I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII
ГЛАВА II
(Котович В.Г.)
Древнейшие земледельцы и скотоводы
§ 1. Общая характеристика эпохи
Следующий период истории Дагестана охватывает конец каменного века, получивший в науке название неолит, или новый каменный век, и медно-каменный век, или энеолит. Он ознаменовался многими важными открытиями и достижениями, давшими значительный толчок дальнейшему развитию производительных сил первобытного общества. Важнейшим среди них, бесспорно, явился переход части неолитических племен от присваивающего хозяйства к новой экономике, основу которой составляло производящее земледельческо-скотоводческое хозяйство.
Выделение земледельческо-скотоводческих племен из остальной массы охотников, рыболовов и собирателей справедливо расценивается советскими учеными как первое в истории человечества крупное общественное разделение труда, оказавшее определяющее влияние на дальнейшее развитие общества.
«Неолитическая революция», как принято называть переход неолитических племен юга к новому производящему типу хозяйства, способствовала распространению у них относительно прочной оседлости. А это в свою очередь повлекло за собой возникновение неизвестных ранее отраслей производства, таких, как строительство постоянных жилищ, изготовление глиняной посуды, ткачество и др.
По мере становления земледельческо-скотоводческого хозяйства резко сокращаются размеры территорий, эксплуатируемых отдельными племенами и родовыми общинами. Огромная территория, прежде находившаяся во владении одного охотничьего племени, в новых условиях оказывается в состоявши обеспечить необходимыми продуктами питания значительно большее количество населения. Поэтому отпочковавшиеся в процессе сегментации коллективы теперь не покидают первоначальной территории, а селятся поблизости от материнской общины, поддерживая с ней экономические, культурные и этнические связи. Возрастает плотность заселения районов с земледельческо-скотоводческим населением. Возникают достаточно прочные объединения родственных племен.
Новые черты общественного устройства обусловили дальнейшее упрочение родовых общин, укрепление племен, образование племенных объединений. Сложившаяся в эту эпоху стройная общественная организация регулирует внутреннюю жизнь родовых общин и их взаимоотношения, равно как и отношения между племенами. Благодаря этому родо-племенной строй, переживавший период расцвета, поднимается в своем развитии на еще более высокую ступень.
В энеолите человечество вступает в новую эпоху — эпоху металла. Важнейшим достижением на этом пути было освоение металлургии меди. Правда, первые металлические орудия были и немногочисленны и недостаточно совершенны. Однако быстрое развитие древней металлургии оказало прогрессивное влияние на рост производительных сил.
Судя по имеющимся данным, в энеолите происходит дальнейшее развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, предстающего в материалах изученных памятников в уже достаточно сложившемся виде.
По мере усложнения хозяйства развивается обмен, налаживаются постоянные связи не только между соседними племенами, но и между населением сравнительно отдаленных территорий.
Рост производительности труда, особенно развитие скотоводства, металлургии и обмена, неизбежно приводили к возникновению имущественного неравенства. Внутри родовых общин оно проявлялось в различном имущественном положении отдельных семей. Процесс имущественной дифференциации охватил все звенья родо-племенной организации: и род, и племя, и объединения племен. Возникают межплеменные столкновения, ведущие к еще большему обогащению родо-племенной верхушки, усилению имущественного неравенства.
Отмеченные факторы отразились и на социальных отношениях энеолитического общества. В эту эпоху начинается процесс замены матриархально-родовых отношений новыми, основанными уже на отцовском праве. Выделяется родо-племенная знать. Все это ведет к зарождению неравноправных отношений внутри рода и племени.
В целом совокупность указанных выше причин создала предпосылки к последующему разложению первобытнообщинного строя.
§ 2. Неолит
Эпоха неолита охватывает на Кавказе V и, вероятно, часть VI тысячелетия до н. э.
