Лезгинский Исторический Портал | alpan365.ruЛезгинский Исторический Портал | alpan365.ru
  • Главная
  • Новости
  • День Истории
  • Библиотека.
    • Книги ОНЛАЙН
    • Книги Скачать
    • Лезгинский вопрос
    • Историческая география
      • Лезгинская ономастика
    • Этнография
    • Лингвистика
    • На лезгинском языке
    • История в лицах
    • Занимательная История
    • Исторические карты
    • ВидеоИстория
    • Тем, кто учится
      • Учебники и учебные пособия по истории
      • Учебники и учебные пособия по обществознанию
  • Статьи
    • История Лезгин
      • Хронология истории Лезгистана
      • Древнейшая история Лезгин
      • Лезгистан в VII-XII вв.
      • Лезгистан в XII-XV вв.
      • Лезгистан в XVI-начале XVIII в.
      • Лезгистан в XVIII в.
        • Хаджи-Давуд Мюшкюрский
      • Лезгистан в XIX в.
      • Лезгистан в XX в.
      • Кавказская Албания
        • Синайские палимпсесты
        • К истории лезгинской письменности
      • Лекия — Лекз (Лакз)
      • Ширван (Шарван)
      • Дербент
    • История Дагестана
      • Дагестанская область
      • Дагестанская АССР
      • Постсоветский Дагестан
    • История Кавказа
      • Первобытно-общинный строй
      • Восточный Кавказ в Средние века
      • Восточный Кавказ в XVIII-XIX вв.
      • Кавказская война
    • История России
      • Киевская Русь
      • Удельная Русь
      • Русское царство
      • Российская империя
      • История СССР
      • Российская Федерация
    • Всемирная История
      • Хронология мировой истории
      • История древнего мира
      • История средних веков
      • Новая История
      • Новейшая история
      • Всемирная волновая история
  • Публицистика

Раизм- религия древних лезгин

История Лезгин|Кавказская Албания, Религия и Религиоведение|13.08.2012
Главная » История Лезгин » Раизм- религия древних лезгин

Некоторые ученые предполагают, что Албания была достаточно долгое время под протекторатом Персии и по этой причине язычество в Албании тоже должно было развиваться под влиянием зороастризма. Это ошибочное пред­ставление — результат того, что многие ученые были заложниками господ­ствующей идеологии. Политика Советского государства в отношении так назы­ваемых малочисленных народов заранее предопределяла и результаты истори­ческих, этнографических и других исследований.

Еще И.А. Петрушевский предостерегал исследователей от ошибочного методологического приема — видеть в язычестве албан результаты непосредст­венного влияния исторических религий — зороастризма и митраизма.

В действительности, раизм — самобытная система мировоззренческих учений, собирающая в себе и некоторые общие идеи Древнего Востока, но зародившаяся на основе собствен­ной истории, мироощущений и образа жизни.

В раизме, также как в лезгинской мифологии, рассказывается о двух мирах. Первый мир — это мир богов и духов. Второй мир называется миром лю­дей. Он управляется богами. Но боги не вмешиваются в каждый частный слу­чай. Они контролируют природные и общественные изменения и не допускают нарушения общих принципов бытия. В остальной же деятельности люди воль­ны поступать по своему усмотрению.

Мир богов расположен где-то вне Земли — в космосе. Там в золотом дворце на белом троне («тIама» на лезгинском языке) восседает Верховный Бог Великий Ра (Ч1ехи Рагъ). По лезгинской мифологии Верховный бог Ра — одновременно бессмертная душа вселенной. Верховный Бог Ра также и правда, и справедливость вселенной (23).

В мифе «Грешные души» (23, стр. 251-279) сохранилась исповедь перед Верховным Богом Ра:

— Великий Бог Ра! Ты и правда, и справедливость, и бессмертная душа все­ленной! Я признаю и почитаю тебя. Я постарался всегда безупречно испол­нять Твои табу. Я не противопоставил свои поступки твоим табу. Я старался не грешить. Если я не зная совершал грехи, прости меня. Если я совершал грехи достойные смерти, не прошу помилования.

— Великий Бог Ра! Я никогда не игнорировал правду и за кривдой не шел. Я не убивал невинных людей. Я убивал только иноземцев — завоевателей, вра­гов нашей родины и народа.

