Место и время рождения Етима Эмина
До сих пор не утихают споры, в каком селении и когда родился Эмин: в селении Цилинг или Ялцуг? Хотя, честно говоря, принципиального значения вопрос, где он родился, не имеет, ибо в любом случае Эмин родился на лезгинской земле. Все же существующие мнения или разногласия по этим и другим вопросам требуют уточнения, подтверждения или опровержения.
Обратимся к рассказу Мугудина Меликова, сына Мелика: «Наш дед Савзихан — уроженец селения Цилинг. После окончания медресе он был назначен на должность кази (судьи) семи сел и переселился в село Ялцуг. В это время умер мулла из селения Кахцуг Агашериф[i] сын Таймараза. Осталась молодая жена Лейли с ребенком. Савзихан взял в жены Лейли, а ребенка по имени Шахламаз усыновил. В Ялцуге Лейли родила сыновей: Магомед-Эмина, Абдул-Мелика, Магомед- Неби, Гусейна; дочерей: Сувар, Фатимат, Эйлихан, Кизханум. Некоторые из них умерли еще в детстве. Ко времени смерти Магомед-Эмина Эйлихан, Мелик, Неби и Аливерди, сын Неби, были живы[ii].
Даты рождения и смерти Етима Эмина точно не установлены. Этот вопрос в литературе весьма спорный и запутанный. Разные источники дают разные годы рождения. Вот некоторые из версий:
Информатор | Место рожд. | Дата рожд. | Дата смерти |
Альманах дагест. литературы | Цилинг | 1816 | 1878 |
М.Гаджиев | Ялцуг | 1838 | 1878 |
А. Агаев | Цилинг3 | 1838 | 1878 |
Г. Садыки | Ялцуг | 1834,1838 | 20.10.1884 |
Р. Гайдаров | Цилинг | 1816 | 1878 |
Вагабова | Ялджуг | 1838 | 1878;1884 |
М. Ярахмедов [iii] | Ялцуг | 1838 | 1878 |
Г. Гашаров | Ялджуг[iv]; | 1838 | 20.10 1885 |
Г.Корабельников[v] | Цилинг | 1816 | 1878 |
К. Акимов | Ялцуг | 1838 | 20.10.1884. |
Родственники | Ялцуг | 1838 | 20.10,1884 |
По М. Гаджиеву, Магомед-Эмин родился 1838 году в селении Ялцуг Куринского ханства[vi]. Установление даты основывается на следующем факте. Составители первого сборника стихов Етима Эмина в предисловии к сборнику указывают, что издание посвящено 50 -летию со дня смерти поэта. Следовательно, поэт умер в 1878 году. По свидетельству наследников Эмин умер примерно в сорокалетнем возрасте, откуда получается и год рождения поэта 1838. Гайдаров считает такой подход странным[vii]. Но, подытоживая некоторые, не подтвержденные документами факты, ученый сам приходит к не менее странным выводам: «Сын Джелил оглы Севзихана Магомед-Эмин родился в 1816 году в селе Цилинг Куринского ханства. В связи с утверждением отца сельским кази в с.Ялцуг переехал туда. После смерти занял его должность»[viii]. Одним из веских оснований для такого заключения исследователь считает наличие семи стихотворений Эмина в рукописном альманахе из селения Кири до страницы 19, помеченной 1261 годом хиджры (1840г.)[ix]. К сожалению, находящийся в личном архиве Р. Гайдарова рукописный альманах для нас оказался недоступным. Но мы, думаем, что стихотворения 1840 года к Етиму Эмину едва ли могут иметь какого-либо отношения (ибо тогда ему было всего два года). Скорее всего, сочинения принадлежат другому Эмину. Или, возможно, Эмин, упомянутый в сборнике, предшественник Етима Эмина Молла Эмин (1670-1715) из селения Ялцуг Ахтынского района? Все же, пролить свет на эти вопросы мог бы упоминаемый Гайдаровым альманах.
