По поручению спикера парламента Хизри Шихсаидова, ссылаясь на Послание Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, 21 мая Комитет Народного Собрания РД по местному самоуправлению провел публичные слушания, на которых был вынесен вопрос о возможности объединения городов и окружающих их районов в единые муниципальные округа.
Речь идет о городах – Хасавюрте, Кизилюрте, Буйнакске, Кизляре, Дербенте и одноименных районах. Делается это для того, чтобы на пять муниципалитетов стало меньше. Меня интересует Дербентский городской округ, мне небезразлично, кого там назначит глава республики, учитывая неоспоримый, непреложный фактор нынешней внутренней реальной политической жизни Дагестана с его сложными и далеко не всегда дружелюбными межнациональными взаимоотношениями, – Имама Яралиева или Курбана Курбанова, клан которого вечно управляет в Дербентском районе. «Черновик»: «В Дербентской зоне ситуация накладывается и на международный политический момент. Перепись населения однозначно говорит о том, что во главе объединенного Дербентского городского округа должен быть азербайджанец. Их больше как в численном, так и процентном соотношении по сравнению с лезгинами. Такой шаг, несомненно, усилит и так набирающие обороты националистические настроения в Лезгистане, а также снова сделает темой номера один вопрос о том, «сдает ли Абдулатипов Дербент и Юждаг своему другу Ильхаму Алиеву». «Отчасти ответ на этот вопрос должна дать демография (национальный вопрос)», пишет газета.
По официальным данным переписи населения за 2010 год, в Дербенте лезгин 40188 – 33%, азербайджанцев 38523 – 32,32%;
в Дербентском районе: азербайджанцев –57476 ( 58,02%), лезгин –18626 (18,80%);
Общая численность в городе и районе: азербайджанцев – 95 999, лезгин – 58 814.
Да, по официальным данным, общее число так называемых «азербайджанцев» намного больше лезгин. Но тут возникает много вопросов: с каких пор в переписях появилась национальность «азербайджанцы»? Являются ли они моноэтническим народом? Куда исчезли ранее существовавшие народы: таты-мусульмане, теркеменцы, персы и т. д.?
Попробую ответить по порядку. Во-первых, никто не только в Дагестане, но и даже на всем Кавказе до 1938 г. не знал народ под названием «азербайджанцы». Мы, лезгины, тюрков Южного Кавказа всегда называли мугъулами (могул), джарские аварцы – мугъалами, грузины – татарами, армяне – туркес, кайтагцы – таркама. Даже Сталин, искушенный в национальном вопросе, в своих трудах называет их закавказскими татарами, В то же время лезгин называет лезгинами (И. Сталин. Социализм и национальный вопрос. 1913 г.). Термин «азербайджанец» означает не этноним, а антропоним древнеперсидского сатрапа Атропета, который в искаженном виде попал на Кавказ в 30-х годах XX века.
Во-вторых, так называемые «азербайджанцы» в Дагестане являются искусственным полиэтническим образованием, чему способствовали и продолжают способствовать власти Азербайджана и Дагестана.
По переписи 1886 г. в Дагестане числилось:
кавказские татары –5202 (24,85%)
турки –1519 (7,27%)
теркеменцы – 5852 (27,95%)
таты-мусульмане – 3609 (17,24%)
персы – 4749 (22,69%)
Всего: 20931 (100%)
Вышеназванные ираноязычные и тюркоязычные народы, которые формировались самостоятельно, власти Дагестана объединяют и неправильно называют «азербайджанцами», т. е. гражданами Азербайджана, так как термин «азербайджанец» означает не национальность, а гражданство соседней республики.
Кавказские татары в основном проживали на территории нынешнего Табасаранского района. Еще в 19 веке в их число входила часть ираноязычных татов, которых они отуречивали. Как пишет известный историк 19 века, тат по национальности, А-К. А. Бакиханов (родом из селения Амсар, Кубинского уезда Дагестанской области, как сам указал): жители селений Джалган, Рукель, Камах, Мугарты, Зидьян, Гимейди, Митаги и Бильгади, известные как «таты», были переселены из Персии в район Дербента для укрепления северных границ.
