В горах Загроса (или Хуррум) в северо-западном Иране в III тыс. до н.э., проживали эламитяне, касситы, луллибеи и кутии. Переднеазиатские источники их называют горными народами. (Вероятно, под выражением «нижние горы» (7), определяющим южную границу лезгиноязычных племен при разделе земли хурритов в конце II тыс. до н.э., подразумеваются именно горы Хуррум (Загрос). А под определением «верхние горы» – Большой Кавказский хребет – часть «Сув» на территории поздней Кавказской Албании – Алупании).
На территории от г. Хуррум до Большого Кавказского хребта проживали хурритские племена. По мнению И.М. Дьяконова, И. Алиева и др. этнический состав этого региона не изменился с III по начало I тыс. до н.э. Там проживали луллибеи, кутии, михраны, касситы, каспии (150, стр. 137-138). Язык кутиев был родственным языком касситов, луллибеев, обитавших в восточной части Малой Азии и в Закавказье хурритов (17, стр. 23). В эту же семью (современная семья северо-восточно-кавказских языков) входили также некоторые языки распространенные в Малой Азии, островах Крит, Кипр, Лемнос и др. (языки этрусков, пеласгов и др.) (291, стр. 34-35).
В период правления потомка Саргона Нарам-Суэна (2236-2200 гг. до н.э.) в Месопотамию «началось вторжение с Иранского нагорья – племен кутиев (видимо, родственного современным дагестанцам) (313, стр. 79). Вначале борьба с горцами шла с переменным успехом, но уже сын Нарам-Суэна должен был, по-видимому, уступить свой титул «царя четырех сторон света» царю Элама в обмен на помощь против кутиев. Но вскоре власть в Месопотамии целиком переходит в руки кутийских вождей. Они называли себя «царями» (шар), но, по- видимому, избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от двух до семи лет).
Кутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, то продолжили его в форме даней, которые для них и за них собирали местные аккадские и шумерские правители (313, стр. 72).
Около ста лет кутийцы господствовали в Месопотамии.
Это было первое известное историкам нашествие части хурритских племен в Нижнюю Месопотамию.
В начале II тыс. до н.э. переднеазиатские источники, во-первых, отмечают консолидацию «народов гор», «субарийцев» в Верхней Месопотамии, во- вторых, эти племена выступают под новым названием – «хурриты», в-третьих, они становятся более воинственными и заставляют все соседние племена и государства Передней Азии признать их власть. И наконец, хурриты завоевывают даже Египет.
Откуда такая сплоченность и активность? С чем это связано? Как могло случиться так, что население Египта – страны древней культуры и своеобразных окаменевших традиций вдруг объявляет древнелезгинского языческого бога Ра своим верховным богом. Почему пантеон языческих божеств хурритов полностью принимается и хеттами? Это еще не все: на хурритском языке создаются трактаты, на этот язык переводятся древние эпосы шумеров, создаются новые литературные произведения.
Естественно, все это нельзя считать случайностью.
Вероятно, прежде всего, это связано с появлением хурритских государств. Эти государственные образования появились не только в Верхней Месопотамии, но и северо-западном Иране, также в восточном Закавказье.
Существовали ли объективные условия для появления хурритских государств на всей территории (от Северного Кавказа до Верхней Месопотамии) населенной хурритами?
В отношении Верхней Месопотамии, ответ всем известен: существовало государство Хаиигальбат-Митанни. Что происходило в восточном Закавказье?
В предыдущих главах мы рассказывали о древнехурритских племенных союзах, государствах-городах. Но на одном из этих государств, существовавшем в период XVII-XIII вв. до н.э., хотим особо остановиться. Образование Алупании в начале I тыс. до н.э. связано с появлением еще в конце III – начале II тыс. до н.э. на территории поздней Кавказской Албании древнехурритского государства – племенного союза, основанного на принципах военной демократии. Термин «хурриты» также появился благодаря названию этого государства на территории северо-восточного Закавказья.