Неолитическая культура Дагестана, как, впрочем, и всего Кавказа в целом, изучена еще недостаточно. Наши представления о дагестанском неолите основываются на материалах более чем двадцати памятников этой эпохи. В большинстве своем — это остатки селищ с разрушенными или сильно нарушенными культурными слоями и мастерские, где разрабатывались естественные месторождения кремня. Хорошо сохранившиеся селища и могильники неолитического времени в Дагестане пока не выявлены. Поэтому имеющиеся материалы характеризуют главным образом развитие каменных орудий в разные периоды неолитической эпохи. Сведениями же о конкретных условиях жизни неолитических обитателей Дагестана, их жилищах, способах ведения хозяйства и многих других интересных и важных деталях быта мы в настоящее время не располагаем.
Однако изучение орудий труда позволяет проследить процесс развития производительных сил дагестанских неолитических племен и на этой основе с привлечением сравнительных: материалов воссоздать в самых общих чертах картину их жизни. Имеющиеся материалы позволяют выделить в неолитической культуре Дагестана два этапа: ранний и поздний.
Ранний неолит
Памятники раннего неолита выявлены в настоящее время в приморских и предгорных районах Дагестана. Это — остатки селищ в окрестностях Махачкалы (в урочище Тарнаир) и неподалеку от Буйнакска. Тарнаирское селище расположено на древней морской, а Буйнакское — на древней речной террасах. В сходных: условиях, на древних речных и морских террасах, располагались неолитические поселения и в других областях Кавказа.
В обоих дагестанских селищах собраны многочисленные материалы: каменные орудия труда, заготовки для них, отходы производства. Среди них в большом числе представлены микропластинки правильной формы и изготовленные иа них миниатюрные орудия. Найдены и небольшие нуклеусы призматической и пирамидальной формы, предназначенные для отделения микропластинок. Часты находки острии, скребков, среди которых преобладают округлые, и других орудий. Все эти поделки своей формой, размерами и техникой обработки поразительно напоминают соответствующие образцы кремневого инвентаря из позднемезолитических комплексов Дагестана и, подобно им, применялись для тех же целей, главным образом для оснащения охотничьего вооружения и обработки охотничьей добычи.
Помимо описанных изделий, свидетельствующих о преемственнои связи с позднемезолитическои культурой, встречаются и новые типы кремневых орудий, впервые появившиеся уже в раннем неолите. Среди них отметим длинные ножевидные пластины и орудия из них, наконечники стрел листовидной и треугольной формы. Последние тщательно обработаны с обеих сторон отжимной ретушью. Найдены и кремневые ретушеры — орудия для нанесения такой ретуши — в виде треугольных в сечении стержней с суживающимися концами.
В инвентаре обоих селищ встречаются и крупные каменные орудия, так называемые макролиты. Наибольший интерес среди них представляют уплощенно-клиновидные орудия с подшлифованным лезвием. Подобные орудия, также впервые появившиеся в неолите, имели универсальное назначение. Они употреблялись в качестве топоров, тесел и даже наконечников мотыг. Клиновидные топоры тесла, по-видимому, получили широкое распространение на Северном Кавказе, и в частности у дагестанских ранненеолитических племен.
В целом же ранненеолитическая культура Дагестана сочетает в себе пережиточно сохранившиеся приемы предшествующей мезолитической эпохи (широкое употребление микролитических вкладышей) с характерными чертами новой неолитической техники (употребление топоров, крупных ножевидных пластин, наконечников стрел выработанной формы и др.). Все это позволяет охарактеризовать данную эпоху как важное звено в непрерывном, преемственном развитии местных культур в конце каменного века.
Поздний неолит
Следующий этап развития дагестанской неолитической культуры представлен в материалах памятников, обнаруженных в Акушинском и Гунибском районах. Это главным образом остатки селищ и мастерские, где добывался камень.
В позднем неолите селища по-прежнему располагались в речных долинах, на древних речных террасах и на пологих склонах горных хребтов. При их осмотре и изучении собран значительный материал, знакомящий нас с орудиями труда поздненеолитического населения Дагестана.
Орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня, однако облик их существенно изменился. Почти полностью исчезают из инвентаря микролитические вкладыши в виде миниатюрных пластиночек правильной формы. В материалах неолитических селищ Акушинского района, расположенных в урочищах Какала-Кадала-Хар, Сага-Цука и др., находки таких микропластинок крайне редки. Их место занимают крупные ножевидные пластины, которые встречаются здесь в большом количестве. Найдены и крупные нуклеусы пирамидальной формы, сохранившие следы отделения подобных пластин. Встречаются также скребочки, различные острия, треугольные наконечники стрел с выемкой в основании, гео-

метрические вкладыши в форме сегмента и др. Среди микролитического инвентаря выделяется кремневый топор-мотыга овальной формы — орудия типа «пик».
