Позднее, в 1659—1660 гг. сын Рустем-хана Улуг оказался одним из руководителей антииранского восстания, в котором принимало участие до 30 тысяч горцев21. Среди восставших, кроме Улуга, были шамхал тарковский Сурхай и эндерейский владетель Казаналип со своими отрядами. Это восстание нанесло большой удар по колонизаторской политике иранских правителей на Кавказе, хотя оно и кончилось своего рода компромиссом22 между феодальной верхушкой дагестанцев и иранским шахом Аббасом II. Важно здесь подчеркнуть в частности участие в этой освободительной борьбе жителей кайтагских союзов сельских общин.
Важный вклад в освободительную борьбу народов Дагестана против иранских агрессоров в XVII в. внесли и другие союзы сельских общин даргинцев. Так, в селениях, входивших в бывший в прошлом союз сельских общин Каба-Дарго, сохранились предания о приходе на их территорию войск иранского шаха Аббаса I (1587— 1629). Войска Аббаса I несколько раз приходили в Каба-Дарго. Первый раз-они прошли через Каба-Дарго в Акуша-Дарго. Согласно имеющимся сведениям, это произошло и 1612—1613 гг. Персы прошли через селения Урахи (центр Каба-Дарго) — Н. Мулебки— В. Мулебки и Усиша, где и произошло сражение между кизылбашами и горцами. Видимо, первый поход был не совсем удачным для кизылбашей, поскольку они по указанному маршруту снова предприняли поход в Акуша-Дарго в 1613—1614 гг.23
Во время первого похода кизылбашей в Акуша-Дарго в сражении их с горцами было убито в один день 4400 горцев24, как об этом свидетельствует надпись на надмогильном камне, обнаруженная на старинном кладбище вблизи селения Шукты 25 нынешнего Акушинского района. Такое большое количество погибших горцев является свидетельством их упорного сопротивления завоевательным устремлениям иранского шаха. Имеется и другое свидетельство участия союза Акуша-Дарго в борьбе против агрессивной политики шаха Аббаса I в отношении Дагестана. Согласно надписи на полях арабоязычной рукописи «Халлух ал Иджаз», переписанной в 1612—1613 г. жителем селения Акуша, «когда шла война против шиитов (иранцев — Б. А. и М.-С. У.) и Юсуп-хана с Дарго и Сюрги…, в конце концов Дарго победило над Юсуп-ханом и неприятелями» и уничтожило из отряда Юсуп-хана «2000 человек, носивших оружие»26. Видимо, и этот поход Юсуп-хана, являвшегося наместником Аббаса I в Ширване27, не привел к желанным шахом результатам. Поэтому и последовал поход шахских войск под Усиша и в 1613—1614 гг.28, об итогах которого, к сожалению, нет никаких дополнительных сведений.
Мы имеем фольклорного характера сведения о приходе войск шаха Аббаса I под аул Урахи и об его осаде ими29, а также об упорном сопротивлении осажденных иноземным завоевателям.
Имеются также сведения о приходе шахских войск под Урахи в конце XVII в. В частности, на одной из арабских рукописей, обнаруженной в Мекеги, сохранилась надпись о том, что в 1100 году хиджры (1689 г.) в селение Хурук пришли кизылбашские войска. В этой же рукописи имеется запись, в которой отмечается, что войска рафизитов пришли в Баршулу во время Али Султана в 1100 году. Как отмечено в историческом сочинении, «завоеватели пришли в Урахи по известному пути, который из селения Башлы вел в Маммаул-Кичи-Гамри», а оттуда в Урахи30.
В целом, как видно из приведенного материала, даргинские союзы сельских общин оказывали иранским завоевателям серьезное сопротивление, не покорялись им и не дали им укрепиться в горной части Дагестана. Иранские шахи после этого все силы направили на утверждение своего господства над кумыками, жившими в основном в феодальных владениях в приморской, плоскостной части Дагестана. Покорив их, Аббас I рассчитывал начать борьбу за господство на всем Северном Кавказе31.
В борьбу за независимость Дагестана от иранских шахов в XVII в. были вовлечены и союзы сельских общин Западного Дагестана. Мы не располагаем архивными данными, подтверждающими этот тезис. Это можно утверждать, только ссылаясь на имеющийся историко-этнографический материал. Так, согласно полевым данным, собранным в Цунтинском районе ДАССР, рядом с селением Хупри в прошлом имелись три отдельных населенных пункта: Тариэль, Ишимхо и Кия. Согласно сохранившимся у дидойцев преданиям 32, эти селения были разрушены кизылбашами. Часть жителей этих сел разбежалась, часть их была пленена кизылбашами и продана в рабство.
Такая же участь постигла жителей и селения Хибятль33.
