Вскоре после взятия Худата в Кубинское ханство прибыли уцмий Кайтага Ахмед-хан и правитель Казикумуха Сурхай с многочисленными ополчениями, значительная часть которых состояла из жителей союзов сельских общин. После встречи Хаджи-Давуда с кайтагским уцмием Ахмед-ханом и с Чолак-Сурхаем движению была придана религиозная окраска и оно приняло более организованный характер. Хаджи-Давуд провозгласил лозунг борьбы за суннитское «правоверие» против шиитской «ереси» 47.
Весной 1712 г. объединенные отряды горцев во главе с Хаджи-Давудом и Чолак-Сурхаем осадили торгово-ремесленный и административный центр Северного Азербайджана (?) Шемаху и штурмом овладели ею.
Затем повстанцы, разбившись на мелкие отряды, организовывали внезапные нападения на Акташ, Шебран, Нияз-Абад и т. д., и тем самым «сковывали и терроризировали шахскую администрацию» 48.
В 1719 г. шахские войска, воспользовавшись уходом основных сил восставших дагестанцев к себе в горы, захватили Хаджи-Давуда и заключили его в дербентскую крепость. Но Хаджи-Давуду удалось бежать и он стал готовить новое выступление против Ирана. Этому способствовала и создавшаяся благоприятная обстановка — вторжение в Иран афганцев во главе с Мир-Махмудом. Хаджи-Давуд усилил антииранскую деятельность. Он рассылал в разные общества Дагестана письма с призывом подняться против Сефевидов, организовывал отряды, уговаривал феодальных владетелей Дагестана, которые в своих внешнеполитических акциях часто опирались на ополчения союзов сельских общин, выступить против Ирана. «Наиболее боеспособные людские резервы, на которые в своих внешних предприятиях старались опираться дагестанские князья,— пишет проф. Р. М. Магомедов,— были в горных вольных общинах. Успех или неуспех того или иного князя в любом деле во многом зависел от отношений вольных общин к тем или иным внешнеполитическим событиям. Так было и во время антииранского движения. Население вольных обществ играло активную роль в этом движении, и при определенных обстоятельствах вновь готово было спуститься с гор и поддержать крестьянство предго-рий, страдавшее под властью иранских феодалов»49.
Хаджи-Дауду и Сурхай-хану удалось собрать значительные силы и 21 июля 1721 г. они осадили Шемаху. Описывая эти события, И.-Г. Гербер прямо указывал на участие в них жителей союзов сельских общин, «…все куралинцы, курей, дагистанцы, лезгинцы и протчие из гор к ним пристали и с начала всю Ширванию и Кубу раззорили, потом пошли оные к Шемахе», — писал он50. После 25-дневной осады город был взят. Беглербек Шемахи Хусейн-хан и его военачальники («люди высших чинов»), а также около 800 человек городской знати, как люди шаха, были убиты51. Город подвергся грабежу и разорению. При этом пострадали не только иранцы, жившие в Шемахе, но и русские купцы. Было разграблено товаров русских купцов на сумму около 4 миллионов рублей серебром или 500000 персидскою монетою52.
После взятия Шемахи повстанцы вблизи неё разбили войска гянджинского и эриванского ханов, затем осадили Баку, Ардебил, Дербент и другие центры. Многие ставленники шаха, в том числе и беглерберг Дербента (который еще «в 1720 г. побег свой взял в Персию к шаху»53) бежали в Персию. Сефевиды были изгнаны из Дагестана и северного Азербайджана.
Хаджи-Дауд и Чолак-Сурхай разделили между собой освобожденные от Сефевидов земли. Понимая сложность создавшейся обстановки, когда русское правительство потребовало возмещения убытков, причиненных русским купцам, они обратились в 1721 г. к турецкому султану, чтобы он принял их под свое покровительство (как писал И.-Г. Гербер, «поддались турецкому владению»51) и прислал войска для продолжения войны с Ираном. Этим самым, пишет проф. Р. М. Магомедов, Чолак-Сурхай и Хаджи-Давуд отказались от борьбы за политическую независимость Дагестана и согласились на переход из-под власти шахского Ирана под власть султанской Турции55.
Но в подданство Турции был принят один Хаджи-Давуд с признанием его власти над всем Дагестаном и Ширваном. Все это усилило опасность турецкого вмешательства в дела Дагестана и Азербайджана. Желая обезопасить свои южные границы, Россия предпринимает решительные меры для предотвращения турецкого вторжения на Кавказ. В результате похода Петра I в 1722 г. прикаспийские районы Дагестана и Азербайджана были заняты русскими войсками. Согласно Петербургскому договору, подписанному 23 сентября 1723 г., эти земли признавались за Россией, что резко обострило русско-турецкие отношения. Но дело не дошло до военного конфликта. По Константинопольскому договору, заключенному между Турцией и Россией после долгих переговоров в июле 1724 г., за Россией закреплялись прикаспийские провинции Дагестана и Азербайджана. Остальная же территория Дагестана (в том числе союзы сельских общин), Азербайджана, а также Грузия и Армения отошли к Турции.