В инвентаре описываемой группы селищ не обнаружено керамики. Однако в одновременных памятниках на территории Грузии и причерноморских областей Кавказа таковая уже встречается. Основываясь на этом, можно предполагать, что и племена, населявшие территорию Дагестана в позднем неолите, уже были знакомы с изготовлением глиняной посуды.
Неолитические памятники, и инвентаре которых встречена керамика, выявлены в живописных окрестностях сел. Ругуджа Гунибского района. Они относятся к самому концу неолитической эпохи.
Керамика представляет собой обломки сосудов, изготовленных из глины с примесью крупно истолченного камня (дресвы). Цвет сосудов преимущественно бурый. Они слабо обожжены, из-за чего черепки сосудов отличаются рыхлостью и легко ломаются. На одном из ругуджинских селищ, расположенном в урочище Малин-Карат, найдена часть горшка, украшенного по верхнему краю рядом круглых сквозных отверстий, проделанных изнутри сосуда еще до его обжига. Этот своеобразный прием украшения сосудов, впервые появившийся в позднем неолите, будет долгое время применяться местными дагестанскими гончарами в последующие периоды, свидетельствуя о длительном переживании древних местных традиций.
Керамика ругуджинских селищ знакомит нас с древнейшими образцами известных в настоящее время гончарных изделий Дагестана. Следует отметить, что по приемам изготовления и качеству обжига она близко напоминает керамику из неолитических стоянок Западного Кавказа.
В кремневом инвентаре ругуджинских селищ уже совершенно отсутствуют микролитические вкладыши. Преобладают крупные ножевидные пластины и изготовленные из них орудия: скребки и острия. Интересны найденные здесь терки, сделанные из небольших плоских речных валунов. Судя по сохранившимся на них следам работы, они использовались для размола небольших количеств зерна и иной растительной пищи.
Происшедшие в неолите изменения в технике изготовления орудий труда повлекли за собой резкое возрастание потребности в качественном кремне, шедшем на массовое изготовление крупных макролитических орудий и большого числа разнообразных режущих инструментов (ножей, жатвенных орудий, проколок, сверл, пилок, скребков и т. д.). Начинается интенсивная разработка естественных месторождений кремня, возникает множество кремневых мастерских.
В Дагестане такие кремневые мастерские обнаружены в богатых выходами качественного мелового кремня окрестностях селений Акуша, Усиша, Цудахар и др. Здесь, на местах древних разработок кремневых месторождений, в огромном количестве встречаются отщепы, пластины, обломки и осколки кремня, представляющие собой отходы производства. Среди них попадаются и заготовки различных орудий труда, а иногда даже самые орудия. В большинстве своем они относятся к неолитической эпохе.
Племена, разрабатывавшие эти месторождения, снабжали кремнем население соседних районов. Это способствовало расширению межплеменного обмена, упрочению связей между отдельными племенами.
Возникновение земледельческо- скотоводческого хозяйства
Изучение имеющихся материалов позволяет раскрыть сущность тех глубоких, коренных изменений, которые произошли в хозяйстве неолитических племен, населявших территорию Дагестана.
Судя по широкому распространению в инвентаре ранненеолитических памятников микролитических вкладышей, предназначавшихся для оснащения охотничьего вооружения, охота все еще оставалась одной из ведущих отраслей хозяйства. Однако появление каменных топоров, предназначавшихся для строительства жилищ и расчистки участков под посевы, а также длинных ножевидных пластин, использовавшихся для жатвы, свидетельствует о зарождении земледелия и вызванном им переходе к оседлому образу жизни.