Исследователи отмечают, что еще в III тыс. до н.э., хурриты в переднеазиатских источниках встречаются под именем «субарийцы» («субари», «субарияр») (299, стр. 100-101). Откуда происходит это название? Может быть это слово образовалось от корня «сув» – гора на лезгинском языке. Вполне вероятно, что хурриты – это «жители гор» (по выражению соседних переднеазиатских народов), тогда они себя называли «суванвияр», «суварай тирбур», т.е. горцы, люди из гор. Это самоназвание воспроизводится на языках передней Азии как «субари» – «субарийцы».
Возможен и другой вариант: с древнейших времен, наверное со времен переселения в Закавказье предков северо-восточно-кавказоязычных народов, восточные склоны – предгорья Большого Кавказского хребта на исторической территории Алупании (горная часть современных Дивичинского, Кубинского, Кусарского районов Азербайджанской Республики, также Докузпаринского, Ахтынского районов Республики Дагестан) называются «Силибир». Под этим же названием известны в исторической литературе западные и юго-западные склоны, т.е. противоположная сторона Большого Кавказского хребта на большом расстоянии (на территории Исмаиллинского, Куткашенского, Варташенского, Шекинского, Кахского районов Азербайджанской Республики), включая и территорию древней столицы Алупании г. Кабалы.
Вполне возможно, что и это название, услышанное от предков северо- восточно-кавказоязычных народов могло воспроизводиться соседями хурритов по Верхней Месопотамии как «субари» – «субарийцы». В ассирийских источниках еще до середины II тыс. до н.э. встречается выражение «страна субареев», в отношении к территории, населенной хурритами (298, стр. 198).
Исследователи свидетельствуют, что начиная с раннего периода эпохи бронзы в восточном Закавказье возникают крупные этнические объединения, занимающие определенную территорию. Отсутствие письменных источников не позволяет уточнить этническое название этих групп. Общинно-родовые отношения в основном распались, им на смену пришли зависимые отношения, опирающиеся на сильную патриархальную власть. Можно предположить, что в период обострения политического положения для совместного выступления против врагов между крупными племенными союзами заключались военные соглашения (312, стр. 196). Может быть, этим объясняется исторический факт скопления хурритов в начале II тыс. до н.э. в Верхней Месопотамии. Когда было нужно, хурритские племенные союзы, занимающие обширную территорию от Северного Кавказа до побережья Средиземного моря, консолидировали свои силы и заставляли капитулировать даже очень сильные государства. Так было во время завоевания Египта хурритами.
Археологические материалы показывают, что этнические общности и группы, обитавшие на территории восточного Закавказья, имели много сходных черт в культуре, обычаях, быту, одежде, способах ведения хозяйства, идеологических и религиозных взглядах и т. п. В первой половине II тыс. до н.э. древние племена восточного Закавказья создали высокую культуру. Экономические, общественные, военные и культурные предпосылки образования древнего государства на территории будущей Кавказской Албании, были заложены именно в начале II тыс. до н.э. (312, стр. 195).
В таких условиях государство хурритов вполне могло возникнуть как на Куро-араксинской низменности, так на предгорье (юге и юго-востоке) Большого Кавказского хребта, которые имели очень благоприятные условия для земледелия и скотоводства.
Кроме этого, в данный период, по мнению исследователей, «на высокоразвитой социально-экономической и общественной почве» (312, стр. 196) и в северо-западном Иране, и в восточном Закавказье «появляются укрепленные поселения раннегородского типа, где наблюдается интенсивная консолидация родственных племен. Взамен небольших союзов, характерных для раннего периода эпохи бронзы, в начале II тыс. до н.э. складываются крупные племенные объединения, по всей вероятности, это были города-государства» (312, стр. 196).
Известно, что в период возникновения хурритского государства Митанни-Ханигальбат существовали и другие хурритские государства. Название одного из них нам известно: Хурри. По мнению некоторых исследователей, «вопрос о местонахождении царства Хурри более сложен» (299, стр.101). Не исключено, что одно из хурритских государств, известное под названием Алзи (315, стр. 188), образовалось на юго-восточном Закавказье – на территории распространения «куро-араксинской земледельческой культуры». Тем более, что, по мнению исследователей, один из очагов хурритской цивилизации уже начиная с середины IV тыс. до н.э. находился в этой части восточного Закавказья.