Ознакомившись с сообщением Р. Гайдарова о рукописном альманахе, меня охватили те же чувства, что и поэта Шамсудина Исаева, который пишет: «…Прочитав статью Р. Гайдарова «Первый лезгинский альманах» мной овладели двоякие чувства: удивления и гордости. Удивления, потому что, как пишет автор, рукопись с 1949 года находится у них дома. Сколько же лет прошло? Ровно 44 года! Это ведь немалый срок, а более полжизни одного человека. Как же можно было терпеть, имея на руках такой клад? И при этом это ни у колхозника, ни у рабочего, а у знаменитого ученого, профессора?! Скажите, о, учитель, когда мы, ваши студенты, село за селом, дом за домом искали, в надежде найти хоть строчку из наследия мастеров прошлого, неужели справедливо было держать такой материал в сундуке?»[x].
Попытки установить подлинность даты и места рождения предприняты и А. Кардашом[xi]. Рассуждения А. Кардаша строятся на словах: 1) «мирес» (родственник по отцу) в стихотворении «Цилингцы» (но автор «Цилингцев» не Эмин, а Мелик); 2) «стха» (брат), в стихотворении «Новому дому Гасана Эфенди»; «стха» свидетельствует, что Гасан (1834) и Эмин ровесники; на это же слово и в стихотворном ответе Казанфара Эмину (рассуждение не лишено логики; но адресат «Поздравления…» не Гасан Алкадари, а Гасан Мамрачви, который был намного старше Эмина: отсюда и некоторая «робость» автора); 3) обращение «хва» (сын) в письме Хаджи Исмаила эфенди к Эмину (точную разницу в возрасте слово не определяет). Доводы недостаточно убедительны. Оттого дискуссия по вопросу о времени и месте рождения Етима Эмина продолжается и поныне, не находя веских доказательств. Откликаясь на статью Р. Гайдарова[xii] , где ученый выдвигает свои соображения по поводу места и времени рождения Етима Эмина, основываясь на стихи некоего Эмина из находящегося у него рукописного альманаха, А. Кардаш резонно замечает: «Если бы уважаемый профессор обнародовал бы те семь стихов, возможно нашлись бы какие-то факты, подтверждающие их авторство, ибо главное свидетельство жизни поэта — его стихи».
И Г. Садыки подтверждает, что отцом Эмина является уроженец селения Цилинг Савзихан сын Джелила, сына Савзихана, сына Абукара (он же поэт Цилинг Бука). В связи с назначением на должность кази семи сел, Савзихан переселяется в селение Ялцуг. Но версия Садыки по поводу рождения Эмина от предыдущей несколько отличается: в селении Ялцуг отец Эмина Савзихан женится на вдове из села Кахцуг Лейли, а ее ребенка Шахламаза усыновляет. Лейли рожает Савзихану сыновей Магомед-Эмина, Абдул-Мелика, Магомеда-Неби, дочь Эйлихан (во время смерти Эмина она замужем в селении Гоган [xiii]).
Встречающиеся там и тут в печати, СМИ, электронных средствах информации (сети Интернет) биографические данные о поэте настолько противоречивы, что понимаешь резонное возмущение родственников поэта. Опасность положения еще и в том, что искаженная, ложная информация попадает в энциклопедии и в базы данных электронных средств. Вот, например, какая информация о Етиме Эмине в «официальном сайте Махмуда»: «… родился в … в ауле Ялджух. Рано осиротел (отсюда прозвище — «етим» — сирота). К поэзии Эмин приобщился еще в юные годы, когда, став мастером-каменщиком, в Азербайджане принимал участие в соревнованиях ашугов. Творчество Эмина оказало огромное влияние на все дальнейшее развитие лезгинской поэзии. Он умер в 1890 году». Очевидно, информация почерпнута из сборника 1988 года, и ее следует уточнить: 1) селения с названием Ялджух во всем Лезгистане не существует. Есть два селения с одинаковыми названиями Ялцугъ (Ялцугъар), в Ахтынском и Сулейман-Стальском районах. А Ялджугъ — искаженный тюркизированный вариант названия Ялцугъ (Ялцуг); 2) псевдоним поэта (а не прозвище) Етим (Сирота) никак не связан со смертью родителей (они умерли, когда Эмин был уже достаточно взрослым); 3) мастером-каменщиком Эмин никогда не был; по свидетельству родственников, умел плотничать; 4) ни в Азербайджане и ни в другом месте в состязаниях ашугов никакого участия не принимал (здесь, видимо, идет путаница Етима Эмина с Ялцуг Эмином, который родился за сто лет до Етима Эмина); 5) Етим Эмин умер не в 1890, а в 1884 году.