В инвентаре поздненеолитических памятников резко сокращается количество микролитических вкладышей. Здесь сказывается падение хозяйственного значения охоты, которая начинает играть в экономической жизни древних дагестанских племен подсобную, второстепенную роль. Значительное увеличение количества крупных ножевидных пластин -— жатвенных ножей в инвентаре поздненеолитических селищ — отражает возрастающее значение земледелия. В то же время стали известны и более сложные орудия типа серпов, у которых коленчатая деревянная или костяная оправа оснащалась одной или несколькими ножевидными пластинами или их сечениями.
Эволюция кремневого инвентаря дагестанских неолитических памятников находит себе многочисленные параллели на юге: в одновременных памятниках Закавказья, Передней и Средней Азии, где в мезолите и раннем неолите происходило становление производящего, земледельческо-скотоводческого хозяйства. Особенную близость дагестанские материалы обнаруживают с кремневым инвентарем из памятников Южного Прикаспия и Туркменистана, последовательные этапы развития которого в VI—V тысячелетиях до н. э. характеризуются заменой микролитических орудий новыми, среди которых большую роль играют крупные ножевидные пластины и топоры с подшлифованными лезвиями. В хорошо изученных неолитических памятниках Южного Туркменистана помимо каменных орудий обнаружены остатки долговременных глинобитных построек, а также зерна злаков и кости домашних животных, что неоспоримо свидетельствует об оседлости населения, занимавшегося земледелием и скотоводством.
Для сравнения укажем, что на обширных пространствах более северных районов Евразии, население которых по- прежнему занималось охотой, рыболовством и собирательством, микролитический кремневый инвентарь господствует на всем протяжении неолитической эпохи.
Приведенные факты не оставляют сомнений в том, что отмеченные особенности эволюции кремневых орудий свидетельствуют о сложении у дагестанских неолитических племен древнейших форм производящего хозяйства, основанного на земледелии и скотоводстве. Данное обстоятельство позволяет расширить ареал распространения раннеземледельческой культуры на Кавказе, до сих пор ограничивавшийся пределами Закавказья, за счет включения в него территории Дагестана, а может быть, и всего Северо-Восточного Кавказа.
Древность дагестанского земледелия подтверждается также этнографическими материалами. Почти у всех народов Дагестана в качестве ритуальной пищи употреблялись вареные или обжаренные зерна злаков (ячменя или пшеницы), которые сами по себе являются одним из древнейших видов растительной пищи. Во многих дагестанских языках под понятием «еда» обычно подразумевается хлеб или мучные блюда, тогда как все остальные виды пищи (включая молочную и мясную) являются как бы только дополнением к ней.
Раннему возникновению в Дагестане земледельческого хозяйства в немалой степени способствовали его естественно-географические условия. Предгорная и горная зоны были особенно благоприятны для развития здесь лиманного земледелия — одного из древнейших типов земледельческого производства. У подножия горных хребтов и на древних речных террасах в достаточном по тому времени количестве имелись пригодные для этой цели небольшие участки земли с естественно восстанавливаемым плодородием почвы. Обработка их производилась с минимальными затратами труда. Они не требовали и искусственного орошения.
Помимо этого в горном Дагестане имелись эндемичные сорта злаков, пригодные для культивирования. Специалисты называют среди них некоторые разновидности пшениц, пленчатых и особенно голозерных ячменей, а также бобовых: чечевицы и конских бобов. По мнению академика П. И. Вавилова, из горного Дагестана ведет свое происхождение и широко известная «персидская» пшеница. Все это при наличии известного опыта использования злаковых растений, накопленного поколениями собирателей еще в каменном веке, положительно сказалось при переходе дагестанских неолитических племен к земледельческому хозяйству.
Отмечая важность местных факторов в этом процессе, нельзя недооценивать также значение культурных связей населения Кавказа с древнейшими очагами земледельческий культуры в странах Передней Азии. Существование таких связей в неолите и в последующие эпохи считается доказанным.
Благодаря этим связям кавказские (в том числе и дагестанские) племена имели возможность знакомиться с достижениями передовых древневосточных цивилизаций, что оказывало положительное воздействие не только на развитие древних кавказских культур, но также и на местную экономику. Не вызывает сомнения, что при переходе к новому типу хозяйства кавказские племена были знакомы с достижениями земледельческого производства в странах Передней Азии.