Более вероятен такой вариант: государство Хурри (или «Хуьрер»), образовалось на той части территории поздней Кавказской Албании, которая с середины I тыс. до н.э. известен алупанцам как «Сув», «Сувар». Почему создается мнение, что одно из хурритских государств, название которого созвучно с названием народа, могло образоваться на горной и предгорной части поздней Алупании – в Суве? Вполне очевидно, что термин «хурриты» связан с терминами «хуьруьнбур», «хуьруьнвияр», а название «Хурри» с термином «хуьр» (село, деревня по-лезгински). Не случайно, по утверждению исследователей (например, Дьяконова), хурритское слово «хуьррэ» переводится как «земля хурритов», «территория населенная хурритами», «место обитания хурритов», «населенные пункты хурритов».
Следует уточнить: свои населенные пункты (сел, деревень), расположенные только в горах и предгорьях, т. е. в Суве, лезгины именуют словом «хуьр». Населенные пункты, расположенные на равнине (Аран-Ккал) называются по другому: паласа, уба, тала, пуна и т.п.
Таким образом, вполне возможно, что название государства хурритов «Хурри» возникло от слова «хуьрер» («села», мн. ч.). Так как населенные пункты под названием «Хуьрер» – «села»у лезгин располагались только в Суве, место расположения политического ядра хурритского государства Хурри возникшего в начале II тыс. до н.э., уверенно можно локализовать там же.
Есть уверенность, что замена названия «субарийцев» на «хурриты» в начале II тыс. до н.э. связана с появлением одноименного государства хурритов – «горного народа», по определению завоеванных хурритами народов Передней Азии, Хурри. Этот термин появляется в начале II тыс. до н.э. и совпадает по времени с организованным завоеванием Месопотамских городов- государств хурритами.
Интересно отметить, что еще З.И. Ямпольский в книге «Древняя Албания» высказал мысль о том, что под словом Страбона «хора » (хура, хуьррэ – Ф.Б), надо понимать всю страну – Кавказскую Албанию (127, стр. 15). У Страбона слово «хора» в отношении Албании означает понятие «село» («хуьр» по- лезгински). А на хурритском языке слово «хуьррэ» употреблялся в смысле «земля хурритов», «страна хурритов». Можно предположить, что З.И. Ямпольский не только при помощи интуиции высказывал мысль о близости, даже идентичности этих понятий, но и имел для такого утверждения серьезные основания. Еще одним фактом, подтверждающим эту гипотезу является топоним «Куьре» (Кюре), употребляемый в отношении южного Дагестана. Еще до 1864 года существовало Кюринское ханство.
Как можно объяснить этимологию слова «куьре»? Не исключено, что это слово связано с названием Хуьррэ. Вероятно, со временем первый звук этого слова «х» сменился на «к» и слово «Хуьррэ» получило форму «Куьре»(Кюре). Интересно отметить,что и у Страбона встречается город Кере, автор связывает это название с хурритским племенем пелазгов. И, наконец, «Кераунские горы» у Страбона означают горы в Кюре.
Города-государства Северной Месопотамии довольно быстро преобразовались в более крупные государственные организмы, чаще всего на основе вассальных отношений (118, стр. 228). Они, по всей вероятности, становились вассалами политического центра – ядра хурритской империи.
К этому времени стало ясно, что контроль над торговыми путями может принести большую выгоду; однако, для овладения важнейшими путями по суше и рекам необходимо было иметь сильное войско. Вот почему повсеместно стала проявляться тяга к объединению. Это относится прежде всего к хурритам, представлявшим собой серьезную силу. Не случайно, аккадский вариант надписи Хаттусилиса (царя хеттов) сообщает не о каком-либо одном городе- государстве, а о «странах Ханигальбат», с которыми этому царю пришлось воевать (118, стр. 228). Под выражением «страны Ханигальбат», очевидно, подразумеваются государства Ближнего Востока входящие (или находящиеся в вассальной зависимости) в состав империи хурритов – Хурри.
