Начиная с VIII века кроме наместника, сидевшего в Партаве, назначался чиновник с особыми полномочиями в городе Дербенте. Он, во-первых, командовал пограничными войсками, следил за безопасностью северной границы, организовывал новые походы в северные страны, часто руководил этими походами, во-вторых собирал налоги не только в Дербенте, но и в близлежащих областях, создавал арабские поселения на оккупированных территориях, осуществлял судебную власть, а также выполнял другие функции власти. Фактически Дербент был в какой-то мере столицей – центром северо-восточной Алупании, а также Бет-Даду – горного Дагестана.
Но наряду с этим, в начале IX века (801 г.) на территории Алупании появляется ширваншахское государство, а в оккупированном арабами Северном Кавказе, в том числе нагорном Дагестане арабы образовали единицу управления. Название этого образования дошло до нас как шамхальство.
Ученые-исследователи последних веков размышляют о происхождении слова «шамхал». Р. Маршаев и Б. Бутаев дали обобщенный анализ этим высказываниям (25, стр. 31-35). Они пишут: «В одном из преданий говорится о том, что в VII веке Абумуслим «назначил для всей дагестанской страны на должность правителя одного из бывшего при нем в этом походе почтенного Абаса … Этот правитель известен под именем Шамхала и он сын Абдуллы, сына Касима, сына Абаса». Этому правителю Абумуслим определил Кумух в качестве резиденции» (25, стр. 31-32).
Однако эта версия противоречит фактам и авторы сами, ссылаясь на источники утверждают, что, во-первых, «историческая литература отрицает пребывание в Дагестане арабского полководца Абу-муслима» и «под именем Абумуслима, вероятно, известен арабский миссионер XI века» (25, стр. 32-33). Отсюда можно делать вывод, что слово «шамхал» и эта должность, если это связано с Абумуслимом, могли появиться не раньше XI-XII веков. Авторы, продолжая мысль, переходят ко второму варианту и ссылаются на один из списков «Тарихи-Дагестан»: « … отряды Калантара вышли из Мекки и Медины и после того, как прошли 500 лет хиджри, (т. е. после 1107 г.) они достигли Сирии. Затем отправились в область Черкес … и вели они в ней большое число войн за веру. Затем пришли они в область Хайдак … убили их султана по имени Газан- фар … Далее заключил Калантар договор с правителями Кумуха. Затем, по прошествии незначительного срока, нарушил он обещание свое торжественное и предал мечу неверных … И приняли они ислам, и назначил в нем (Кумухе) султана из родственников своих, которому дал прозвище «шамхал» (25, стр. 33).
Касаясь вопроса об этимологии термина «шамхал» авторы пишут, что «в дореволюционной исторической литературе утверждается, что слово «шамхал» произошло от слияния двух слов «шам»(Сирия) «хал» (населенный пункт в Сирии). В советское время (1920 – 1991 гг. – Ф.Б.) историки и лингвисты также занимались определением значения слова «шамхал». Например, Б. Маллачиханов (61, стр. 13) считает, что слово «шухаби» (шауха, шоанха), встречающиеся в гидатлинской генеалогии, является множественной формой арабского классового термина «шуюх» от единственного шейх (начальник, старейшина). Точно также и прославленный в более крупной роли шамхал (шевкал, шаука, шаухал) есть нечто иное, как видоизменение от основного шаухал, в свою очередь представляющего собой испорченное фонетикой шуюхал – шиюк, т.е. ту же множественную форму от арабского титула шейх» (25, стр. 33-34).
Авторы предлагают и свой вариант: «На наш взгляд термин «шамхал» можно объяснить от соединения двух слов: «шам – у лаков означает Сирия, а «хъул», «хъал» окончание слова» (25, стр. 34).
Известный знаток арабских источников 3. Буниатов также считает, что наиболее распространенными являются суждения, согласно которым термин «шамхал» происходит от слияния топонимов: Шам (Сирия) и хал – местечко, населенный пункт, откуда происходил первый правитель, и мнение, производящее этот титул от собственного имени первого арабского наместника по имени Шахбал» (14, стр. 212).
Общеизвестно, что появление термина «шахбал», «шамхал», «шевкал» относится ко времени после завоевания Северного Кавказа, в том числе Хазарского каганата арабами. До того вся северная территория (до Дербента) нынешнего Дагестана была частью Хазарии и правителя государства звали «каган», «хаган» и «хакан». А южнее Алупанского, т. е. Дербентского прохода простиралась древняя Кавказская Албания, вернее Алупан шарваланг. А царя этой страны величали, начиная с начала I тыс. до н.э., титулами «шар», «шарвал». Слово «Шар» на шумерском, на восточносемистском языках имеет значение «царь». Еще во второй половине III тыс. до н.э. Саргон Древний (2316 – 2261 гг. до н.э.) когда объявил себя правителем Нижней Месопотамии, присвоил себе имя «Шаррум-кен», означающий «царь – истина». Вероятно, хурриты это слово заимствовали от шумеров. Последним шарвалом Алупании был Шеру, которого арабы в 704 году увели в Дамаск и там казнили. Шарвал Алупании имел свое владение, удел. Этот удел назывался «Шарван» – т.е. принадлежащий шару, шарвалу, царю. Некоторые холмы в Дагестане (С. Стальский р-н, исторический Кайтаг и др.) до сегодняшнего дня носят названия «Шарак1унт1» – холм царя (наверное , места погребения царей).