Слабая изученность дагестанских неолитических памятников лишает нас возможности охарактеризовать уровень развития в эту эпоху скотоводства, являвшегося другой основной отраслью нового производящего хозяйства неолитических племен. В соседних областях юга нашей страны и в странах Передней Азии в это время уже практиковалось разведение- овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и некоторых других домашних животных. Основываясь на этом, а также имея в виду, что все эти виды животных были хорошо известны населению Дагестана в последующую энеолитическую эпоху, мы можем предполагать, что местные .неолитические племена наряду с земледелием занимались также и скотоводством. Это подтверждается находкой костей домашнего быка на поздненеолитическом селище Малин-Карат.
Таким образом, имеющиеся данные свидетельствуют о постепенном переходе дагестанских племен к производящему земледельческо-скотоводческому хозяйству еще в неолите, в конце VI—V тысячелетии до н. э. Он ознаменовал гигантский скачок в развитии производительных сил, определивший более высокие темпы их последующего исторического развития.
§ 3. Энеолит
Памятники энеолитической эпохи выявлены в Закавказье и в Дагестане совсем недавно. Изучение их еще не завершено. Поэтому кавказский энеолит, охватывающий период с конца V до конца IV тысячелетия до н. э., не может быть охарактеризован в настоящее время с необходимой полнотой.
На территории Дагестана выявлен пока единственный памятник энеолитической эпохи — нижний (основной) культурный слой Гинчинского поселения, расположенного в высокогорном Советском районе, в самой глубине горного Дагестана.
Поселения и жилища
Гинчинское поселение находится в одной из небольших боковых долин, образованых Гидатлинской речкой — правым притоком Аварского Койсу, одной из главных речных артерий горного Дагестана. Оно занимает участок древней речной террасы, частично ограниченной ее естественными обрывами. Там, где не было естественных преград, древние обитатели поселения соорудили из камня оборонительную стену толщиной до 1 м по основанию.
Судя по особенностям расположения Гинчинского поселения, можно полагать, что в IV тысячелетии до н. э. происходил активный процесс освоения земледельцами речных долин горного Дагестана, наиболее благоприятных для развития древнего земледелия. Прямым следствием этого процесса явилась возросшая плотность населения этих районов, которая вызвала нехватку пригодных для хозяйствования земель. Появляется повод для усиления межплеменных столкновений, на что прямо указывает укрепленный характер Гинчинского поселения.
При раскопках Гинчинского поселения обнаружены остатки четырехугольных жилищ. Стены их сооружены из небольших каменных плит и речных валунов, уложенных насухо, без скрепляющего раствора. Строительный материал, вероятно, добывался прямо из речного русла.
На глинобитных полах жилищ устраивались простые очаги открытого типа. В полах делались небольшие хозяйственные ямы, служившие хранилищами. Под полами жилищ обнаружено несколько человеческих захоронений. Обычай хоронить покойников внутри жилищ широко практиковался многими раннеземледельческими племенами.
Выявление каменного домостроительства в Гинчинском поселении представляет большой интерес, так как оно характеризует одну из отличительных этнографических особенностей культуры горного Дагестана. Примечательно, что в одновременных памятниках на территории Азербайджана обнаружены круглопланные и прямоугольные типы жилищ, стены которых сложены либо из сырцовых кирпичей, либо (реже) из небольших камней на глиняном растворе.
Хозяйство
На исследованных участках культурного слоя Гинчинского поселения обнаружены разнообразные археологические материалы, характеризующие различные стороны жизни и быта его обитателей.
Прочную основу их хозяйства составляли земледелие и скотоводство. О занятиях земледелием свидетельствуют находки многочисленных каменных зернотерок и терочников, причем зернотерки нередко имеют крупные размеры рабочей поверхности. Данное обстоятельство указывает на то, что обитатели поселения снимали уже относительно большой
Кремневые ножевидные пластины (/—4), каменные зернотерки (5, 6), Образцы расписной керамики (7—12), обломки тонкостенных горшочков {13—14), миска (15), горшки (16, 17, 21), дуршлаг (18), образцы орнаментированной посуды (19, 20) из Гинчинского энеолитического поселения (IV тысячелетие до н. э.)