Указанные селения Хупри и Хибятль расположены на дороге, шедшей из Дагестана в Грузию через Кодорский перевал. Возможно, что войска шаха Аббаса I, находившиеся в первой четверти XVII в. в Грузии, и пытались проникнуть в Дагестан по этой дороге. Однако большого успеха шахские войска не достигли и углубиться в Дагестан с этой стороны они не решились. Возможно, неудачей шахских войск в этой части Дагестана и объясняется приказ Аббаса II, запрещавший возить в Аварию («в Уварскую землю» — по русским источникам34) какие бы то ни было товары, что было равносильно объявлению своего рода экономической блокады Аварии. Шахские войска пошли в обход, чтобы проникнуть в Дагестан через Северный Кавказ, но сопротивление осетин и кабардинцев35 вынудило их отказаться и от этого плана,
Союзы сельских общин Западного Дагестана отстаивали свою независимость и от грузинских правителей, пытавшихся в разные периоды подчинить их своей власти. В этой борьбе союзы сельских общин Дагестана оказывали взаимопомощь. Так, например, когда в 1640 г. кахетинский царь Теймураз напал на дидойцев и захватил часть их территории, дидойцы с помощью соседних союзов сельских общин изгнали отряды Теймураза37 и положили конец его притязаниям на господство над ними.
Все это свидетельствует о том, что в XVII в. союзы сельских общин Дагестана принимали активное участие в борьбе за независимость Дагестана от иноземных правителей, главным образом от сефевидских шахов Ирана.
В конце XVII—начале XVIII в. Дагестан оказался в орбите международных интересов Турции, Ирана и России, издавна соперничавших между собой за овладение Кавказом. Особенно большую опасность представлял шахский Иран. В Дербенте находились султаны, которые, по словам И.-Г. Гербера, «всегда присылались от шаха из Испогани и великую власть имели над всеми к Дербенту надлежащими уездами»38. Наместники шаха в Дербенте неоднократно предпринимали карательные экспедиции в Южный Дагестан с целью подчинить своей власти Табасаран и союзы сельских общин Самурской долины. Султаны дербентские, писал И.-Г. Гербер, «их яко подданными к Персии по честь хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтоб их силою под владение привесть, однакож дагистанцы всегда противились и высланных дербенцов кровотекущими головами назад отсылали»39.[2] Дербент и другие места южного Дагестана испытывали на себе тяжесть иранского гнета. Постоянно растущий гнет, произвол и насилия вызвали протест со стороны дагестанцев.
В XVIII в. в районах приморского и юго-западного Дагестана все еще сохранялись воздвигнутые Сефевидами в период их могущества укрепления с воинскими гарнизонами. Они служили известным препятствием свободному передвижению населения и перегону скота из Дагестана на зимние пастбища Азербайджана[3] , мешали развитию торгово-экономических связей Дагестана с Закавказьем. Как и прежде, шахи Ирана считали Дагестан своей территорией и на этом основании вмешивались во внутренние дела дагестанских владений40. Сефевидский Иран и в начале XVIII в. представлял для народов Дагестана, в том числе и жителей союзов сельских общин, силу, угрожающую национальной независимости и способствующую усилению социального гнета. Этим объясняется и то, что «идея антифеодального протеста сливалась в сознании горцев с их антиколониальными устремлениями»41. Надо иметь в виду и то, что горцы Дагестана, будучи суннитами, подвергались и религиозным гонениям со стороны персов-шиитов. Опираясь на поддержку шаха, шиитские проповедники насильно распространяли шиизм среди суннитского населения южного Дагестана, открывали шиитские мечети и медресе42.
Все это, естественно, вызывало недовольство дагестанцев.
Первыми против владычества Ирана в 1707 г. восстали аварцы Джаро-Белоканского союза сельских общин, к которым присоединились цахурцы и азербайджанцы.[4] К восстанию со временем включилась и часть феодалов и местного мусульманского духовенства, которые намеревались использовать выступления народных масс для того, чтобы укрепить свою власть, расширить границы своих владений43. Захватив руководство восстанием, феодалы и духовенство сумели придать ему исключительно антииранский характер, и оно приобрело религиозную оболочку, развиваясь под лозунгом борьбы правоверных суннитов против еретиков-шиитов 44.
Шах послал против восставших своего наместника в Кахетин Имам-Кулихана. При подавлении восстания было сожжено селение Джара45.
В 1710 г. против феодального угнетения и колониального гнета начались восстания в Кайтаге46. К восставшим примкнул уцмий Ахмед-хан, который придал восстанию исключительно антииранский характер. [5]
В 1711 г. против иранских завоевателей снова поднялись жители Джаро-Белоканского союза, а также лезгинских союзов и лакцы.[6] Во главе повстанцев стоял уроженец сел. Дедел и Мюшкюрского уезда Хаджи-Давуд Мюшкюрский. Уцмий Кайтага отправил к Хаджи-Давуду отряд под предводительством Муртузали. Повстанцы взяли Шабран, затем Дербент и Худат и, расправившись со сторонниками Ирана, убили кубинского правителя Султан-Ахмед-хана. Одновременно с этим повстанцы Джара, Тала и Цахура разбили в Нухинcком уезде шахские войска, возглавляемые правителем Ширвана Гусейн-Али-ханом.