В работе «Народонаселение Дагестанской области» А. Комаров пишет, что язык татов уже в 70-е годы 19 века начал заменяться тюркским. Отсюда можно сделать вывод: жители Дербентского района, которых записали «азербайджанцами», являются бывшими татами, исключение составляют теркеменцы, которых намного позже татов переселил в северную часть Дербентского района кайтагский уцмий Султан-Ахмед.
Из Интернета мы узнаем численность татов и теркеменцев в 2002 – 2010 гг., хотя правительство Дагестана их не выделяет как отдельные народы.
Таты проживают в селах Дербентского района в 2010 г.:
Рукель –2746 чел. (2010 г.), Хазар –1420 чел., Нижний Джалган –2140 чел., Сабнава –3820 чел., Чинар –2600 чел., Бильгади –609 чел., Белиджи –165 чел., Аглоби –2002 чел., Араблинская –239 чел., с. Белиджи –2000 чел., Джалган –7025 чел., Митаги-Казмаляр –1776 чел., Мугарты –2530 чел., Музаим –1946 чел.
Всего: 32 576 чел.
Обратите внимание на их персидские названия, что характерно только татам. Это еще раз подтверждает, что они были и есть таты-мусульмане, попавшие в политические жернова пантюркистов.
Правительство и Миннац Дагестана должны восстановить историческую справедливость и открывать во всех вышеуказанных селах татские школы, возродить их национальную культуру, язык, традиции и т. д.
Теркеменцы проживают компактно в северной части Дербентского района, в селах в 2010 г.:
Падар –2266 чел., Салик –1763 чел., Татляр –1208 чел., Карадаглы –779 чел., Уллутерекме –1599 чел., пос. Мамедкала –3548 чел., Берикей –3424 чел., Великент –4282 чел., Геджух –4860 чел., Деличобан –2217 чел., Джемикент –2608 чел., Кала –1752 чел.
Всего: 30164 чел.
Теркеменцы, в отличие от «азербайджанцев», сохранили свой древний этноним, который происходит от древних сельджуков. Находясь рядом с горцами, они приобрели много общих черт с ними. Теркеменцы ближе по культуре, быту, нравам и характеру к дагестанцам. Они воинственны и были хорошими наездниками в прошлом. Антропологически они часто ближе к дагестанцам. Ученый этнограф Сакинат Гаджиева их обособляет как отдельный этнос.
Жители дербентского магала – это отуреченные персы, таковыми они считали себя и таковыми считало их окружающее население. Посетившие в разное время Дербент путешественники, исследователи, историки, языковеды в них видели персов, так как они сами так идентифицировали себя. В языке их сохранилось много фарсизмов. Турками себя считали жители села Ерси, Табасаранского района.
По переписи 2010 года общее число искусственно состряпанных «азербайджанцев» в Дагестане оказалось 130 900 чел. Однако зная, какой народ сколько процентов составлял до 1938 г., мы можем приблизительно вычислить численность отдельных народов, которых неправильно причислили к «азербайджанцам».
Значит, на самом деле из них:
кавказские татары – 32 553 чел. (24,85%)
турки – 9 524 чел. ( 7,27%)
теркеменцы – 36 615 чел. (27,95%)
таты-мусульмане – 22 584 чел. (17,24%)
персы – 29 624 чел. (22,69%)
Итого: 100% – 130 900 чел.
Чтобы они были признаны отдельными народами, Владимир Путин всем им выделил код национальности.
Итак, в городе Дербенте вместе с Дербентским районом проживают :
лезгины – 58 814 чел. вместе с лезгиноязычными народами – 93 403 чел.,
таты-мусульмане – 32576 чел.
теркеменцы – 30164 чел.
Из оставшихся 33259 человек, так называемых «азербайджанцев», большинство считалось персами.
Дербент является главным стратегическим центром всей Северной Лезгии. Город и крепость были построены местным албано-лезгинским народом. Читайте Моисея Каганкатваци «История Агван». И вы поймете, кто должен управлять городом и районом.
Я не знаю какой баран написал эту статью .
Вообще в селении Мугарты татов не было а были евреи .
В 19 веке евреи переселилис в г Дербент .
А в с Мугарты переселили Турков .
Так в Селени Мугарты не прживает 2530 человек это по лезгинскому переписипереписи.
А на самом деле 1713 человек . И эти все Турки а не таты
Сам такой! туранист хренов