Родственники Етима Эмина Эмин Меликов, сын Мугудина, сына Мелика (брата Эмина), обеспокоенные неутихающим спором вокруг их предка вынуждены были обратиться в газету: «Уважаемая редакция! Цель моего обращения следующая. В этом году в республике впервые отметили юбилей классика Дагестанской литературы, отца лезгинской поэзии Етима Эмина. Прошедшие в Махачкале и других городах, районах, селах мероприятия к юбилею нашего прадеда, публиковавшиеся в газетах и журналах материалы обрадовали нас. Я с 1928 по 1966 год жил в доме, построенном самим поэтом в селении Ялцуг. Как я слышал, в доме должно было остаться кое-какие бумаги, архивы Эмина. Я везде их искал, но тщетно. В 1961 году я освобождал заложенные ранее кирпичом фасадные окна и в одном из окон обнаружил ящик полный бумажными листами, исписанными арабскими буквами. Один лист особо заинтересовал меня. На ней был чертеж нашего дома и еще какие-то другие схемы и планы. Возможно, это была рука прадеда Эмина. Мне захотелось быстро прочитать эти пожелтевшие листки, и я отправился в соседнее село и пригласил к нам Ильясова Ажимирзе, который владел арабской грамотой. Как он подтвердил, среди бумаг было много листков, написанных рукой Эмина. О чем же мы узнали из них? О том, что Етим Эмин умер в октябре 1884 года. О том, что воспитание восьмилетней дочери Эмина Мислимат было поручено брату Мелику.
О находке архива Етима Эмина я информировал районные партийный и исполнительный комитеты. Оттуда приехали работники и выразили мне благодарность. Через несколько дней ко мне приехали Галиб Садыки и Абдулбари Махмудов. С ними и с аксакалами села мы посетили кладбище. Могилы Етима Эмина и Мелика располагались близко, так как Мелик умер через три года после Эмина. Г. Садыки узнал могилу Мелика по письменам на надмогильном камне. А камень Эмина лежал, и письмена уже не были заметны.
После смерти Мелика, моего отца Мугудина воспитали Туквезбан и мачеха Шахселем. По словам отца, Туквезбан была мудрой, красивой женщиной. «Туквезбан меня всегда жалела,- говорил отец — Она была мне и матерю, и отцом». Как вспоминал отец, Туквезбан наизусть помнила все стихи Эмина. И то, что знал мой отец, все было от нее. Это помогло сохранить жемчужины поэзии всенародно любимого поэта.
С 1927 по 1939 год к нам приезжали много людей: ученых, литераторов… Отец читал им стихи Эмина, а те записывали.
Меня беспокоит одна проблема, вокруг которой до сих пор не прекращаются споры. Это спор о месте рождения Етима Эмина. Я хочу ясно заявить: предки Эмина из села Цилинг Куринской области (ныне Курахского района). Но сам Эмин родился в селе Ялцуг. И у меня есть некоторые аргументы, подтверждающие это»[xiv].
В конце материала дается редакционное примечание: «В редакцию поступило письмо и от внука Етима Эмина Я. Ярахмедова. И он подтверждает то, что поэт родился в селе Ялцуг. Кроме того, наследники поэта просят общественность прекратить споры и внести ясность в этот вопрос. Впредь в учебниках, во всех официальных документах отразить: Етим Эмин родился в 1838 году в селе Ялцуг и умер в октябре 1884 года, похоронен там же».
Как видим, версий много. Но какие же из них верны?
В результате нашего исследования документов посемейных записей 1886 года выяснилось следующее:
В 1835 г. дочь кази селения Даркуш Лейли выходит замуж за кази селения Кахцуг Молла Пашу. В 1836м г. Паша умирает, а Лейли остается с только что родившимся сыном Шахламазом[xv] на руках. В 1837г. она выходит замуж за Молла Савзихана. Значит, Е. Эмин родился в 1838 году! Согласно документам посемейных записей, брат Эмина по матери Шахламаз сын Паши действительно родился в 1836[xvi] году в селении Кахцуг. Во время проведения переписи Шахламаз служит в должности кази суда селения Татархан, и ему 50 лет. Не мог же Эмин родиться раньше замужества своей матери, а также раньше старшего брата! Так что, утверждение Р. Гайдарова, что Эмин родился в 1816 г. в селении Цилинг ошибочно. В действительности, как свидетельствуют вышеупомянутые документы и свидетельства родственников, Етим Эмин родился в 1838 году в селении Ялцуг.
Нагиев Ф.Р.
Примечания:
[i] Myгудин Меликов ошибается. Первым мужем Лейли был Паша, мулла селения Кахцуг. После его смерти Лейли осталась с младенцем (Шахламазом 1836 года рождения) на руках. В 1937 году ее взял в жены Савзихан, мулла селения Ялцуг.
[ii] Газета «Коммунист». 18 ноябрь, 1981 (Перевод с лезгинского языка).
[iii] Ярахмедов М. Азербайджанская поэзия и Етим Эмин. Баку, 1992. С.4
[iv] Некоторые исследователи при написании названия аула Ялцуг искажают орфографию на тюркский лад: Ялджуг: А. Агаев Етим Эмин. Предисловие к сборнику стихов Е.Эмина на русский язык. — Москва, 1959. С.3-7. Г.Гашаров. Влюбленный в жизнь. Предисловие к сборнику стихов Е.Эмина. — Махачкала, 1986. С.7-15. Он же: Ашугские традиции в творчестве Етима Эмина //Лезгинская ашугская поэзия и литература — Махачкала, 1975 С. 75-96.
[v] Корабельников Г. Дорога к образу. — М., 1979. С.225.
[vi] А’Агаев по данному вопросу имеет и другое мнение: «…и в том году (1838) то ли в Кеане , то ли в Ялцуге родился Эмин». Агаев А.Г. Вольный дух Эмина, замешенный огнем Мухаммеда Яраги (на лезг.яз.) /Самур. 1998.№4. С. 12.
[vii] Гайдаров Р. И. Введение в эминоведение. — Махачкала, 2001. С.10.
[viii] Гайдаров [2001]. С. 14-15.
[ix] Там же. С.11.
[x] Исаев Ш. Лезгийрин сад лагьай альманах: Халкьдин хазинадал чан хкин (Первый лезгинский альманах: Возродим народное сокровище) /Лезги газет 25.02 1993
[xi] Кардаш А. Мирес .. Стха . Хва… (Сородич…Брат . Сынок…) /Лезги газет. 12.02.1998.
[xii] Гайдаров Р. Ихтилат куддачир, эгер .. (Не начинал бы разговор, если…) /Лезги газет .№4. 1998.
[xiii] Странно, ради чего название сел искажаются до неузнаваемости: КIири — Кири (облепиха) названо Икрой, а Къугъван — Куган (марена) — Гоганом
[xiv] ДатIана рикIевай кас (Тот, кто всегда в сердце). Газета «Коммунист». 16.12.1988
[xv] Судя по родовым именам рода Абукара (прадеда Эмина), возможно, что родовым именем Шахламаз ребенка назвал отчим Савзихан, после того как Лейли стала его женой.
[xvi] Годы рождений вычислены но данным Посемейных записей 1886г ЦГА РД. Ф 21