Огромное преимущество хурритов заключалось в том, что их основные населенные пункты располагались вблизи от источников сырья и неподалеку от важнейших торговых путей. Поэтому они имели возможность сравнительно быстро приобрести влияние в Месопотамии и Северной Сирии.
Наряду с государством Митанни «развивались многочисленные самостоятельные хурритские государства, более или менее тесно с ним связанные» (118, стр. 230). Империя Ханигальбат (или Хурри) включала многочисленные и хорошо развитые городские центры Месопотамии, Сирии, северо-западного Ирана, юго-восточного и центрального Закавказья. На территории империи, по свидетельству источников, существовали многочисленные военные поселения, «жители которых получали наделы за несение воинской службы» (118, стр. 232).
Как было сказано выше, «Восточнее Тигра в отдельных, по большей части точно еще не локализованных пунктах засвидетельствовано с середины III тыс. наличие хурритов. Известны обозначения различных горных племен (турукки, кутии, луллубеи, касситы и т. д.). Не следует обращать внимание на отождествление племен турукки с тюрками: последний этноним появляется лишь в I тыс. н.э.-сначала в Центральной и Средней Азии и лишь к середине средних веков на Ближнем Востоке. Созвучие здесь чисто случайное» (315, стр.178).
«Хурриты, составляли одну из ветвей северо-восточно-кавказской семьи языков. Есть все основания думать, что прародина носителей хуррито- урартского языка находилась в центральном или восточном Закавказье, вероятно, в V тыс. до н.э.» (315, стр. 177). Далее Н.Б. Янковская уточняет координаты прародины хурритов – «северо-восточная часть Закавказья» и дополняет свою мысль «самоназвание «хурриты» означает «восточные» или «северовосточные» (315, стр. 184).
По мнению Н.Б. Янковской, шумеры называли хурритов «субир», а аккадцы «субарийцы», и они были в поле зрения жителей Нижней Месопотамии, как уже было сказано, с середины III тысячелетия до н.э. Первые достоверные известия о хурритах дают нам надписи последней четверти III тыс. до н.э. – на каменных таблицах и на печатях, а затем в начале II тыс. до н.э., появляются имена собственные разных лиц, от правителей до подневольных работников.
По лингвистическим данным, как показала М. Л. Хачикян, можно заключить, что переселение хурритов в Переднюю Азию шло волнами, причем первая и зашедшая дальше всех волна (вплоть до Северной Палестины) должна быть отнесена едва ли не к середине III тысячелетия до н.э.; более поздняя волна создала хурритское население в Киццувадне, Алалахе, Аррапхе, Митаннии и др. местах Верхней Месопотамии.
Хурритское население Алалаха в Сирии становится между XVIII и XIV вв. до н.э. более многочисленным (неясно, за счет ли притока новых групп хурритов или за счет большей хурритизаци местного западно-семитского населения). К середине II тыс. до н.э. население Угарита на побережье Сирии становится двуязычным: западно-семитским и хурритским . Н.Б. Янковская считает, что горцы хурриты в Северной Месопотамии действовали таким образом: сначала нанимались к местным царькам воинами, а позже захватывали власть в городах (315, стр. 185).
Начало политического преобладания хурритов в Верхней Месопотамии принято было относить ко второй половине XVI в. до н.э., но Г. М. Аветисяну удалось доказать, что мощное хурритское государство Ханигальбат возникло не позже XVII в. до н.э. Концом этого века датируется большой поход хурритов Ханигальбата в глубь Малой Азии: очевидно, это хурритское государство должно было консолидироваться раньше. Г.М. Аветисян считает, что Ханигальбат было названием страны, а Митанни – одного из хурритских племен и его династии (на хурритском языке звучало, по всей видимости, как «мит1анар») (315, стр.186).
Первый известный по имени царь «Митанни» – Шуттарна I, сын Кирты, известен по оттиску печати в Алалахе конца XVI в. до н.э. После него правил Парраттарна. Царем Алалаха был Идрими.
