Как сообщает Кавказский Узел, очередная встреча в рамках лектория «Лицом к лицу», которая прошла в помещении московского ресторана «Гарцующий дредноут» при содействии московской Ассоциации молодежи Дагестана и объединения «Московскиелезгины», была посвящена лезгинам. В этот же день лекторий отметил свое двухлетие со дня образования. За это время в рамках проекта прошло 26 встреч.
Лекторий «Лицом к лицу» проводится примерно раз в месяц. Выбор места зависит от ряда факторов — наличия свободной площадки, возможности ее соотнесения с этнической группой, о которой пойдет речь, и так далее
Встреча, на которой жители Москвы и гости столицы смогли узнать о лезгинах, состоялась 27 мая.
Руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Алекберов рассказал об истории лезгин. По его словам, впервые этноним «леги» в отношении жителей региона упоминают античные авторы на рубеже эр. В VIII-IX веках на страницах арабских хроник и географических сочинений термин “леги” трансформируется – «лакзы» или «лекзы».
Но в это время под этим названием, вероятно, подразумевали группу народов Южного Дагестана . В XIII веке известный историк Рашид ад-дин впервые употребляет название «Лекзистан-Лезгистан» .
В том же XIII веке Лезгистан завоевывают монголы. После распада Золотой Орды в XV-XVII веках формируются так называемые лезгинские вольные общества – союзы нескольких сельских общин. В рамках завоевания Россией Северного Кавказа в XIX веке все эти территории переходят под контроль Российской империи.
Лекция студентки четвертого курса факультета культурологии Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) Инайи Нурметовойбыла посвящена культуре лезгин.
В частности она рассказала о том, что самоназвание лезгин «леги» происходило от слова «лекь» — «орел», и орел занимал важное место в языческой лезгинской мифологии. Так, считалось, что после смерти человека его душа переходит в тело того орла, который склюет его печень.
Нурметова также очень подробно рассказала о различных традициях, связанных со свадьбами. К примеру, невеста должна была надевать красный платок, чтобы отпугивать духов, семья жениха часто вместо выкупа за невесту отдавала в семью невесты замуж свою девушку, а соседи невесты не выпускали свадебный кортеж за пределы села до тех пор, пока им не платили небольшой выкуп.
В промежутках между лекциями собравшиеся слушали песни певицы Амины Омаровой и игру на дудуке Ильдара Шаймятдянова. А участники детского ансамбля «Самур» выступили с танцевальной программой.
Желающие могли выучить несколько наиболее распространенных фраз по-лезгински, а также принять участие в викторине, участники которой угадывали имена известных лезгин – политиков, бизнесменов, ученых, спортсменов.
Был и кулинарный мастер-класс, в котором можно было увидеть (а потом и попробовать на вкус) приготовление лезгинской окрошки с зеленью «дагъугъа», пирогов с творогом и зеленью «афарар» и лезгинского хинкала( хинкIар) .
Был также и обязательный мастер-класс по танцам. В данном случае речь шла о лезгинке. Преподаватели из танцевальной студии Лейлы Букаровой буквально за 15-20 минут обучили желающих (которых набралось почти 20 человек) основам танца. А затем зрители могли выбирать, какую пару признать лучшей (отбор производился по громкости аплодисментов). Три лучшие пары получили сертификат на более тщательное обучение лезгинке в студии Букаровой – на четыре и шесть занятий.
Акция вызвала большой интерес – зал ресторана был забит до отказа. При этом аудитория была традиционно многонациональной — помимо лезгин присутствовали русские, талыши, евреи, корейцы, азербайджанцы, армяне, табасаранцы, лакцы, аварцы, татары, марийцы, чуваши.
Те из собравшихся, с кем удалось поговорить корреспонденту «Кавказского узла», отмечали дружескую обстановку, царящую на встрече, и возможность многое узнать о народе, культура которого была известна лишь поверхностно.
Алпанви