— Великий Бог Ра! Я никогда не копал дорогу со злой целью, чтобы чужая ар­ба (мярхар) сошла с пути. Я никогда не отнимал молоко у младенца. Я ни­когда не лез в чужой дом, ни за чужим добром, ни за чужой женщиной.

— Великий Бог Ра! Я чист пред Тобой. Я чист пред богами. Я чист перед моим народом. Я чист перед своим родом (сихил). Я чист перед своей семьей. Я чист перед телом, с которым ты меня соединил.

— Великий Бог Ра! Прости меня, если я не понимая, не зная согрешил. Прости меня, о Великий Ра!

Миф о бессмертии души, дошедший до нас от глубокой древности не только поучительная история, но и ключ к пониманию философии раизма. В мифе говорится, что одна из богинь — Алдин паб (жена бога справедливости Алпана) нечаянно вздохом потушила две свечи (чIикь) жизни в большом све­тильнике — в хранилище судеб людей, который находился при дворе Великого Ра. Эти две свечи находились рядом, значит заранее — богами была предопре­делена судьба этих двух молодых людей. Одна из них принадлежала молодому человеку, бесстрашному воину, прекрасному мастеру — строителю по имени Вачаган, а другая была свечой жизни красавицы Лацар. Так как их жизненные свечи в хранилище судеб при дворце Великого Ра были рядом, они на земле полюбили друг друга.

В тот момент, когда Алдин паб вздохом потушила жизненную свечу Вачагана, постепенно начала гаснуть и свеча жизни Лацар, на земле происходят следующие события. Внезапно умирает старик Хибба. Его тело хоронят на сель­ском кладбище. Но на другой день старик Хибба снова живой появляется перед языческим храмом и рассказывает свою историю: После смерти его душа воз­вращается к Великому Ра. Когда душа Хибба дошла до ворот дворца Великого Ра она услышала голос:

— Хваяж (Гъваяж — имя хранителя светильника судеб), ты опять перепутала судьбы? Разве не свеча Вачагана потухла в светильнике? Почему здесь на­ходится душа Хиббы?

Хваяж признала свою ошибку перед богом и Хибба услышал приказ бога справедливости Алпан:

— Верните душу в тело принадлежащее ей и проведите Хиббу во свой мир. После этого приказа старик Хибба целый и невредимый очутился вблизи сель­ского кладбища и поторопился к храму.

После того, как Хибба заканчивает свой рассказ к храму приближается гонец, он сообщает о смерти храброго Вачагана.

Тело героя хоронят. Душа его начинает путь ко дворцу Великого Ра, присоединяясь к другим душам идущим этим же путем — назад к Великому Ра. Удаляясь от земли души чувствуют холод — «сурун фул».

Чтобы преодолеть холод они, собираясь по две, по три зажигают кост­ры и согреваются. Млечный путь, который мы видим, — это костры, зажженные душами, чтобы преодолеть нетерпимый холод (сурун фул). (Интересно отме­тить, что некоторые народы, живущие на других континентах, Млечный путь называют «тропинкой духов», «дорогой души, отправляющейся в загробную страну» и т.п. Для нас является более интересным тот факт в высказывании философа Пифагора о том, что души обитают на Млечном Пути (210, стр. 173)).

Около костра душа Вачагана вспоминает Лацар. Так как с неба хорошо видна земля Вачаган наблюдает за Лацар и становится очевидцем — свидетелем трагической смерти невинной девушки. От гнева Вачаган отвергает божьи законы, и, против воли богов, держит путь обратно к земле с целью мщения, виновникам гибели Лацар.

В это время душа Лацар отправляется ко дворцу Великого Ра. Чуть выше Луны (Варз) души Вачагана и Лацар встречаются. По лезгинской мифо­логии душа имеет цвет и голос. Душа, только что оторванная от тела и возвра­щающаяся в резиденцию Верховного бога солнца Ра, имеет желтый цвет. А ду­ша, идущая обратно к земле — синего цвета. После встречи около Варз души Ва­чагана и Лацар соединились и приняли зеленый цвет — цвет живой природы. Души полетели к земле. Для пресечения этого своеволия боги предлагают раз­ные меры. Но бог справедливости Алпан, после раздумий дарит душам Лацар и Вачагана тела — формы орлов и дает срок для отмщения виновников гибели Лацар.