Из источников известно, что северокавказские народы, в том числе аварцы, даргинцы, лакцы и другие, входящие в состав Хазарии были хорошо знакомы с Алупанским народом. Между алупанцами – лезгинами и вышеупомянутыми народами кроме экономических и культурных связей имелись и союзнические отношения в лице между Алупанией и Хазарией. Временами территория Кайтага даже входила в состав Алупании. Антропологические исследования доказывают близость лезгиноязычных народов с кайтагцами. Таким образом дагестанские народы были знакомы со словом «шарвал» – правитель, царь на лезгинском языке. Не случайно, арабский полководец после падения Хазарского каганата осуществил приемлемую форму управления в Дагестане и именовал правителя знакомым и горским народам и арабам титулом «шарвал». Не исключено, что первый «шарвал» Дагестана сидел в Дербенте. Переход его резиденции в Кумух, по всей вероятности, связан, во-первых, с неспокойной обстановкой в Албанских воротах – Дербенте (внутренние конфликты – неподчинение лезгиноязычных народов новым властям, попытки восстановления утраченной государственности и с другой стороны покорностью – яхулов (лакцев).Источники утверждают, что яхулы не только сами приняли ислам, но и способствовали его распространению среди аварцев, даргин, лезгин. По этой причине их называют казикумухами. (Ассари – Дагъустан, стр. 10-13 (на лезгинском языке)).
После назначения шарвала над дагестанскими народами, естественно, административную единицу тоже начали называть по обычаю лезгин «шарвалангом». В дальнейшие годы, века эти слова, естественно, изменили свою первоначальную форму и дошли до нашего времени как «шахбал», «шамхал», «шевкал» и т.д. Множество вариантов доказывает: каждый дагестанский народ по своему деформировал лезгинское слово «шарвал».
Подтверждением вышесказанному может послужить сообщение А. Бакиханова в связи с объяснением топонима «Кавказ». Он пишет: «Название же Кавказ или Кафкас произошло, вероятно, от соединения названия народа каспиев и горы Каф. Последняя упоминается и в ал-Коране, а в баснословных преданиях гора эта считается жилищем дивов и пери. Царь последних назывался Шахбал, а автор Дербентнаме называет тем же именем Шахбал или Шакбаал эмира, назначенного арабами в Дагестане» (14, стр. 19).
Действительно, древние лезгины – язычники вершину Шахдага называли Гаф. А племена каспийцев, упоминаемые античными авторами оставили нам много названий: Каспий, Кусары – Ксар (Касар), Касан (Кузун), река Кас и др. Вполне вероятно, что и название хребта Кафкас или первоначально Гафкас (Касрин Гаф) – Гаф, принадлежащий Касам, осталось от лезгинского племени касов. Как видно из вышесказанного, этот хребет (или та часть хребта, на котором находится вершина современного Шахдага) принадлежал племени Касов. По другим словам, касы – лезгины обитали в предгорьях этого хребта (и до нашей эры это было так, и сегодня лезгины обитают вокруг горы Гаф (Шахдаг). После этих упоминаний – информации хотим отметить самое главное в рассказе Бакиханова: « в преданиях гора эта считается жилищем дивов и пери. Царь последних называйся Шахбал …». В другом месте автор объясняет суть «дивов и пери». Он пишет: «Что же касается чудес, приписываемых древними этой горе, то их можно принять за иносказание или же за вымыслы и воображения отдаленных народов, которые не имели верных сведений ни о самом Кавказе, ни о северных отрогах этих прекрасных гор. Многие из них, даже самые образованные, считали Кавказ за конечный предел человеческого бытия и поэтому не удивительно, что диких, сильных и ловких обитателей этих гор называли дивами, а женщин, славящихся красотой – пери» (14, стр. 20). Именно здесь, находится ключ к разгадке термина «шахбал».Во-первых, очень может быть, что эту информацию (или вторую часть информации) Бакиханов почерпнул из исчезнувшей древнелезгинской рукописи, условно названной «Ахтынаме».
Между прочим, надо отметить, что название рукописи на лезгинском языке никак не может быть «Ахтынаме» по той простой причине, что лезгины называют этот древний населенный пункт «Ахцегь-Ахцагь» или «Ахцегьар – Ахцагьар». (Это название идентично с древним названием современного Нагорного Карабаха – «Арцах-арцахар»). И это тоже не случайно. Слово «Ахты» – это иноземный вариант названия древнего лезгинского населенного пункта Ахцегьар (Ахцагьар).
И второе, таинственное исчезновение рукописи, и пренебрежительное отношение автора «Гюлистани-Ирем» к истории лезгинского народа заставляет нас думать: вполне может быть, что в рукописи царь дивов и пери назван был не как «шахбал», а «шарвал», как в других древнелезгинских книгах.
Что касается сочинений арабских историков, утверждающих, что первый шарвал (впоследствии шахбал) Дагестана принадлежал к арабскому роду – это можно понять. В средние века это было в моде – правители мусульманских стран каким-то образом старались свой род связать с пророком и халифами. Арабские историки в большей степени были идеологами, и они освещали все события с точки зрения исламской религии и интересов халифата. Поэтому, вполне допустимо, что арабские историки род первого шарвала – шахбала Дагестана связали с арабским наместником, чиновником, полководцем.
Ф. Бадалов,
кандидат исторических наук
Интересная версия!…И все логично, а значит и такая версия имеет право на существование.