урожай зерна. На обломках керамики нередко встречаются отпечатки соломы. Во множестве найдены здесь и жатвенные ножи — крупные кремневые ножевидные пластины, подобные неолитическим.
В нижнем культурном слое поселения представлены кости крупного рогатого скота, овец и коз, свидетельствующие о сложившемся составе стада. Скотоводство в эту эпоху носило придомный характер.
Наряду со скотоводством обитатели поселения охотились на оленей, бизонов, туров и других животных.
Орудия труда в эту эпоху изготовлялись преимущественно из камня и кости. Помимо упомянутых выше каменных зернотерок и кремневых жатвенных ножей в производственном инвентаре Гинчинского поселения представлены каменные песты, отбойники, режущие орудия и острия из камня. Часто встречаются костяные шилья, проколки, лощила.
В энеолитическую эпоху на Кавказе возникает и начинает развиваться металлургия меди. Правда, на Гинчинском поселении металлические изделия не были найдены. Однако в некоторых одновременных памятниках на территории Азербайджана таковые уже встречаются. Это — простейшие типы проколок и украшений, изготовленные из меди с небольшой примесью мышьяка. Специальными исследованиями установлено, что для этой цели употреблялась не самородная, а выплавленная из руды медь. Эти факты свидетельствуют о зарождении на Кавказе в IV тысячелетии до н. э. местной металлургии.
Большой интерес представляют найденные на поселении обломки глиняной посуды. Изучение их показывает, что керамическое производство сделало по сравнению с предшествующей эпохой значительный шаг вперед. На Гинчинском поселении представлены уже довольно разнообразные по форме и назначению глиняные миски, горшки, кувшинчики и другие типы сосудов, удовлетворявшие различные потребности быта.
Керамические изделия из энеолитического слоя Гинчинского поселения подразделяются на две группы. Более многочисленная из них продолжает развитие местных традиций керамического производства, зародившихся еще в позднем неолите. Это грубые толстостенные горшки и миски, изготовленные из глиняной массы с обильными включениями дресвы. Все они изготовлены вручную. Крупные горшки формировались посредством последовательного наращивания друг на друга широких глиняных лент. Места соединения лент затем тщательно обмазывались, и готовые сосуды после соответствующей обработки наружных поверхностей подвергались обжигу.
При обработке наружных поверхностей сосудов чаще всего практиковалось обмазывание их густым слоем жидкой глины и ангобирование, т. е. покрытие их тонким слоем хорошо отмученной глины, дававшей после обжига несколько иной оттенок цвета. Ангобированные сосуды нередко подвергались лощению. На поверхностях отдельных сосудов имеются отпечатки рогожи или циновки. Некоторые сосуды украшены орнаментом в виде налепных валиков с защипами, горизонтальных рядов сквозных отверстий под венчиком или нарезным елочным узором.
Почти все эти приемы обработки и украшения наружных поверхностей сосудов, возникнув в позднем неолите и энеолите, бытовали в Дагестане чрезвычайно долго. Они являются одними из наиболее характерных этнографических признаков древней культуры местных дагестанских племен.
Другая группа керамики Гинчинского поселения представлена обломками тонкостенных сосудов, отличающихся более тщательным изготовлением и хорошим обжигом. Некоторые обломки украшены росписью, сделанной красной или коричневой краской по более светлому фону. Подобная керамика встречается <в энеолитических памятниках на территории Азербайджана. Она обнаруживает определенное сходство с керамикой, бытовавшей в IV тысячелетии до н. э. в Северной Месопотамии и Восточной Анатолии.
Находки этой керамики в Закавказье и в Дагестане свидетельствуют о существовании связей населения этих областей со странами Переднего Востока в IV тысячелетии до н. э. Найденные на Гинчинском поселении обломки сосудов с отпечатками рогожи или циновки свидетельствуют об использовании растительных волокон для изготовления грубых плетеных изделий. Таким образом, создаются предпосылки для зарождения ткачества, существование которого в III тысячелетии до н. э. подтверждается археологическими материалами.
Материалы Гинчинского поселения знакомят нас с теми большими достижениями, которыми ознаменовалась для населения Дагестана энеолитическая эпоха. Судя по достигнутому в это время относительно высокому уровню развития земледельческо-скотоводческого хозяйства, зарождению металлургии, ткачества, строительного дела, можно предполагать, что в энеолите начинается переход от матриархально- родовых отношений к патриархально-родовым.