Народы Дагестана и Закавказья, попавшие под власть Турции, оказались в тяжелом положении. По свидетельству князя В. В. Долгорукого, они были «так ожесточены, вконец разорены, и такое ругательство и тиранство турки делают, как больше того быть нельзя. И так все народы, как христиане, так и басурманы — все против них готовы, только просят, чтобы была им надежда на нас»56. Дагестанцы давали отпор завоевателям и не позволяли им покорить себя. Так, по свидетельству И.-Г. Гербера, жители союзов сельских общин Самурской долины были «с турецкой стороны в покое оставлены», так как «силою их в подданство привесть труд не заплатится, не почитая убытку, что к тому потребно будет»57.
Более того, дагестанцы после Константинопольского договора не раз с оружием в руках выступали против турецких завоевателей. Они нападали на захваченные турками районы Азербайджана, не давали Хаджи-Давуду спокойно хозяйничать в его ханстве. Особенно же эта борьба усилилась после перехода на сторону борющихся дагестанцев казикумухского правителя Сурхай-хана, который, будучи обижен на турок за то, что он не был признан ханом Ширвана, не признал Константинопольского договора. Сурхай-хан не подчинился туркам, призывал к борьбе с ними горцев Дагестана. «Зурхай,— писал член комиссии по установлению границ,— свой уезд разделить отнюдь не дает, и турки ево к тому принуждать не хотят и не смеют и объявили России, что она вольна у Зурхая земли силою взять. Только понеже то учинить и взять трудно и еще то труднее содержать, того ради оная не окончена, поставлена в претензии, понеже Зурхай через свое богатство и частые подарки дагистанцам, куралинцам и протчим воровских народов к себе привлекал и оттого силен в почтении»58.
Зимой 1725 г. Сурхай-хан с шеститысячным отрядом совершил поход на Мюшкюр для разорения деревни Дедели, где находился брат Хаджи-Дауда. Но взять ее Сурхай-хану не удалось, По свидетельству И.-Г. Гербера с Сурхай-ханом находились и жители союзов сельских общин Куралей и Курей, которые «за нево… крепко держутся»59.
В борьбу с турками Сурхай-хан привлекал и жителей других союзов сельских общин. Когда турки попытались построить в Грузии крепость Топкараган и тем самым, закрыв для дагестанцев все выходы за кавказский хребет и лишив их продовольственного снабжения, принудить горцев к послушанию, джаробелоканцы, подстрекаемые Сурхай-ханом, напали на турок. Более 5 тыс. человек было убито, остальные рассеяны, а начатая крепость разрушена60.
Видя невозможность подчинить Сурхай-хана, опиравшегося на горцев, Турция сначала передала ему Кабалу, а в 1727 г. предложила чин двухбунчужного паши и жалованье 3 тыс. рублей. В 1728 г. Хаджи-Дауд был арестован и сослан на остров Кипр, где он и умер. Ханом Шемахи был утвержден Сурхай-хан.
В 1727 г. завершилось разграничение владений России и Турции на Кавказе.
В 30-е годы XVIII в. в результате освобождения от афганцев и прихода к власти Надира происходит усиление Ирана. Придя к власти, Надир возобновил в 1732 г. военные действия против Турции за возврат территорий, которые принадлежали раньше Сефевидскому государству61. Но это затрагивало и интересы России. Борьба за сохранение прикаспийских земель могла привести к войне с Ираном. Россия, готовясь к войне с Турцией за Азово-Черноморское побережье, не пошла на обострение отношений с Ираном. 21 января 1732 г. в Реште был заключен мирный договор между Россией и Ираном., согласно которому Ирану возвращались Гилян, Мазандаран и Астрабад. Иран же обязывался не допустить турок к Каспийскому морю.
После заключения Рештского договора военные действия были перенесены на Кавказ. Наиболее удобным пунктом для нападения на турок Иран считал Дагестан. В борьбу между этими двумя агрессорами оказались вовлечены и дагестанцы, в том числе и жители союзов сельских общин. Когда по приказу султана в Дагестан прибыло 25 тыс. крымское войско во главе с Фети-Гиреем, к нему присоединились Сурхай-хан, уцмий Кайтага и акушинцы 62.
После ряда побед Надира турки были вынуждены просить мира. Согласно Багдадскому мирному договору 1733 г. Турция обязалась «уступить Ирану все ранее принадлежавшие ей территории. Однако властвовавший в Ширване Сурхай-хан не подчинился власти Ирана. Когда Турция приказала передать Ширван Ирану, Сурхай-хан убил привезшего этот приказ слугу правителя Астафы Мусы Талышинского и ответил, что завладел Ширваном при помощи мечей мусульман-лезгин, а не по пожалованию Турецкой державы 63.
В ответ на действия Сурхай-хана летом 1734 г. Надир двинул свою армию на Ширван. Сурхай-хан потерпел ряд поражений. Преследуя его, Надир двинулся в Дагестан. С этого времени начинается национально-освободительная борьба горцев Дагестана против персидских завоевателей, в которой самое активное участие принимали и союзы сельских общин. [7]
По пути в Казикумух Надир подверг грабежу и разорению Курах, Чирах, Хосрех, Кули, Кая и другие села. Разбив Сурхай-хана, он двинулся обратно на юг. Войска завоевателей грабили и разоряли все на своем пути. Горцы оказывали им сопротивление. Вблизи Ахтов они разрушили мост.