Наиболее могущественным царем Митанни был Саусаттар или Саусадаттар. Он носил титул «царя Маитани, царя воинов Хурри». При нем Аррапхэ за Тигром находилось если не под властью, то под влиянием Митанни; он же заключил договор с царем Киццувадны к югу от гор Тавра. Ему подчинялся Алалах. Ему же удалось захватить и разграбить Ашшур, в нем сидел митаннийский посол. На вассальных правах Митанни подчинялись многие города восточной части Малой Азии. Непосредственно в состав Митанни входила область Кадмухи на верхнем Тигре, а возможно, и некоторые области севернее его притоков.
Египетские фараоны, хорошо знакомые с хурритами и Митанной, в своих надписях называют Митанни термином Нахрайна – «Двуречье», или «Междуречье». Они отождествляли это государство со всей территорией Верхней Месопотамии между Евфратом и Тигром (315, стр. 188).
Египтяне были хорошо знакомы с хурритами. Представителей XV и XVI династии царей в Египте называют гиксосами: «великие гиксосы» (XV династия) и «малые гиксосы» (XVI династия). По мнению Ю. Заблоцки гиксосы правили Египтом в 1650 – 1550 гг. до н.э. (118, стр. 175). Но еще до этого во второй половине XVIII в. до н.э., известны факты захвата власти узурпаторами из среды чиновников или военных, «известны узурпаторы и неегипетского происхождения» (118, стр. 176). Уместно будет упоминание о том, что воинские отряды хурритов в синхронный период действовали и в Северной Месопотамии, и в Палестине идентично: они нанимались как воины у правителей, потом силой оружия захватывали власть.
По информации исследователей, во второй половине XVIII века до н.э., на восточной территории Египта, «подверженной нападениям азиатских племен, вышли из повиновения начальники некоторых палестинских отрядов египетского войска» (118, стр. 177). Вероятно, начальники этих отрядов, (также воины этих отрядов, полностью или частично) были хурритами, и действовали в Египте, испытанными в Северной Месопотамии методами для захвата власти.
Уже в III тыс. до н.э., в восточный Египет нередко вторгались пастушеские племена из Азии (118, стр. 177). (Именно в этот период хурриты упоминаются в переднеазиатских источниках). Уже с начала II тыс. до н.э., активность азиатских племен возросла до небывалых прежде размеров (118, стр. 177). (Время совпадает с концентрацией большого числа хурритов в Северной Месопотамии.) «Уже во время Саргона Аккадского северная часть Месопотамии находилась под сильным влиянием хурритов, составлявших наряду с семитами, шумерами и эламитами четвертый этнический элемент, сыгравший существенную роль в иcтopии Mecoпoтaмии.,,(118, стр. 194).
В 1650 г. до н.э. начальник одного из отрядов Египетской армии хуррит Салитис захватил столицу Египта и власть. Салитиса и его преемников египтяне называли «хик-хосфе», что значит «правители чужеземных стран». Также (в позднейшей передаче гиксосами) называли себя и сами эти цари. Проблема происхождения гиксосов по сей день остается дискуссионной, так же как вопрос о захвате ими власти в Египте и о значении самого наименования «правители чужеземных стран» (118, стр. 177).
«В то время как в Северной Месопотамии сформировалось государство Митанни (составная часть империи Ханигальбат – Хурри), подчинившее своему влиянию в числе других государств и Северную Сирию, Египет был поделен на две части – на Севере властвовали гиксосы» (хурриты) (118, стр. 235).
Наступление на Дельту, очевидно, было связано с этническими перемещениями, охватившими почти всю Юго-западную Азию. Пришли в движение многие племена, «а также хурриты, происхождение которых пока неясно» (118, стр. 178).
