Дербенте правила мусульманская династия. Семендер до разрушения его русами (965 год) населяли «мусульмане и другие, и в городе у них были мечети, у христиан — храмы, а у иудеев — синагоги». Об этом писал арабский автор X века Ибн Хаукал.
Еще раньше другой автор, ал-Истахри (около 950 года) сообщал о том, что «в Семендере множесто мусульман, и у них в этом городе мечети».
В начале арабских завоеваний, до утверждения ислама в Ширване и образования там самостоятельных мусульманских династий, носителями ислама были арабские элементы. Одним из основных очагов мусульманства выступает Дербент и его окрестности с арабскими колонистами. Колонистов этих было по-видимому немало, ибо по приказу правителя Армении Йазида ас-Сулами, с трудом восстановившего в Дербенте свою власть в середине VIII века, в город вместе с войсками были направлены рабочие для строительства опорных пунктов близ Дербента. Были построены таким образом Камах, ал-Мухаммедия (Химейди), Баб-Вак (Дарваг) и другие пункты; со слов ал-йакуби, «благодаря вышеупомянутым городам мусульмане усилились и страна успокоилась». В Джидане и Табасаране в середине X века правители были мусульмане. «Царь» Хайзана (Кайтага?) исповедовал, как сообщается в одном сочинении, одновременно три религии: ислам, христианство, иудаизм. Ислам приняла также часть лезгин и табасаранцев. Однако основная часть населения Дагестана, к середине Х века еще не приняла ислама. Сообщения ряда местных исторических хроник и утверждения представителей духовенства о повсеместном принятии ислама в Дагестане еще в VIII веке основаны или на домыслах или же на ненадежном материале. Действительно, если взять любую область Дагестана, исключая прибрежную полосу, то мы столкнемся с фактом почти полного господства в X веке «язычества» ‘. Возьмем, например, Серир, т.е. территорию современной Аварии. Сами арабские авторы показывают, что ислама в X веке там не было и в помине. Вот что пишет Ибн Русте, автор книги «Дорогие ценности» (начало X века) о жителях Серира: «Все они поклоняются сухой голове. Когда у них умрет кто-нибудь, то покойника кладут «на носилки, выносят его на площадь и оставляют его на носилках в течение трех дней; по прошествии этого срока выезжают верхом жители города в латах и кольчугах и являются на площадь; они заносят над покойником, лежащим на носилках, свои копья и кружатся вокруг носилок, причем угрожают ему (покойнику) копьями, но не наносят ему удара».
Немусульманский обряд захоронения отмечен также у жителей Зирихгерана в XII веке. Ал-Гарнати писал о зирихгеранах, что «нет у них (никакой) религии… Когда умирает у них человек, и если он мужчина, то передают его мужчинам (находящимся) под землей, которые расчленяют кости покойника, очищают кости от мяса и… собирают мясо его и дают это мясо на съедение черным воронам… А если покойник—-женщина, то они передают ее (другим) мужчинам под землей, которые очищают ее кости и дают ее мясо коршунам. И стоят они со стрелами, чтобы мешать другим птицам приблизиться к ее мясу».
Не была мусульманской также основная часть населения Лакза. В связи с событиями середины X века население Лакза названо у арабского автора «неверным».
Господство «языческих» представлений среди горцев в VII—X веках отмечено также данными многочисленных археологических памятников средневекового Дагестана. В раннесредневековых могильниках зафиксированы явные признаки немусульманского и нехристианского обряда захоронения — ориентация костяка, наличие сопровождающего инвентаря рядом с покойником, сосудов с пищей. Значительным памятником «языческой» культуры Дагестана является Кулинский могильник (Кулинский район), датируемый XI—XIII вв. В одном из погребений этого могильника скелет ориентирован по направлению север — юг, в другом погребении найден сосуд с пищей.
Таким образом, к середине X века ислам в Дагестане располагал довольно незначительными позициями и охватывал лишь прибрежные районы.
С середины X века начинается новый этап в истории ислама в Дагестане. Для распространения мусульманской религии создается ряд благоприятных условий-внутреннего и внешнего характера. В X—XV веках эта монотеистическая религия утвердилась во всем Дагестана — почти во всех союзах сельских обществ и феодальных владениях.
Объясняется это в общем двумя причинами. Первая — дальнейшие успехи земледелия, ремесла, торговли, усиление имущественного и социального неравенства. Вторая же причина — ряд внешних факторов — политика завоевателей няправленая на насаждения «новой» религии, а также усиление культурных связей с Востоком и др.
Проникновение ислама в различные районы Дагестана после IX века имело место не в одно и то же время, а продолжалось примерно до XV века. Процесс этот можно сравнить с волнами, прокатившимися с юга на север.
О Дербенте мы уже говорили. Население этого крупнейшего в свое время города на Кавказе еще до X века было в основном мусульманским, город имел мусульманскую династию правителей. Но для нас представляет интерес другое обстоятельство: в X веке Дербент уже явно выступает не только как мусульманский город, но и как активная сила, насаждающая ислам в соседних районах. Именно к X веку относится известие арабского географа ал-Хамадани о том, что одни из ворот в северной стене города носят название «Ворота джихада», т. е. «Ворота борьбы за веру».
Известный могильник «Кырхляр» на окраине Дербента принадлежит, согласно преданию, «шахидам», т.е. «мученикам в борьбе за веру». Мнение автора «Дербенд наме» о том, что «Кырхляр» содержит тела сорока «шахидов», погибших в VII веке в «борьбе против неверных», не подтверждается достоверными данными. Надписи на надмогильных плитах «Кырхляра», изученные в начале XIX века Эйхвальдом, позволяют отнести этот могильник к XI—XII векам.
Позиции ислама в городе со временем все более усиливаются. Так, например, как сообщает Закарийа ал-Казвини, арабский автор XIII века, в Дербенте к тому времени «имелись железные ворота и много башен, а на каждой башне — мечеть для тех, кто поблизости и для тех, кто занят религиозными науками». В XV веке один из авторов (Контарини) отмечает, что «в Дербенте находится много гробниц» и что «все жители Дербента магометане».
Заметную роль в исламизации земель, прилегающих к Дербенту, играл тюркский элемент. Академик В. В. Бартольд писал, что «победа турецкого элемента сопровождалась победой ислама и мусульманской культуры» В Дагестан тюрки в лице кипчаков и сельджуков проникали с севера и с юга. Вплоть до первой половины XII века город находился в зависимости от сельджукского султана. Источники сообщают, что в 1124 году дербентское войско, воевавшее против — грузинского царя, состояло из «лезгин» и кипчаков, т.е. опять-таки мы здесь сталкиваемся с тюркским элементом. Упомянутый выше ал-Гарнати сообщает, что тюрки входили в состав войска дербентского правителя, организовавшего поход против жителей Зирихгерана, еще не принявших ислам.
С середины X века усиливается также процесс исламизации района, занятого народами лезгинской группы языков (лезгины, цахуры, рутулы, агулы).