Вопрос о землевладении и землепользовании в Дагестане всегда привлекал внимание исследователей. Без выявления и всестороннего анализа форм землепользования и землевладения нельзя говорить о степени развития общества, его социально-экономической структуры.
Как указывает К. Маркс, земля — это «великая лаборатория, арсенал, доставляюший и средство труда, и материал труда, и место жительства, т.е. базис коллектива» .
Одной из распространенных форм земельной собственности было частное землевладение, при этом земельные участки находились в наследственной собственности их хозяев.
Частное землевладение у народов Дагестана известно под названием мюльк. Мюльк являлся свободно отчуждаемой частной собственностью индивидуальных семей, а потому мог быть продан, подарен, заложен и т.д.
Почти во всех крупных феодальных владениях частное землевладение делилось в свою очередь на две категории: крупное феодальное землевладение — собственные земельные владения князей и других владетелей (шамхалов, уцмиев и т.д.) и мелкие частновладельческие мюльки.
Мюльками назывались и большие земельные угодья феодальной знати и маленькие земельные участки крестьян-узденей. Они могли принадлежать как отдельным лицам, так и родственной группе.
В XVIII — начале XIX в. мюльк находился в полной и неограниченной собственности хозяина.
Крупное феодальное землевладение — это земельная собственность феодальных правителей, а также беков, получавших от первых в наследственное владение и в дар (назру) населенные и ненаселенные земли.
Земли феодалов делились на две категории: потомственные, постоянные владения и временные владения. К первой категории относились земли, находящиеся в общем владении княжеской фамилии. Н.Ф.Дубровин отмечает, что все владения между потомками Султан-Мута находились в общем владении целой княжеской фамилии и дети их владели этими землями совместно2. Постепенно образовались единоличные владения путем покупки земли князьями и узденями, которая становилась их частной собственностью.
Князья владели наследственными и пустопорожними землями. Они дарили и продавали их по своему усмотрению. Подполковник Бундовский в 1812 г. писал, что- «все земли Кумыкской плоскости составляют полную собственность княжеских родов…»3
Земли, принадлежавшие шамхалу и бекам, являлись их полной собственностью с правом отчуждения. Когда жители не имели достаточного пространства земли, тогда бек, отводил некоторым из них или всем участок земли из своих кутанов на неопределенное время и отнимал участки, по своему усмотрению.
Непосредственно за беками следует сословие сала-узденей, которые появились на землях Кумыкии со времен переселения туда Султан-Мута. Предполагают, что название свое они получили по месту первоначального поселения на реке Сана-Су4.
Сала-уздени, или первостепенные уздени, владели поземельной собственностью и как землевладельцы пользовались одинаковыми правами с князьям. Они могли свободно переходить от одного князя к другому. При этом они теряли право на владение теми землями, которые к ним поступали через дар от князей ими оставляемых.
Дети первостепенных узденей от брака с женщинами зависимых сословий назывались тувма (т.е. незаконнорожденными) и не имели прав на равную часть в наследовали недвижимого имущества с детьми законнорожденными.
Что же касается второстепенных и третьестепенных узденей, то мало кто из них имел собственную землю. По большей части они жили на землях, принадлежащих князьям и первостепенным узденям. И второстепенные и третьестепенные уздени имели право оставить землю, на которой жили, и перейти к другому владельцу. Второстепенный уздень, если он приобретал состояние и землю, мог сделаться первостепенным узденем. «Второстепенный уздень, — говорится в адатах кумыков, — если приобретает состояние и землю, может сделаться первостепенным узденем»5. Третьестепенный же уздень не мог вступить в категорию вторе степенных узденей, если даже приобретал поземельную собственность.
Догорек-уздени и некоторые из чагаров приобретали земли покупкою от князей, чанков и сала-узденей, или земли поступали к ним от тех же сословий посредством дара.
Сословие узденей было лично свободное, но некоторые из них находились в поземельной зависимости от беков, на землях которых они жили. Уздени имели право наследственного пользования этими землями. Земля переходила по наследству на основании шариата, т.е. к ближайшим родственникам. При отсутствии таковых земля переходила к дальним родственникам.
В сел. Эрпели уздень мог с разрешения джамаата расчистить себе участок из- под леса: в этом случае участок считался его личной собственностью.
Член Южно-Дагестанской сословно-поземельной комиссии Симонов писал: «Пользование землею русское правительство застало в стране в следующем виде: каждый отдельный поселянин имеет для посевов отдельные участки земли:, добытые трудом и борьбою с природой, называемые мюльками. Мюльки эти расхищены из-под леса, колючек или на плоскости местами из-под камыша. Мюльки есть и покосные и с рощами леса. Всех этих видов мюльки хозяин привык считать своей неприкосновенной собственностью. Мюльки наследуют в роде, продают кому хотят, завещают… Повсюду такой порядок пользования мюльками, как в селениях узденских, свободных обществ, в бывших подвластных ханам, так равно и раятских, подвластных бекам»6.
Источниками частной собственности в Дагестане были прежде всего наследование, выдел сыновьям при браке или дочерям в виде приданого, купля-продажа, дарение, долговое возмещение.
Феодальная собственность переходила по наследству по мужской линии к детям от равных браков. Не пользовались правом наследования чанки (т.е. незаконнорожденные дети князей от неравных браков). Например, чанки кумыкских князей владели поземельной собственностью только в том случае, если отцы их при жизни своей выделяли им часть земли, которой они владели, на одинаковых правах с князьями, возводили на своих землях аулы, пользовались поземельными доходами, продавали и дарили земли по своему усмотрению.
