Современная наука не сомневается в том, что Закавказье входило в зону становления человека. Территория северо-восточного Кавказа тоже имела благоприятные географические и климатические условия. Но эта территория была открыта холодным северным ветрам, и особенно в период оледенения. “Горная часть Дагестана неоднократно подвергалась оледенению, хотя и не покрывалась сплошным ледниковым покровом ” (140, стр.6).
Но на южных склонах Большого Кавказского хребта, особенно на побережье моря, который, по всей вероятности, в древности как длинный коридор соединил Каспийское и Черное моря, но постепенно в связи с геологическими изменениями (может быть появлением Малого Кавказского хребта или др. причин) исчезнувшим с Куро-Араксинской низменности, несомненно, были условия для образования человека.
Некоторые авторы, из общепринятого тезиса, о том, что Закавказье является одним из древнейших очагов расселения раннего человечества, делают на наш взгляд, ошибочные выводы и объявляют территорию Дагестана заселенным еще 150 тыс. лет назад, и ссылаются на наличие кремневых орудий “ашельского и мустьерского периодов древнекаменного века, обнаруженных в Дербентском (пос. Геджух) и Акушинском (Усишинская долина) районах и в местности Чумус- Иниц на границе Дербентского и Кайтагского районов” (141, стр. 6).
По нашему мнению, правы авторы, которые считают, что “голые каменистые хребты, узкие ущелья, скудные леса едва ли могли привлекать к себе добровольных выходцев с юга или севера”. (141, стр.6). По мнению ученых, формирование современного рельефа Кавказа, в том числе Дагестана, началось около 10 млн. лет назад и протекало в условиях мощных наступлений и отступлений моря (141, стр.5). Но на вопрос “когда этот процесс закончился, т.е. дал Кавказу мало чем отличающийся от сегодняшнего облика рельеф?”, четкого ответа нет. Кроме этого, известно, что в отдельных местностях Кавказа жизнь развивалась по-разному. Когда на северном Кавказе еще занимались охотой и собирательством, “в Закавказье начал уже складываться один из очагов древнейшей земледельческой культуры” (140, стр.7). По мнению ученых, племена, населявшие территорию Дагестана, проходили вышеназванные исторические периоды развития человечества в замедленном темпе. Например, энеолит (медно-каменный век) в Ближнем Востоке и Закавказье охватывает V-IV тыс. до н.э., а в Дагестане III тыс. до н.э. (140, стр.8), т.е. разница составляет, приблизительно, два тысячелетия.
Правы те авторы, которые пишут, что «обоснованно говорить об этническом родстве по всем параметрам – биологическим, языковым и культурным – обитателей региона от Восточной Анатолии до Юго-Западного Прикаспия можно лишь для периода времени, наступившего примерно пять тысячелетий назад (с начала III тыс. до н.э. – Ф.Б.). Для более ранних времен подобные отождествления, при всей их соблазнительности, пока быть документированы лингвистически не могут» (284, стр. 6-7).
Заселение территории Дагестана – западного побережья Каспия, по всей вероятности произошло к концу медно-каменного века (конец IV-начало III тысячелетия до н.э.), а нагорный Дагестан начали заселять предки ныне там живущих народов совсем недавно – с начала уже нашей эры и под натиском северных кочевых племен, вынужденные искать себе убежища.
Возникает естественный вопрос: “Где находится прародина северо- восточно-кавказоязычных народов? На наш взгляд прежде чем ответить на этот вопрос, приходится определить: какие народы современная наука считает северо-восточно-кавказоязычными?
Под термином “северокавказские языки” ученые подразумевают две языковые семьи: западно-кавказская (с подгруппами абхазо-абазинской, адыгской, убыхской) и восточно-кавказская (с подгруппами лезгинской, цезской, андийской, нахской; отдельные подгруппы образуют даргинский, лакский и аварский языки). В настоящее время, после работ И.М. Дьяконова, С. А Старостина, В. В. Иванова и др., можно с большой долей уверенности причислять к восточно-кавказским языкам также хуррито-урартские языки, а к западно- кавказским – хаттский язык (6, стр.112).