Это было против воли Верховного бога. После создания Великим Ра лезгинского народа впервые нарушался табу Верховного бога. Для обсуждения случившегося собирается совет (гьилаб) богов. Там участвуют также души священных (сейлибур), удостоенных вечной жизни при дворце Верхов­ного бога Ра.

На совете принимается решение: так как в гибели Вачагана и Лацар виновна богиня Алдин паб, душам-бунтарям разрешить продолжение жизни на земле. Но поместить эти души в новых молодых телах.

На совете было принято еще одно решение. Если душа безвинно погиб­шего горит желанием отомстить врагу, этим душам разрешить на время в обли­чим орлов действовать на земле.

Таким образом, души Вачагана и Лацар начинают новую жизнь в но­вых телах, соплеменники признают их как Вачаган и Лацар, они снова находят друг друга, женятся, живут счастливой жизнью.

Коротко — схематично изложенный сюжет мифа о душах-бунтарях, дает нам материал для некоторых выводов об иерархии богов лезгинского язычест­ва, о мировоззрении древних лезгин, о философии раизма. По раизму душа не умирает, а возвращается к Верховному богу Ра. Верховный бог Ра в тело каж­дого новорожденного ребенка вселяет душу. Первый крик ребенка произносит­ся в момент вселения души в тело. Душа имеет опыт, владеет свойствами пони­мать, вспоминать, приобретать новые навыки и знания. Но все эти свойства души не всегда ярко проявляются. Они проявляются особенно талантливо, ко­гда душа и тело человека действительно находятся в гармонии. Потенциально, каждая душа наделена великими возможностями, но для проявления, для реа­лизации этих возможностей нужны определенные условия. И наконец, раизм оставляет место для активной деятельности личностей.

Заседание Большого Совета(Гьили-гьилаб) богов в мифах описывается подробно: на белом троне (тIама) сидит Великий Ра. Справа от него, сту­пенькой ниже, сидят на своих тронах, согласно пативу (патав) — этикету, оп­ределяющему место каждого в иерархии власти, бог справедливости Алпан, бог земли Ген, богиня плодородия, защитница материнства и детей Арчан, бог — труженик Тарлас. Слева сидят, также согласно пативу, на своих тронах бог тайн и мудрости Варз, богиня красоты и любви Яргъи Руш — Мен, бог дождя Гудул, богиня Алпаб.

По второму полукругу, на семь ступеней ниже сидят добрые демоны — Лаз, ЦIегь и др., а также духи великих всех времен, к примеру: дух главного жреца Кабалинского храма Солнца (I в. до. н.э.), философа Ба; дух великого лекаря (I в. до н.э.); жреца Шарбуса; дух Типтиса — жреца храма Ра, создателя древнелезгинского алфавита (I в. до н.э.); душа Тумаруш (Тумирис, царица Алупании в VI в. до н.э., победившая персидского царя Кира II в сражении 530 г. до н.э.); дух Ирриса (полководец, командовавший алупанской армией в сражении с римлянином Помпеем в 65 г. до н.э.); дух Зобера (царь Алупании в последней четверти I в. до н.э.); дух Шарвили (герой народного эпоса, веро­ятно, прототип албанских полководцев воевавших против таких римских за­воевателей, как Лукул (68 г. до н.э.), Гней Помпей (66-65 гг. до н.э.), Марк Красс (54 г. до н.э.), Марк Антоний (38 г. до н.э.), Публий Красс (35г. до н.э.), Август (20 г. до н.э.) и др.

Лезгинская мифология утверждает, что эта иерархия несомненно спра­ведлива, потому что Великий Ра распорядился так. А что такое справедли­вость, знает только Алпан, бог справедливости, ибо именно он олицетворяет понятие справедливость.

А что такое действительность? По лезгинской мифологии действи­тельность состоит в том, что боги (гъуцар) появились раньше всех живых. Их не, родили ни земля, ни мать,

Действительность состоит в том, что самое совершенное и прекрасное это наш мир. Потому ,что этот мир сотворен нашими богами.

Действительность состоит в том, что самое объемистое это пространство (чка). Потому что все вмещается в него.

Действительность состоит в том, что самое умное — это время. Потому что оно исцеляет все раны, успокаивает все боли, определяет очередность всех событий.

Действительность состоит в том, что человек может обмануть себя и се­бе подобных, но не богов.

Действительность состоит в том, что самая высокая вершина — это вер­шина Гаф (Гъуцар сув).

