Монография Ф.А. Бадалова “История Лезгинского народа (лезгиноязычных народов) и государства”-это первый капитальный труд лезгиноязычного автора о древней истории лезгинского народа, напрямую связанной с древнейшим государственным образованием на территории России- Алупанией, известным в историографии под названием Кавказская Албания.
Подробнее
Кто только до сей поры не писал о Кавказской Албании: и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и русские, и представители европейских народов, но только не сами лезгины-прямые потомки, как сегодня уже выявилось окончательно, тех самых древних албанцев (алупанцев).Конечно, лезгинский народ вроде как должен быть благодарен всем этим авторам разных национальностей за их труд и вклад, который они так или иначе внесли в исследование проблемы. Если бы не одно но….Дело в том, что все эти авторы, в своем подавляющем большинстве, делали все возможное, чтобы скрыть от своих читателей настоящих потомков древних албан. Одни писали о них как об исчезнувшем этносе, другие считали их тюрками, третьи-частью армянского этноса, четвертые –как об этносе иранского происхождения.Были и такие, которые всерьез доказывали, что албаны-это не кто иные, как ….казахи. И лишь немногие вполне обоснованно полагали, что албаны –это предки современных нахско-дагестанских народов, но не удосуживали себя уточнить-какого именно народа.Пожалуй один только Ихилов М.М.(горский еврей) писал о лезгинах и лезгинских народах как о прямых потомках древних албан.
Кто-то может спросить: почему тогда сами лезгины молчали? Почему они не доказывали свое, казалось бы, очевидное албанское происхождение?- Все очень просто.За годы Советской власти лезгин просто не допускали к исследованию этого вопроса. Можете себе представить?…Народу просто запрещали исследовать и знать свою собственную историю!
Ни для кого сегодня не секрет, что в годы Советской власти все народы были разделены на так называемые “титульные” и “не титульные”. Внутри каждой из этих групп тоже была своя иерархия. При коммунизме все народы должны были “слиться” в одну единую коммунистическую нацию. Это “слияние” должно было происходить постепенно, т. е. в первую очередь должны были “слиться”, т.е исчезнуть, не титульные народы. Будучи не титульным, да еще и разделенным народом, лезгины должны “исчезнуть” одними из первых. Чтобы облегчить этот процесс для таких народов существовали всякие препоны на пути изучения своей истории, развития языка, культуры и т.д.
Потому нет ничего удивительного, что лезгины только недавно начали изучать свою древнюю историю, связанную , в первую очередь с Кавказской Албанией. И предлагаемая вашему вниманию монография, представляющая собой результат многолетней работы автора, своего рода первая ласточка в этом деле. Надо сказать, что в монографии “История Лезгинского народа (лезгиноязычных народов)
и государства” исследуются не только вопросы , непосредственно связанные с Кавказской Албанией (Алупанией) ,но и многие другие аспекты истории народов Восточного Кавказа, как проблемы о прародине, первых предках, праязыке, древней религии, истоках государственности лезгинских народов и т.д. Несмотря на отдельные недостатки, связанные с подачей материала и ошибки,главным образом стилистического характера, данная работа, несомненно, это событие в современной албанистике. Отдельного внимания заслуживают изыскания автора, подкрепленные логическими суждениями, и его глубокие познания в лексике и филологии лезгинского языка. Хочется надеяться, что Ф.А. Бадалов не остановится на достигнутом и продолжит работу в данном направлении. Нам известно, что свои изыскания по данному вопросу имеются у еще ряда других лезгинских ученых( Ф.Нагиев, Я. Яралиев и др.), и потому встает вопрос об объединении их усилий для устранения всех допущенных ранее искажений и восстановления исторической правды.
That’s a subtle way of tinhking about it.