Родство северо-восточно-кавказских, особенно дагестанских языков не вызывает никакого сомнения. “Родство … дагестанских языков более теснее, и его очевидность может быть доказана большим числом схождений как в области лексики, так и грамматики. …Это свидетельствует об их происхождении из одного и того же праязыка, который впоследствии в процессе исторического развития распался на ряд отдельных языков. Процесс языковой дифференциации, вызванный хозяйственной и территориальной разобщенностью, привел в конце концов к тому обилию языков и диалектов, которое является характерной особенностью Дагестана в настоящее время” (279, стр.б).
Носителями северо-восточно-кавказских языков на современном этапе являются ингуши, чеченцы, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины. В письменных источниках Передней Азии III-II тыс. до н.э. название ни одного из этих народов не фиксированы. По этому поводу принято говорить, что тогда юго- восточное Закавказье, вообще восточный Кавказ находился вне сферы письменных источников. Но это объяснение не приводит к полной ясности. Дело в том, что исследователями (И.М. Дьяконов, И. Алиев, С.Ю. Касумова и др.) однозначно доказано: в III-I тысячелетия до н.э. на территории северо-западного Ирана и юго-восточного Закавказья (вообще восточного Кавказа) проживали этнически родственные племена, говорящие на близких друг другу языках: кутии, касы, луллибеи, касситы, урарты — обобщенно хурриты.
Аккадский царь Нарам – Суэн, уже в XXIII в. до н.э. воевал с кутиями. Кутийцы разгромили аккадцев, захватили Месопотамию и правили там до конца XXII в. до н.э. Под названием кутиев подразумевались месопотамцами племена проживающие севернее и восточнее Месопотамии. Ученые относят урартов (часть населения государства Урарту (уруатры) упоминаются в источниках начиная с XIII в. до н.э.), также удинов (утиев, одно из племен Кавказской Албании, которые переселились на территорию Алупании в конце I тыс. до н.э. из северо-западного Ирано) к кутийским племенам.
В XXIII – XXII вв. до н.э. луллибеи имели государственное образование, простирающееся от озера Урмия до Персидского залива. Позже луллибеи смешивались с кутиями, аннексируя их территорию (318, стр.35).
Еще одним этническим элементом того периода в районе Урмии являлись касы (кашшу). Каспийское море, река Кас, также область Каспиана в Алупании, многие населенные пункты, например, Касар (нынешний г. Кусары), Касан (нынешнее с. Кузун), Касал (нынешний г. Казах) в исторической территории Кавказской Албании возникли в связи с проживанием (возможно с начала I тыс. до н.э.) в этих (населенные лезгиноязычными народами) территориях касов.
Языки этих племен – кутиев, луллибеев, касситов относят к Загро- Эламской, или Загросской группе языков.(318, стр.32).
В Загросских горах и западнее проживали хурриты – “горные народы”, в длительный исторический период, игравший очень важную роль в истории Ближнего Востока. Факт проживания хурритов в районе Загроса, севернее и западнее его подтверждается шумерскими документами. Загросские горы в шумерских надписях называются “Хуррум” (от названия хурритов). В III-II тыс. до н.э. хурриты проживали на огромной территории простирающейся от северовосточного Кавказа до острова Крит. Еще тогда кутии, луллибеи и касситы находились под влиянием хурритов – империи Ханигальбат • Хурри В Месопотамии все выше упомянутые племена часто именовали обобщающим названием – хурриты, по мнению некоторых ученых, в значении “северные” или “северо-восточные”.
Какие племена проживали в этот исторический период в юго-восточном Закавказье? Ученые отмечают, что названия племен проживающих на юго- восточном Закавказье в синхронный период им не известны. Но нет никакого основания для утверждения того, что в этом регионе до северо-восточно- кавказских (нахско-дагестанских) проживали представители каких-либо других языков (318,стр.34).