В сел. Кадар при разделе общинной земли чанка получал пай в два раза больше, чем уздень, т.е. на 14 сабов посева пшеницы7.
В решении Дагестанского «народного» суда, состоявшегося в 1878 г. по иску чанки Гайдарбека к своему племяннику, наследнику его брата по отцу, «по выслушании объяснения обеих сторон и принимая во внимание, что раздел наследства в бекском сословии производится не по шариату, а по адату, причем имение отца наследуют только сыновья, происходящие от матери бекского сословия: дети же, рожденные от узденок из племени отца получают только «чанк пай» — дар, состоящий из земель или селений с чагарами, которую Гайдарбек получил еще при жизни отца, в иске ему отказать»8.
Завещательная земля оставалась в пользовании наследников завещателя до тех пор, пока были наследники. Когда наследников по мужской линии не оказывалось, тогда завещанная земля передавалась в распоряжение джамаата, который по жребию отдавал ее на шесть лет в аренду9.
Женщины могли владеть землями только тогда, когда таковые отдавались им отцами по назру. Земля, которой свободно распоряжались, давалась в качестве приданого выходящей замуж девушке. Вместе с тем, если в качестве приданого земля давалась девушке, выходящей замуж за представителя из другого аула, то применялось наказание — штраф 300 баранов, проданное подлежало возврату.10
В собственности феодалов имелись и пахотные и пастбищные земли. Следует иметь в виду, что пастбищных земель было гораздо больше, чем пахотных. И при таком положении феодалы старались захватить пастбищные горы, принадлежащие общинам.
Во второй половине XVIII века жители сел. Буркихан попали в зависимость от казикумухских ханов, которые захватили у буркиханцев горные пастбища, обложили их тяжелыми податями и налогами. Впоследствии ханы уступили земли и право взимания феодальной ренты родственникам бека11.
Встречаются примеры наличия в частной собственности пастбищных мест и у других категорий населения. Так, двое жителей сел. Исмагуль имели свои собственные ялахи, т.е. пастбищные горы. В частной собственности находились и небольшие рощи, приобретенные ими у общества каким-либо путем — куплею или за кровь. Так, например, семейству ахтынца Молла Мелина принадлежало 15 канонов дубового кустарника, полученного этим семейством от одной половины (магала) Ахтынского общества (Джамаата) в вознаграждение за кровь нескольких убитых членов этого семейства.12
В частной собственности помимо пахоты и покосов находились и отдельные участки леса. Однако таких лесов было мало и владели ими самые богатые представители сельских обществ. Они, например, имелись в урочищах Чорщи и Гоноб Кахибского района и во многих других районах Аварии.
Хозяин мюлька мог продать его, подарить, передать по наследству, завещать или передать мечети, уплатить за кровомщение, обменять на другие участки или на что-нибудь и т.д.
Интерес представляет документ, составленный в 80-е годы XIX века, в котором говорится: «Земли наши мы приобрели сами, наследственно от отцов и продаем во всякое время и кому пожелаем, завещаем мечети или даем за кровь как наши собственные мюльки»13.
В одной из арабских рукописей из ураринского хутора Урхниша имеется запись о том, что некий Исмаил купил у Рамадана из Хан-Кули два пахотных участка за три тумана. Еще Исмаил арендовал Рамадану два пахотных участка с условием, чтобы Рамадан давал ему 15 кайл зерна14. Этот пример лишний раз подтверждает наличие частной собственности на землю и право свободного распоряжения ею.
В привилегированных сословиях недвижимое имущество, т.е. земли, наследовалось по адату, а не по шариату.
В середине XIX века частная собственность на землю возникает и при использовании общинной земли продолжительное время. В 1866 г. по предложению начальника Самурского округа подполковника барона Нольде во всех деревнях были составлены приговоры, в которых определено: «Если кто в продолжении 10 лет бесспорно владеет общественной пастбищной землею, то она переходит к нему в частную собственность» 5.
Гаджи Магомедов Омар из сел. Хунзах предъявил иск к жителю селения Гозолоколо Магомедову Ибрагиму и Инусову Махачу о том, что у них находятся его дом и два пахотных участка, присвоенных ими незаконно 40 лет тому назад, т.е, в 20-х годах XIX века. Суд за давностью в иске отказал16
Как было отмечено выше, одной из категорий земельной собственности феодалов были временные владения, или условное владение землей. Это было связано с несением военной, придворной или какой-нибудь другой службы. За свою службу у хана, бека уздени получали земли, т.е. бенефиций. Например, житель сел. Нижний Стал Пир-Гасан получил от Сурхай-Хана за службу ятаг для пастьбы овец17.
В условное держание уздень мог получить как пастбищные, так и пахотные земли. Постепенно происходит переход условного земельного держания узденей в пожизненное пользование
Земли под условием службы, как правило, давались и другим знатным лицам не бекского происхождения.
Таким образом, из приведенных материалов видно, что в Дагестане частная земельная собственность являлась основной формой землевладения, которая делилась на две категории: крупное феодальное землевладение и мелкие частновладельческие земли. Земли феодалов, в свою очередь, делились на потомственные и временные владения.
Литература