Сложение этнокультурной общности дагестанских племен
С переходом к оседлому земледельческо-скотоводческому хозяйству обширные, но довольно неустойчивые этнокультурные общности мезолитической эпохи сменяются менее крупными, но зато более устойчивыми этнокультурными общностями эпохи неолита и особенно энеолита. Определение этнической принадлежности раннеземледельческих племен имеет весьма важное значение, ибо именно в их среду уходят своими истоками многие из существующих ныне языковых групп, в том числе кавказско-иберийской семьи языков.
Как уже отмечалось, неолитические культуры Кавказа изучены пока еще крайне недостаточно, вследствие чего мы лишены в настоящее время возможности проследить на конкретном археологическом материале весь ход этнокультурного развития его населения в эту эпоху. Но даже и по имеющимся данным можно судить о том, что этот процесс протекал под переднеазиатским влиянием. (правильнее было бы, наверное, говорить о том, что кавказские неолитические культуры развивались в тесной связи с подобными культурами не только Передней Азии, но Ближнего и Среднего Востока и Южной Европы)
Более определенно рисуется процесс этнокультурного развития населения Кавказа в последующую, энеолитическую эпоху. В это время на Восточном Кавказе, на территории нынешнего Азербайджана и Дагестана, широко расселилась группа раннеземледельческих племен, оставивших памятники сходной культуры. Специфические особенности этой культуры проявляются в распространении керамики с примесями рубленой соломы в глиняной массе, а также керамики, украшавшейся расписным узором.
По мнению некоторых советских ученых (А. А. Иессен и др.), энеолитическая культура Восточного Кавказа является северной периферией более обширной энеолитической культуры восточно-переднеазиатского (иранского) круга. Одновременно с ней в Центральном Закавказье и Восточной Анатолии сложилась другая группа племен, в среде которых формировалась «куро-араксская» культура, широко распространившаяся на Кавказе в III тысячелетии до н. э. Можно полагать поэтому, что население Кавказа в энеолите не было этнически однородным. Процесс этнокультурного развития племен Центрального Закавказья и Восточной Анатолии, с одной стороны, и Восточного Кавказа и Северо-Западного Ирана — с другой, происходил различными путями.
Однако и интересующая нас энеолитическая культура восточно-переднеазиатского ареала не была однородной на всей территории своего распространения. Черты локального своеобразия прослеживаются достаточно отчетливо и на том ее варианте, который представлен в материалах Гинчинского поселения.
На материалах Гинчинского поселения мы можем отчетливо проследить черты локального своеобразия обширной энеолитической культуры восточно-переднеазиатского круга. Мы встречаем здесь керамику с отпечатками рогожи или циновки. Своеобразен и орнамент в виде сквозных проколов под венчиком, налепных валиков с вдавлинами. Все эти специфические особенности керамического производства, продолжающие его более древние традиции, встречаются южнее чрезвычайно редко.
Другой характерной особенностью дагестанского варианта энеолитической культуры является каменное домостроительство, отличающее его от других районов, где главным строительным материалом служил сырцовый кирпич.
Отмеченные черты, характеризующие этнокультурное своеобразие дагестанского энеолита, устойчиво повторяются и развиваются в последующие периоды медно-бронзового и даже раннежелезного века, свидетельствуя о генетической преемственности длительного автохтонного развития местного населения.
К сожалению, мы лишены в настоящее время возможности очертить достаточно определенно территорию расселения этой группы племен. Если же принять во внимание ареал обмазанной керамики в памятниках следующего, III тысячелетия до н. э., представляется возможным включить в него помимо Дагестана часть районов Северного Азербайджана, примыкающих к Большому Кавказу, а также территорию нынешней Чечено-Ингушетии.
Очерчиваемый таким образом ареал поразительно совпадает с территорией расселения родственного в лингвистическом отношении населения Восточного Кавказа, относящегося к дагестанской и вайнахской группам языков кавказско- иберийской языковой семьи.
(Котович В.Г.)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII