Продолжение
⇓
Годы ученичества Етима Эмина
Отец Эмина Савзихан в свое время был в должности кази (кази назначался начальником округа, как правило, из числа духовных лиц и состоятельных людей). В судах того времени, согласно «Положения 1868 года о судах Дагестанской области и Закатальского округа», жалобы рассматривались и решались по законам шариата и местных обычаев. Из этого следует, что Савзихан был хорошим знатоком этих законов, т.е. грамотным человеком. Семья его по тем временам считалась зажиточной. Поэтому у юного Магомед-Эмина была возможность получить самые лучшие знания своего времени. Конечно же, первоначальные знания он получил у отца. Затем обучался у разных учителей. В медресе тех лет изучались фикх (мусульманское право), коранические дисциплины, арабский (персидский, тюркский) язык и литература, хадисоведение, богословие, арифметика, философия, логика, естествознание, медицина, астрономия и прочие науки. Например, в медресе Моллы Атлухана эфенди преподавали восточную поэзию и естественные науки; в медресе Хаджи Исмаила эфенди и Хаджи Абдуллаха эфенди обучались чтению Корана, фикху и арабскому языку; у Мирза-Али Ахцахви, наряду с поэзией, ученики изучали физику и математику, философию и логику; у Сейида Абдуллы эфенди Карахани обучали персидским и тюркским языкам. Прежде всего сухта (ученик) должен был научиться послушанию, прилежному поведению и дисциплине. Сухта должен был повторять «астафируллах!» по 300 раз. Мударрис (учитель) имел также права наказывать провинившегося ученика, нагружая его дополнительной работой во время общего отдыха.
Разные исследователи придерживаются разных мнений и по вопросу, в какие годы, где и у кого учился Эмин.
М.-Г. Садыки: сначала у отца, затем в Кеане у Ходжи Магомеда, в Алкадаре у Абдуллаха эфенди, в Яраге у Хаджи Исмаила эфенди, в Ага-Стале у Атлухана эфенди[1];
А. Агаев: в Кири у Магарама эфенди, в Кеане у Агамирзе эфенди[2];
Р. Гайдаров: у своего отца, затем у Алимета эфенди из Кири, у Ходжа эфенди из Кеана, у Абдуллаха эфенди из Алкадара, у Гаджи Исмаил эфенди из Ярага[3] [4].
Г. Гашаров: у отца, затем в Кеане у Ходжа Исмаила Эфенди[5], завершил учебу у Хаджи Абдуллаха Эфенди Алкадари[6] .
По нашему мнению, Етим Эмин, примерно, до 10-12 лет, учился грамоте у своего отца Моллы Савзихана. Затем, как утверждают Агаев и Гайдаров, возможно, его отдают в Киринское медресе к Алимет эфенди. К 13 годам, он переходит в медресе Ходжа Магомеда эфенди в Кеане (отца Туквезбан и Агамирзы), где обучается до 15 лет. Затем, из-за любви к Туквезбан, его переводят в Алкадарское медресе Хаджи Абдуллаха эфенди. В Алкадарском медресе у своего отца учился и Гасан Алкадари. В 1855-1857 гг. Эмин расширял свои знания в Вини-Яраге у Хаджи Исмаила эфенди, сына Мухаммеда Яраги. Возможно, в это же время с ним учились Гасан и Казанфар.
О факте учебы Эмина в селении Ага-Кран в медресе Атлухана эфенди, приводимый Г. Садыки, говорил еще Стал Сулейман и подтверждается свидетельствами многих старожилов села: Молла Ахмеда, Гаджимирзе эфенди, Салиха эфенди, Абдурагима Саидова, Абдулаги Шахмирзоева, Алимирзы Алибекова, Назлу Ражабаруш и др., которые слышали это от своих отцов. В 1857-1859гг. Эмин действительно учился в Ага-Кране, но не у Атлухана эфенди, а у его сыновей Абдулгамида эфенди и Абдулвагида эфенди (хотя Атлухана эфенди уже не было в живых, медресе назывался его именем). Ага-Кран (Ага-Стал) XVII-XVIII вв. славился своими медресе[7] и учеными-алимами: Атлухан эфенди, Абдулгамид эфенди, Магомедкерим эфенди, Джафер эфенди и др. Семья Атлухана эфенди славилась своей ученостью. У Атлухана эфенди учился и его младший двоюродный брат Мухаммед Яраги (их матери были сестрами). Сын Атлухана эфенди Абдулкадыр был одаренным стихотворцем (умер в 22 года), Абдулгамид эфенди и Абдулвагид эфенди, также и внук Абдулфатах (сын Абдулгамида) были известными в свое время учеными-арабистами (эфендиями) и поэтами[8]. В этом медресе, помимо прочих наук, большое внимание уделялось поэзии, восточной поэтике и стихосложению. В стихотворении, посвященном бунтам 1877 года, Эмин вспоминает о казненном через повешение ученом и поэте Абдулгамиде эфенди: «Абдулгамид — знаний море, Оставив нам мудрые сочинения, Голову в сторону рая повернув, В путь к вечности отправился». А «избравший путь лучезарного отца, брат Абдулвагид, бедных, беззащитных заступник» потерял все свое имущество и был выслан в Сибирь. Имущество и сочинения Атлухана эфенди, его сыновей Абдулгамида, Абдулвагида, дочери Фатимат были конфискованы царскими властями и уничтожены.
