И Газикумух и Аухар выступают здесь как самостоятельные силы, но объединенное войско их находилось под предводительством шамхала. Шараф ад-Дин Йезди, который использовал текст Шами, изменил фразу таким образом, что стало возможным его иное толкование.
Английский путешественник Антоний Дженкинсон (путешествовал в 1558-1560 гг.) отмечал, что «город Дербент, находящийся теперь под властью персидского Суфия… примыкает к вышесказанной земле Шамхала (Shaefcall)»41. Это подтверждает мысль о том, что и впоследствии территория шамхальства продолжала расширяться, но за счет равнинных, в частности, кумыкских земель.
Выше уже упоминали, что в источниках IX-X вв. под «Лакз» понималась только территория, занимаемая представителями лезгинских языков (исключая табасаранцев). В противоположность этому у авторов последующих веков не наблюдается подобного рода совпадения терминологии. Каждый из них своеобразно понимал этот термин, причем территория Лакза в понятии этих авторов была гораздо шире и выходила за рамки этнических образований.
Правда, некоторые авторы XII-XIII вв., преимущественно арабоязычные (ал-Гарнати, Мас’уд ибн Намдар, Закарийа ал- Казвини) продолжают понимать Лакз в традиционном смысле.
Так, например, ал-Гарнати, продолжая эту традицию, подразумевал под ал-Лакзан42 лезгинские районы. То же самое у Закарии ал- Казвини, правда, с большим уклоном в сторону перенесения значения термина на юго-западный Дагестан, примерно на территорию нынешних Ахтынского и Рутульского районов. Главным городом Лакза (Лакзана) назван Цахур43. У Мас’уди ибн Намдара термин Лакз также употреблен в традиционном смысле: ряд селений ал-Лакза выступает в роли посредников между Ширваном и жителями «пограничной области Гумик»44.
Однако, употребление термина Лакз в традиционном смысле уже перестает быть правилом у ряда авторов, писавших после X в.
Так, например, Йакут не дает определенного представления о Лакзе, и сведения его о Лакзе не могут быть целиком отнесены ко всей территории, занятой представителями лезгинских языков. Когда составитель знаменитого «Му’джам ал-булдан» пишет о различных сословиях населения «страны Лакз»45, он опирается на данные своих предшественников и потому вкладывает в ал-Лакз традиционный смысл. Но Йакут в этом не последователен. В статье, посвященной Лакзу, автор уже имеет в виду узкую территорию, городок (булайда) близ Дербента: «Лакз — городок за Дербентом, граничащий с Хазараном. Называется так по имени основателя его. И говорят, что Лакз, ал-Хазар, Саклаб и Беленджер — сыновья Йафетасына Ноя»46.
Ибн ал-Асир (1160-1234) понимает под «страной Лакз» то южный Дагестан, то область между Дербентом и аланами47.
Арабский историк и географ Абу-л-Фида (1273-1331) также вкладывает в термин Лакз более широкое, чем было принято ранее, понятие: «Близ него (города Куманджар) [расположена] страна ал-Кази (ал-Лакзи), а они (жители Лакзи) живут в горах, разделяющих северных татар, т.е. татар Берке и южных татар, т.е. татар Хулагу и город их называется Лакз. На севере от ал-Кази (ал- Лакзи) расположен Кайтак»48.
Ознакомление с терминологией Рашид-ад-Дина (1247-1318) приводит нас к убеждению, что, употребив впервые термин «Лезгистан»49, он вкладывал в него широкое, общедагестанское понятие, но конкретные события, происходящие в «Лезгистане», относятся только к Южному Дагестану. И, наконец, персидский историк и географ Хамдаллах Казвини (ум. в 1349 г.), описывая Кавказские горы (Эльбруз), указывает, что западную сторону их, «примыкающую к горам Гуржистана, называют горы Лекзи (Kuh- i-Leksi)»50.
Как усматривается из приведенных выше известий о Лакзе, у ряда арабских и персидских авторов уже наметился отказ от традиционного понятия «Лакз» как выражения определенной части, а именно юга Дагестана, и переход к стиранию этнических различий и обозначению под этим термином почти всех горцев Дагестана.
В таком же широком смысле употребляется «лесги» у Рубрука. Рубрук не имел ясного представления о горских народностях и, почти всех их (лезгин, аварцев, лаков и даргинцев) называя общим термином, писал, что за аланами (осетинами) «вблизи моря или озера Этилии находятся некие Саррацины, именуемые Лесгами, которые равным образом не подчинены (татарам)»51, или же: «К западу же от Каспийского моря находятся Аланские горы, Лесги, Железные ворота и горы Георгианов»52.
Все приведенные выше данные говорят о том, что у авторов внедагестанского происхождения отсутствовало, когда речь идет о XIII-XV вв., ясное представление о политической географии Дагестана. Эти авторы распространили термин Лакз почти на весь Дагестан, и таким образом в термин вкладывалось, прежде всею, понятие территориальное, а не этническое или политическое.
Получается странная с исторической точки зрения картина: термин Лакз переносится на южный или весь Дагестан в то именно время, когда на это было меньше всего оснований. Ни в XIII в., ни в XIV в. (возможно и в X-XII вв.), ни в последующие века на территории, занятой представителями лезгинской группы языков, не существовало единого государства, а имелся ряд мелких политических образований. «История Ширвана и Дербенда» уже в начале XI в. различает Западный и Восточный Лакз — возможно, здесь имеются в виду две самостоятельные территории, образовавшиеся на территории единого еще в VIII-IX вв. Лакза. Как уже указывалось выше, известный арабский энциклопедист Йакут (ум. 1229) сообщает уже не о «малике» Лакза, а о «маликах»53, подчеркивая тем самым, что центральной власти в Лакзе уже не существует. К выводу об отсутствии в XIII-XV вв. политического единства в пределах бывшего Лакза приводят нас также эпиграфические данные. Так, например, надпись 1432 г. из Цахура54 говорит о существовании Рутула и Цахура в качестве отдельных, самостоятельных политических единиц. Надпись из сел. Гельхен Курахского района (как и аналогичная из сел. Шиназ Рутульского района) содержит известие о «сожжении селения Ахты жителями Кумуха и Рутула» в 943/1536 г.55 Стало быть, к числу перечисленных политических единиц можно отнести также селение Ахты с прилегающими к нему населенными пунктами.
Селение Тпиг также являлось самостоятельным политическим центром, который объединял вокруг себя или же подчинял ближайшие агульские аулы. Одна из надписей, обнаруженных в Тпиге и датируемых палеографически XII-XIII вв., рассказывает о выступлении «всех мусульман против нас», т.е. правителей Тпига, строительстве крепости по этому поводу56.
То же самое можно сказать о Курахе, где надпись 757/1356 г. детально зафиксировала границы общества Курах57. Л.И. Лавров, открывший и издавший эту надпись, установил, что в надписи рассказывается не об отдельной сельской общине, а о союзе сельских общин во главе с Курахом58.
Хороший качественный материал. Респект!