Исследуя захват Египта гиксосами историки (Манефон, Иосиф Флавий и др.) утверждают, что «гиксосы захватили Египет благодаря применению нового вооружения – двухколесных боевых колесниц («мярхар» или «мархар» по- лезгински). Исследователи истории Ближнего востока (Дьяконов, Старостин, Заблоцка» и др.) единогласно отмечают, что изобретение двухколесных боевых колесниц – это заслуга хурритов, также как одомашнивание лошади. Естественно, хурриты первыми использовали боевые колесницы в военных целях. По мнению Манефона и Флавия, гиксосы использовали против египтян еще один вид нового оружия-азиатский лук, в производстве которого применялась бронза. Эти высказывания утверждаются тем, что «прогресс во многих областях, включая и вооружение, в Египте проявился особенно четко в годы царствования гиксосов» (118, стр. 178-179).
«… Шел 1710 год до нашей эры. Обеспокоенные вестями с границ собрались жрецы, дабы оповестить Его величество Владыку Египта о том, что сильные и многочисленные войска чужеземного царя из далекой горной страны на севере вознамерились идти в поход на Египет. Лазутчики, вернувшиеся с сирийской границы, донесли, что изготовившись к бою, мчатся враги на колесницах, облаченные в боевые доспехи, вооруженные острыми мечами, каких никогда еще не знал Египет. Быстрые и сильные животные впряжены в колесницы, и войско мчится, подобное смерчу в пустыне, дабы разгромить Египет до западного угла неба…
Стремительно, как ураган, обрушились на Египет закованные в железо колесницы северных завоевателей. Молнией сверкали их беспощадные железные мечи, разрубая, как папирус, доспехи отборных дружин фараона. Непробиваемые железные панцири, железные наконечники всепроникающих стрел наводили ужас на египтян. Невиданные до той поря в Египте животные – кони – топтали копытами и обращали в бегство знаменитую пехоту Египта. Все рушилось под неудержимым натиском этой поистине необузданной стихии. Великий Египет пал, фараон погиб вместе с армией, храмы и дворцы Египта были разграблены, разрушены и сожжены. В Египте стали править гиксосские цари…». (330, стр.38).
Так повествовали египетские иероглифы, оставленные очевидцами тех страшных дней в анналах древности. Эту горестную историю в конце IV века до нашей эры прочел и впервые поведал миру египетский жрец Манефон. Согласно Манефону гиксосы пришли из страны «Хурри». (330, стр. 38.).
Исследователи, основываясь на исторические факты – надписи и разные предметы, выдвинули теорию о существовании империи гиксосов, влияние которых простиралось до Крита и Анатолии (118, стр. 179). Лишь незнание языка и происхождения гиксосов (также хурритов) не дали возможность исследователям установить факт существования империи хурритов, несмотря на то, что в Египетских текстах это упоминается.
По египетским текстам, основатель XVIII династии Яхмос I, в 1540 году до н.э., разрушил главный город гиксосов Аварис и захватил крепость Шарухен (Шарахуьр – село царя по-лезгински), лишив таким образом гиксосов (хурритов) последнего опорного пункта на юге Палестины (118, стр. 181).
Исследователи признаются, что нам мало известно о внутреннем политическом и социальном устройстве Митанни-Ханигальбат, также о других хурритских государствах северо-западного Ирана и Восточного Закавказья II тыс. до н.э. Можно только сказать, что это была (имеется ввиду Ханигальбат) не монолитная империя, а рыхлая союз номов, которые объединялись вокруг Вашшуканни – столицы Митанни – Ханигальбата (местоположение ее еще не установлено), которые платили митаннийскому царю дань и выставили на помощь ему воинские контингенты: что «люди хурри» – очевидно, воинская знать – играли значительную роль при царе и упоминались иной раз вместе с царем в государственных договорах (315, стр. 189).
– -Исследования И.М. Дьяконова, С.А. Старостина, Г.М. Аветисяна, Н.Б. Янковской и других ученых выявили много новых фактов о хурритах, их исторической роли в обширном регионе • от северо-восточного Закавказья до Верхней Месопотамии и дальше до островов Средиземного и Эгейского морей. Существующий исторический материал, также лезгинско-хурритские языковые параллели, ествественно расширяет горизонты наших знаний о хурритской цивилизации, дают возможность для определенных обобщений, выводов и гипотез.