Действительность состоит в том, что душой всего мира является Вели­кий Ра!.

Действительность состоит в том, что человек — кас — это есть свобода ак­кумулированная в оболочке человека.

В лезгинской мифологии имеется сюжет о появлении первого домашне­го очага — первой семьи (23). Адам в лезгинской мифологии носит имя Тарлас, а Ева — Арчан. И Тарлас, и Арчан входят в пантеон языческих божеств раизма. Тарлас и Арчан, по мифологии, первые касы (люди) прожившие человече­скую жизнь на земле и находившие «общий язык» с дикой природой, которая окружала их. В этом процессе, во-первых, они сами освободились от животных инстинктов, во-вторых, они добились того, что хижина превратилась в дом из глины и камней, дикорастущий злак превратился в хлеб, шкура зверей — в практичную одежду…

И поэтому, Великий Ра их возвысил до ранга богов. Арчан стала боги­ней плодородия, защитницей материнства и детей, а Тарлас — великий труже­ник, стал покровителем трудолюбивых касов .

А как был сотворен мир? Когда и как началось вечное движение — или- кам (по-хурритски «улликум»). Миф о жреце храма Типтисе проясняет и этот вопрос: когда-то наш мир был мертвым. Он существовал, но был лишен вечного движения. Не было ни пространства, ни времени. Земля и небо еще не были отделены друг от друга. Не было ни начала, ни конца. Не были обозначены ни верх, ни низ, ни вершины, ни ущелья, ни суша, ни море. Не было известно, где цело, а где часть. Никто ни знал, откуда восходит Великий Ра. Земля, Луна и другие звезды были разбросаны как бусы из рассыпавшегося ожерелья.

Вначале проснулась душа вселенной — Великий Ра (Солнце). Он заново собирал в нить разума все звезды, восстановил ожерелье. Только после этого во вселенной началось движение.

Через тысячи лет, если черные и мокрые тучи одержат победу в вечной борьбе с Великим Ра, то тогда опять оборвется нить разума связывающая все звезды и они рассыпятся, опять остановится движение (23.).

Предки лезгин считали, что Великий Ра — это душа вселенной. Именно он дарит людям душу — частицу свою. Когда это необходи­мо, Великий Ра лишает человека души.

Душа человека — частица верховного бога, по его велению покидает те­ло и возвращается во дворец Великого Ра. Таким образом наказывает верхов­ный бог древнелезгинского языческого пантеона людей, за совершенные преступле­ния против касов — собственного народа. Эти люди на какое-то время остаются среди живых, но превращаются в особый вид полуживотных, полулюдей. Они живут как изгои — вне общины и погибают медленной смертью. В лезгинской мифологии они именуются кускафтар (кус — старый, дряхлый; кафтар — мифо­логическое существо внешне напоминающее человека, с одним глазом на лбу).

Наши предки знали, что кочевники, которые нападали на их земли, тоже имеют своих богов. Они считали, что боги вражеских племен такие же враги как и они сами, потому что имеют такой же скверный характер, так как благословляют своих подданных — кочевников на завоевания, грабеж и наси­лие.

Древние лезгины верили, что боги раизма сопровождают касов даже в сражениях с врагами, и приходят на помощь когда им тяжело.

Ф. Бадалов,
кандидат исторических наук
17.03.2019 Admin

Смотрите также:

  • Этот день в истории — 18 июля
  • Всемирная волновая история. Вторая мировая война. 1940-1944 гг.
  • История России. Учебник. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М.   -М., 2009. -752 с.
  • Концепция «золотого миллиарда» и Новый мировой порядок
  • ОГЭ 2020. История. Тематические тренировочные задания. Егорова В.И.  -М., 2019. -352 с.
  • Правовой статус выходцев из Западной Европы в России XVII века

3 Oтвет на Раизм- религия древних лезгин

  • Зульфия 09.08.2021

    Спасибо автору, я очень рада что хоть кто-то кроме меня интересуеться историей нашего народа. Я думаю что наши наследники должны знать предысторию нашего народа и ту религию которая была до ислама(ведь нам привязали ислам), я не против ислама, каждый человек сам для себя решает кем быть но историю происхождения лучше бы знать ))) чтоб ответить на такие логические вопросы: откуда появились лезгины? Чем занимались, быт и религия.
    Это очень интересный проект, я бы поучаствовала в таком для меня это важно. Если есть идеи напишите мне email: [email protected].