Тезис, что ко времени учебы Эмина в Кеанском медресе, у него уже нет отца и матери, и он — етим (сирота), по нашему мнению, неверен. Основанием для этого утверждения взято стихотворение «Къарийриз» («Старушкам»)). Но, если судить по качеству, оно сочинено после окончания Эмином Ага-Кранского медресе и до его поездки по Азербайджану. Отец Эмина Савзихан, скорее всего, умер до I860 (1855-1857 гг. ?). Эмин тогда учился в Яраге.
Анализируя и сопоставляя многочисленные факты, встречающиеся в литературе, мы составили условную таблицу где, когда и у кого мог учиться Етим Эмин:
Возраст |
Место учебы |
Годы |
Учителя |
С 1838г. до 10-12 лет |
Ялцуг |
1848-1850 |
у отца Молла Савзихана |
12-13 лет |
Кири |
1850-1851 |
Алимет эфеиди |
13-15 лет |
Кеан |
1851-1853 |
Ходжа Магомед эфенди |
15-17 лет |
Алкадар |
1853-1855 |
Хаджи Абдуллах эфенди |
17-19 лет |
Яpaг |
1855-1857 |
Хаджи Исмаил эфенди Яраги |
19-21 лет |
Ага-Кран |
1857-1859 |
Молла Атлухан эфенди, Абдулгамид эфенди. Абдулвагид эфенди |
Процесс учебы юноши обычно длился до достижения им зрелости (по тогдашним меркам это 15 лет, время наступления брачного возраста). Но кто хотел постичь больших знаний, те продолжали учебу и до 20-25 лет. Судя по тому, что к имени Эмина не прилагается титул «эфенди», присваиваемый людям, получившим высшее в то время образование, Г. Садыки делает вывод, что Эмин в своей учебе не дошел до последнего ступени тогдашнего образования. Вероятно, забота о младших братьях и сестрах после смерти родителей, не дали ему такой возможности. После смерти матери старший брат Шахламаз перебрался жить в селение Кахцуг, к своим дядям по отцу. А забота об оставшихся без родителей младших братьях и сестрах легла на плечи Эмина.
Некоторые исследователи утверждают[9], что но окончании учебы Эмин некоторое время пребывал в Азербайджане[10]. Хотя прямых доказательств для такого утверждения нет, видимо, не следует также и игнорировать этим положением. Возможно, это были 1860-1861 годы, когда после смерти матери юноша должен был думать о том, как прокормить семью. И. возможно, Эмин, как и многие его сельчане уезжал в Баку в поисках заработка.
В то время в Азербайджане существовали разные поэтические общества. В Баку действовало поэтическое общество «Меджлиушшуара»[11]. В Ширване поэтическим обществом в длительное время руководил известный поэт-просветитель, учитель поэта Сабира, видный сатирик Сейид Азим Ширвани (1835-1888). Сейид Азим Ширвани был тесно связан с Дагестаном. После смерти отца он долгое время жил в Дагестане в селении Яхсай с дедушкой и матерью кумычкой. Был он несколько раз и в Касумхуре и имел личное знакомство с Етимом Эмином и Гасаном Алкадари.[12]
В Шуше были поэтические общества «Меджлиси-унс» и «Меджлиси фарамушан», которыми руководили Натаван и Мир Мохсун Навваб.[13] Поэтесса XIX века Хуршуд бану Натаван, дочь Мехтикули-хана Арцахского (Карабахского), была женой кумыкского князя полковника царской армии Хасайхана Уцмиева. А двоюродная сестра Хасайхана Хаджи-Бике-ханум была женой писателя XIX века Исмаил бека Куткашенского. Возможно, Эмин был в Ширване и знакомился с тамошними поэтами. Видимо, к этому периоду (или чуть раньше?) относятся его тюркские стихи и так называемые подражания (незиры).
Нагиев Ф.Р.
Примечания:
[1] Садыки Г. Отец лезгинской литературы Етим Эмин (предисловие к сборнику стихов// Етим Эмин. Стихи. Махачкала, 1980. С.14 –На лезг. Яз.
[2] Агаев А. Етим Эмин. О жизни и творчестве (на лезг яз.). — Махачкала, 1958. С. 17.
[3] Гайдаров. Введение в Эминоведение. — Махачкала,2001. С 11
[4] Имя учителя назван Азимет. См.: Гайдаров Р. Лезгийрин садлагьай альманах /Лезги газет. 23.01 1993.
[5] Гашаров ошибается: кеанского учителя Эмина звали не Ходжа Исмаил, а Ходжа Магомед.
[6] 19 Гашаров Г. Г. Ашугские традиции в творчестве Етима Эмина /Лезгинская литература. Махачкала, 1998. С.64.
[7] По свидетельству старожилов, в Ага-Крани было три медресе.
[8] Об этом: в главе «Е.Эмин и его современники».
[9] 19 Агаев, Гайдаров, Ярахмедов и др….
[10] Автор, по видимому, имеет ввиду территорию современного Азербайджана. Во времена Етима Эмина Азербайджаном называли северо-запад современного Ирана. (alpan365.ru)
[11] Ярахмедов М. Етим Эмин и Азербайджан //Творческое наследие Етима Эмина — Махачкала. 1990.С. 107.
[12] Там же.
[13] Там же. С. 105.
Текст воспроизведен по изданию: Етим Эмин: Путь к истине / Нагиев Ф.Р. -Махачкала: ООО «Деловой мир», 2002. — С. 17-21.