Сначала еще раз поразмышляем над некоторыми выводами исследователей: «Очевидно, горцы-хурриты сначала нанимались к местным царькам воинами, а позже захватывали власть в городах» (315, стр. 185). Не означает ли это, что хурриты не переселились со своими семьями, женами, детьми, домашним скотом, утварью, а вначале появились в Северной Месопотамии как хорошо организованные воинские отряды, и очевидно с конкретной целью.
Наиболее могущественный царь Митанни Сауссаттар «носил титул «царя Митанни (или Ханигальбата), царя воинов хурри» (315, стр. 187).
Не означает ли это, что даже самый могущественный из известных – царь Митанни являлся наместником – полководцем армии Хурри (политическое ядро государства в северо-восточном Закавказье – «Суве» поздней Алупании) в Верхней Месопотамии.
«Люди Хурри», очевидно, воинская знать, играли значительную роль при царе и упоминались иной раз вместе с царем в государственных договорах» (315, стр. 180). Не подразумеваются ли, под выражением «люди Хурри» в митанний- ских надписях, представители политического центра хурритов в северовосточном Закавказье – государства Хурри, выполняющие роль наместников при дворах городов-государств в Верхней Месопотамии.
«Мы не знаем точно, когда началось движение хурритоязычных племен на юг и юго-запад с их предполагаемой прародины в северо-восточной части Закавказья (территория «Сува» поздней Алупании – Ф.Б.) (315, стр. 184). Не означает ли, указание точного места прародины хурритов (для периода: с середины III тыс. до н.э. -включая и II тыс. до н.э.), что в распоряжении исследователей имелась информация, подтверждающая наличие непрерывных связей хурритов Верхней Месопотамии с государством Хурри (или с территорией северовосточного Закавказья).
«Само название «хурриты» означает «восточные или «северовосточные» (315, стр. 184). Возникает вопрос: на каком языке? Ни на хурритском, ни на аккадском слово «хурриты» не означают ни «восточных», ни «северо-восточных». Если авторы, невзирая на это однозначно утверждают, что «хурриты» это означает «северо-восточные», значит они располагают какими- то доказательствами в пользу этого утверждения.
Основываясь на консолидацию и высокую политическую активность хурритов (отмечаемую всеми исследователями в начале II тыс. до н. э.), на факты военных походов – нашествий хурритов в Верхнюю Месопотамию до Палестины (при этом через определенный отрезок времени повторяющийся волнами), ссылаясь на факт завоевания Египта хурритами (явно доказуемый по материалам языческой религии и мифологии древних египтян и поздних алупанцев – лезгиноязычных народов), учитывая высокое развитие культуры хурритов именно в этот период, (появление письма, литературы и т.д.),также учитывая выводы вышеназванных авторов-исследователей предполагаем:
– после распада Куро-араксинской земледельческой культуры (середина III тыс. до н.э.) предки северо-восточно-кавказоязычных народов, создают локальные цивилизации, на обширной территории: от северо-восточного Кавказа до Верхней Месопотамии. Среди родственных племен усиливается языковая дифференциация. Постепенно формируются союзы племен относящиеся к конкретным семьям северо-восточно-кавказских языков. В таких этнополитических условиях в северо-восточном Закавказье – на территории «Сув» поздней Алупании (на территории обитаемой и сегодня лезгиноязычными народами, включая и исторический Ширван) появляется государственное образование лезгиноязычных племен – Хурри. Время образования этого государства относится к периоду-середина III тыс. до н.э.-начало II тыс. до н.э..В первые века II тыс. до н.э. армия государства Хурри усиливает вооруженный натиск в южном и юго-западном направлении. Не позже XVII в. до н.э. вся территория от северо- восточного Закавказья до Верхней Месопотамии входит в состав державы хурритов. Образуется империя хурритов. Вполне может быть, что это не было монолитной империей, но во всех административных единицах деятельность царей контролировалась представителями царского двора Хурри, они принимали участие при подписании местными правителями договоров со своими соседями, и даже заверяли эти документы от имени царя Хурри. Хурри было ядром, политическим центром империи. Отряды профессиональных воинов Хурри подчиняли все новые и новые города-государства Верхней Месопотамии. Против вооруженных сил хурритской империи оказалась бессильной и армия Египта.