И, наконец, надо констатировать: современная наука не сомневается в том, что хурритский язык входит в состав северо-восточно-кавказской семьи, также как и кутийский (Дьяконов, Старостин, Иванов, Алиев и др.). Таким образом, можно уверенно предполагать, что в древности на Ближнем Востоке предков современных народов северо-восточно-кавказской языковой семьи знали под общим названием “хурриты”, а локально – раздельно как кутиев, луллибеев, касситов, урартов (позже) и др. Эти племена образовали союзы, завоевывали территории соседних племен, организовывали государственные образования. Не логично будет утверждение, якобы все эти действия относятся только к той части этих племен – условно хурритов, проживающих, допустим на территории северо-западного Ирана, а другая часть этих же племен в восточном Закавказье находились в “зимней спячке”. Так не бывает. Основываясь на современный лезгинский язык, на лезгинской мифологии, языческой религии (в отношении других народов северо-восточно-кавказской языковой семьи у нас мало информации), мы утверждаем, что в “одиссее” по Передней Азии хурритов участвовало и население юго-восточного Закавказья. Правда состоит в том, что в определенные периоды истории какое-то из этих племен отличалось подвижностью, организованностью, склонностью к завоеваниям. Например, в III тыс. до н.э. кутии и луллибеи (в отдельности) выглядят более могущественными. А с конца III тысячелетия до конца II тыс. до н.э. “хурриты” (обобщенно) доминируют в Передней Азии. Они создают империю Ханигальбат – Хурри, объединяя завоеванные территории от восточного Кавказа до Палестины, включая и острова Кипр, Крит, Лемнос и др.
Из перечисленных племен родственное отношение кутиев и урартов с хурритами доказано исследователями. Что касается луллибеев, они в течении II тыс. до н.э. перемешались с кутиями, вместе воевали против завоевателей, вероятно, потому что языки этих племен не очень отличались друг от друга, и были родственны с хурритским. А касситы, не смотря на многовековые непрерывные связи с хурритами (также с кутиями и луллибеями), еще в первой половине I тыс. до н.э. были известны самоназванием “касы” на территориях и Алупании, и северо-западного Ирана. Постепенно основная масса касов (каспиев, касситов) из северо-западного Ирана переселилась в Алупанию и растворилась – вошли в состав родственных алупанских племен. Уже во второй половине I тыс. до н.э. Страбон пишет, что касы “исчезли”. Вероятно, оставшиеся южнее Аракса касы ассимилировались в составе Мидии. Такая же участь постигла и часть кутиев и луллибеев (проживающих в северо-западном Иране).
Таким образом, “хурриты” как собирательный термин имел и этническое (объединял в основном племена родственные по языку), и политическое (в смысле племен входящих в состав империи Хурии) содержание во II тыс. до н.э. С усилением Новохеттского государства, империя хурритов – Хуррэ (Хуьррер) постепенно утрачивает свое влияние и гегемонию в Северной Месопотамии и юго-восточной Анатолии. Несмотря на тот факт, что еще некоторое время хеттское царство остается под сильным влиянием хурритской культуры, последние уступают свои позиции в городах – государствах этого региона – хет- там. Хурриты Передней Азии постепенно возвращаются на Загрос, северо- западный Иран, Закавказье и далее на северо-восточный Кавказ.
В этот исторический период вокруг озера Ван образуется племенной союз урартов (название “урарты” появляется именно в XIII в. до н.э., ученые не сомневаются в том, что “урарты” это часть хурритов). Именно на этом историческом этапе начинают формироваться племенные союзы маннеев и алупанцев. Урарты, алупанцы и маннеи являются прямыми потомками хурритов и предками современных северо-восточно-кавказоязычных народов. Лингвистический сериал полностью подтверждает этот факт. Но по причине того, что конкретные целевые исследования отсутствуют (к сожалению, такие исследования не проведены учеными Дагестана), мы сегодня затрудняемся определить конкретную принадлежность каждого современного восточнокавказского народа к конкретным ветвям хурритов. Все исследователи и источники подтверждают один факт – языки хурритов и урартов являются родственными и эти языки относятся к группе восточно-кавказских языков, т.е. к той группе к которой относится лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, крызский, будухский, арчинский, хиналугский, кутийский (утийский), даргинский, лакский, аварскии, андииский. цезский, чеченский ,ингушский и др.(6,164-165). Сегодня эти народы представляют своих предков – хурритов.
И.М. Дьяконов и С.А.Старостин считают, “что родство между хуррито – урартскими и восточнокавказскими языками может считаться доказанным, и, вопреки ожиданиям, представляется вероятным, что отношения между прото-хуррито-урартским и другими протоязыками восточно-кавказской семьи приблизительно такие же, как между древними письменными языками индоевропейской семьи.(6, стр.204).
Вполне вероятно, что хуррито-урартские языки в отношении современных северо-восточно-кавказских языков выступают как праязыки.
кандидат исторических наук