Война с горцами Дагестана не принесла ни славы, ни авторитета Ирану, она была непопулярна. Поэтому в феврале 1743 г. Надир-шах вывел свои войска из Дагестана.
Но выступления против иранских завоевателей не прекращались и после этого. За шахом в Дагестане числился только Дербент с прилегающей территорией. Дагестанцы направили свои усилия на освобождение от завоевателей и этого района. В период ирано-турецкой войны широкие народные выступления опять начались в Ширване и Дагестане. К восставшим примкнул и Магомед-хан, сын Сурхай-хана казикумухского, который, по словам Г.-Э. Алкадари, привлек к себе «сообщников в Аварии и среди дагестанских старейшин» — руководителей союзов сельских общин, склонил на свою сторону также население Казикумуха, Кюры и Табасарана 77.
Посланные на подавление восстания персидские войска во главе с Гайдар-ханом были разгромлены, а сам Гайдар-хан убит.
В 1745 г. дагестанские повстанцы во главе с уцмием Кайтага Ахмед-ханом наголову разбили войска Гани-хана и взяли последний оплот завоевателей в Дагестане — Дербент. Тогда в Дагестан направился сам Надир-шах. Но и на этот раз его постигла неудача. В 1747 г. в результате заговора своих приближенных Надир-шах был убит в Иране.
Так бесславно и позорно кончились попытки Ирана покорить народы Дагестана. В этой борьбе за свободу и независимость участвовали все народы Дагестана, в том числе и жители союзов — сельских общин. Завоеватели, идя на Казикумух или Аварию, проходили через земли союзов сельских общин Самурской долины, кюринцев, агулов. Рассеявшись, отряды завоевателей доходили до сел Сюргинского союза, Акуша-Дарго. В войске уцмия Кайтага основную часть составляло население союзов сельских общин Каттагана, Шурканта, Ирчемула, Каракайтага и союзов Верхнего Кайтага. Главное сражение с надировскими полчищами произошло на территории Андалальского союза, в котором принимали участие представители и других союзов сельских общин как Аварии, так и даргинцев, лезгин и т. д. Все это является свидетельством большой роли союзов сельских общин в политической жизни и их важного вклада в освободительную борьбу народов Дагестана.
Алиев Б.Г.,
доктор исторических наук, профессор
Умаханов М.-С. К.,
доктор исторических наук, профессор
ПРИМЕЧАНИЯ от alpan365.ru
[1] Авторы здесь не совсем точны. О взаимоотношениях майсумов и близлежащих “вольных” обществ очень мало сведений. Потому говорить о том, кто под чьим влиянием находился некорректно. Кстати, авторы почти не упоминают о кюринских «вольных» обществах. А ведь в XVII -до 60-70 гг. XVIII в., пока их не подчинил себе Фет-Али хан, кюринские вольные общества представляли собой реальную силу.Об этом еще Гербер писал в 20- гг. XVIII в.
[2] Табасаран в силу своей географической близости почти всегда находился в полном подчинении (в лучшем случае под сильным влиянием) дербентских султанов-ставленников сефевидского Ирана. Потому говорить о неоднократных попытках иранских шахов подчинить себе Табасаран здесь не уместно. О “кровотекущих головах” персов Гербер пишет имея ввиду только жителей Самурских “вольных” обществ.
[3] До начала XX века под термином “Азербайджан” понимали только территорию север-западной части нынешнего Ирана.
[4] В Джаро-Белоканских вольных обществах проживали не только аварцы. Из пяти обществ, входивших в союз, только три были преимущественно аварскими. По мнению известного историка Сотавова Н-П. А., специализирующегося как раз по анализируемому, нашими авторами периоду, аварцы составляли там только 40 %. Что касается азербайджанцев, якобы присоединившихся по мнению авторов к восставшим, то это уже ни в какие ворота не лезет. Не думаю, что авторам невдомек, что именно предки нынешних азербайджанцев как раз и идентифицировали себя как «кызылбаши»!….
[5] Здесь нужно уточнить. Ахмед хан в этот период вел междоусобную борьбу с другим претендентом на уцмийство из кубинской ветви, поддерживаемой шахом и потому участвовал в освободительной борьбе лишь постольку поскольку.
[6] Говорить об массовом участии лакцев в этой борьбе нет никаких оснований.
[7] Национально-освободительная борьба народов Дагестана началась не с 1734 года , а гораздо раньше, а именно с первых антииранских выступлений, предшествовавших народно-освободительному движению Хаджи-Давуда. А в 1734-м и в последующие годы она, эта борьба, лишь расширила свою географию, вобрав в себя в конце концов почти весь остальной Дагестан.