500 лет спустя после завоевания Египта хурритами в последней четверти XIII в. до н.э., вторгшийся в Переднюю Азию Египетский фараон Мерне-Птах оставил после себя надпись, в которой написано следующее: «Ханаан разорен всяческой бедой … Израиль уничтожен … Хурри стала вдовой из-за Египта» (314, стр. 252).
Эта надпись еще одно подтверждение тому, что египетские фараоны были хорошо знакомы с империей Хурри. Из источников известно, что Египетский фараон в своем военном походе не доходил даже до территории северозападного Ирана, но воевал и одержал победу с армией империи Хурри в передней Азии, еще точнее – в Палестине. Это означает, что даже в XIII в. до н.э. пределы империи Хурри доходили до Палестины, т. е. включали в себя хурритские города-государства Верхней Месопотамии. Армии египетского фараона и шарвала Хурри встретились где-то на территории Палестины или Ассирии, и, судя по надписи,фараон нанес поражение хурритам, убил множество славных воинов из армии Хурри и таким образом, как он выражается, оставил вдовами хурриток.
И еще одно соображение. Общеизвестно, что античные авторы локализовали албан в Кавказских горах (также предгорье), но констатировали: их земли распространяются до p. Куры и Аракса. Вполне вероятно, что алупанцы унаследовали образ жизни своих предков – хурритов. В древности, хурриты строили свои основные жилища в Суве, но сами со своими отарами доходили не только до степей Мукан, Милан, но продвигались дальше – на северо-запад Иранского плато, и еще дальше в Верхнюю Месопотамию. «Говоря об этнической принадлежности поселенцев (насельников) Центрального (да и Восточного) Закавказья в интересующую нас эпоху, следует отметить, что хотя зона эта находилась вне сферы письменных источников, у нас нет серьезных оснований думать, что до северо-восточно-кавказских, точнее нахско-дагестанских языков, в этом регионе были распространены какие-либо другие языки. Несомненно, что северо-восточно-кавказская группа языков, как и вообще иберо-кавказская, была автохтонной на Кавказском перешейке» (304, стр. 12).
Не случаен отмеченный древнелезгинским автором тот факт, что при разделе земель между хурритскими племенами, микил Алупа (народ Алупа – племенной союз руководимый Алупом) получает свою долю в следующих границах: на юге от озера Урмия (Матиена) и от горы Загрос (Хуррум), на севере До верхнего моря (Каспийского моря) и до верхней горы (Большой Кавказский хребет). На этой территории с древнейших времен (с первой половины IV тыс. до н.э.) проживали предки микила Алупа, предки алупанцев, предки лезгиноя- зычных народов.
Почему в источниках очень мало информации о хурритском государстве Хурри в Восточном Закавказье? Формальный ответ звучит так: эта зона тогда находилась вне территорий охваченных переднеазиатскими письменными источниками.А в действительности даже имеющиеся материалы до сих пор не изучены с точки зрения существования еще в III тыс. до н.э. Восточно- Закавказского очага хурритской цивилизации. Что касается наших лезгинских историков, в советский период они послушно выполняли заказы господствующей идеологии, направленные на раздробление и уничтожение хуррито- алупано-лезгинской истории, цивилизации, культуры.
Можно смело сказать, что обобщенный термин «хурриты» возник именно тогда, когда правители государства Хурри начали проводить экспансию на Ближнем Востоке, в том числе Месопотамии. Так как под термином «хурриты» Ближневосточные народы подразумевали людей из государства Хурри, граждан страны Хурри, которая была расположена в северо-восточном Закавказье.
“Люди Хурри” в колесницах.
Территория находившейся под влиянием империи Хурри. II тыс. до н.э.
© Источник: История Лезгинского народа (лезгиноязычных народов) и государства (V тыс. до н.э.-X в. н.э.) / Бадалов Ф.А. -Дербент,1998. -440С.