    Ответить
  • Sachin 27.10.2012

    Правда просто сияет через свой ​​пост

    Ответить
  • alup1961 07.09.2012

    Ислам возник 1500 лет назад. Но история человечества начинается как минимум 5 тыс лет тому назад. Отсюда вывод, что у каждого современного мусульманского, в том числе и Лезгин, была своя доисламская история.К сожалению, Лезгины в силу разных неблагоприятных обстоятельств во многом растеряли свою древнюю историю.Спасибо автору за его попытки, надо не лишенные логического начала, восстановить хоть в какой то мере эту нашу древнюю историю

    Ответить

Написать ответ Cancel reply

Your email address will not be published.

Меню Навигации

  • Хронология Всемирной истории
  • Хронология истории Лезгистана
  • Кавказская Албания (Алпан)
  • Лекия (Лекз-Лакз)

Новости

  • В Дербенте состоялась международная конференция «Загадка крестово-купольного сооружения»
  • Аликбер Аликберов избран директором Института востоковедения Российской академии наук
  • Археологи обнаружили в Дербенте кирпичное здание периода XI – XIII в.
  • В Москве проходит конференция «Кавказская Албания в историко-культурном пространстве Евразии»
  • Древняя Кабала: новое открытие

История Лезгин

  • Мавзолей и памятники старинного кладбища в селении Аглоби (типология, эпиграфика, декор)
  • Как и для чего азербайджанская власть «Лезгинскую мечеть» превратила в «Ашурбековскую»?…
  • История дифференциации лезгинских языков, их преемственность, группы и диалекты
  • Кавказская Албания по «Ашхарацуйцу» Вардана Вардапета (XIII в.)
  • Правили ли массагеты в Кавказской Албании?

История Дагестана

  • Эволюция исламского радикализма в Дагестане: история и современность
  • Деятельность ДУМД в постсоветские годы
  • Еще раз о происхождении титула «шамхал»
  • Феномен стремительной реисламизации
  • Духовное управление мусульман Дагестана

История Кавказа

  • История зарождения христианства в Закавказье 
  • Помпей на Кавказе: Колхида, Иберия, Албания
  • Кавказская Албания и Дагестан: историко-географический и административно-­политический аспекты
  • Географические свидетельства античных авторов о Восточном Кавказе
  • Когда и как насаждался в Дагестане ислам

История России

  • Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи
  • Молящиеся у престола: общественная роль русской православной церкви
  • Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Иларион. Печерские святители
  • Принятие христианства и его последствия
  • Князь Владимир и его реформы

Всемирная История

  • Ислам и Реформация
  • Крестовые походы: история, причины, последствия
  • Англия: Эдуард VI, Мария. Католическая реставрация
  • Кальвин и реформация в Женеве
  • Правление Маргариты: Гранвелла. Гёзы. Иконоборство

ВидеоИстория

  • Видеолекция по истории Кавказской Албании

Загадки Истории

  • Этимология слова «улуб»
  • Был ли Иисус Христос реальным историческим лицом?
  • Зороастризм — древнейшая из религий

Исторические карты

  • Кавказская Албания на немецких исторических картах

Публикации

  • Кавказская Албания: новые открытия и новые горизонты
  • Пятьсот лет исламизации поставили Дагестан на грань вымирания
  • Дербент замоложенный
  • Ну, зачем же приписывать господствующие в Азербайджане взгляды «мировой науке»?

Тем, кто учится

  • История религии. В 2 т. Учебник. Под ред. Яблокова И.Н.  -М., 2004. -(464+676)с.
  • Религиоведение. Учебник / Гараджа В.И. -2-е изд. -М., 1995. -351 с.
  • Религиоведение. Учебник / Яблоков И.Н.  -М., 2004. -317 с.
  • Мировые религии: история и современность. Зеленков М.Ю. -М., 2003. -252 с.
  • Основы религиоведения. Учебник / Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н.,  Новиков М.П. и др.  -4-е изд. -М., 2005. -508 с.
  • Введение в религиоведение. Курс лекций / Радугин

Поиск по сайту

  • Главная
  • Карта сайта
  • Обратная связь
Лезгинский Исторический Портал - alpan365.ru. © 2011-2020. Все права защищены Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов и комментаторов. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.