Одним из наиболее запутанных вопросов в исторической географии Дагестана является проблема локализации Филана. Первым обратил внимание на это «царство» Б.А.Дорн. Он связывал его с «царством» Ширван[1]. И. Маркварт[2], вслед за арабскими авторами, помещал Филан между Табасараном[3] и Сериром[4]. А.-К.Бакиханов видел в Филане государство с центром в Казикумухе, с включением в его состав лакских, акушинских и некоторых аварских магалов[5]. А.Н.Генко, допуская возможность исправления Филана на Килан, локализовал это образование на землях позднего Гидатля[6] и Анкратля[7]. В.Ф. Минорский, обращая внимание на большое число селений с корнем фил (Филифли, Стас-Фили, Фили-Дзах и др.) между Восточным Шакки и Самуром, не исключил вероятности нахождения Филана в этом регионе[8]. М.И.Артамонов, также, как и А. Бакиханов, располагал Филан в Казикумухе9. М.Г.Магомедов высказал вероятность нахождения Филана на территории Андии10. Видимо, учитывая такой широкий разброс мнений, авторы Истории Дагестана и Истории народов Северного Кавказа отметили, что точная идентификация Филана на данном этапе затруднительна в силу неясности источников11. Нам представляется, что приведенные выше мнения авторитетных ученых не основаны на проведенных ими глубоких исследованиях, а скорее носят оттенок импровизации. Восполнить пробел в историографии попытался А.Р. Шихсаидов12. Им была предпринята первая, серьезная попытка решить проблему локализации Филана. Основываясь на анализе широкого круга источников, ученый пришел к выводу, что «царство» Филан находилось на территории современных Акушинского и Левашинского районов, где также находился, по его мнению, и Шандан. В IX-XII вв. оба «царства» слились и выступают как одно целое под именем Шандан13.
Арабские ученые, в целом, проявляют единодушие относительно географического положения Филана, что бросается в глаза при рассмотрении источников. Известный географ Ибн Хордадбех (ум. 890 или 912 г.) в своем труде «Книга путей и стран»14, датируемом 885 г., сообщает: «Что касается ворот, то они являются входами в ущелья горы ал-Какб. Там возведены крепости, в том числе Баб 15 Сул, Баб ал-Лан, Баб аш-Шабиран, Баб Лазика, Баб Барика, Баб Самсахи, Баб Сахиб ас-Серир, Баб Филаншах, Баб Карунан, Баб Табасараншах, Баб Лираншах, Баб Либаншах, Баб Ануширван. Баб Ануширван расположен за ал-Бабом. Все, что за этим городом в Руках Хазар»16 Не вдаваясь в анализ всей номенклатуры отметим, что Ибн Хордадбех находит Филан между Сериром и Табасараном. То же самое мы обнаруживаем у весьма авторитетного ученого — Баладзори. Основываясь на источниках доисламского Ирана, Баладзори излагает очень ценную информацию: «И выбрал Ануширван царей и назначил их, предоставив каждому из них шахство над отдельной областью. Из Них были хакан Горы, т.е. владетель Сарира (трона), с титулом Вахрарзаншах, и царь Филана, он же Филаншах, и Табасараншах, и царь ал-Лакзов17, с титулом , Джурджаншах, и царь Маскута18, царство которого теперь не существует, и царь Лирана с титулом Лираншах, и царь Ширвана20 именующийся Ширваншахом. И утвердил властителя Бухха21 над Буххом и властителя Зирикирана22 над Зирикираном; и утвердил он царей горы Кабак в их владениях и заключил с ними мир, обязав ему платить подати»23. Остается добавить, что помимо Серира и Табасарана, рядом с Филаном Баладзори называет и Лакз. Посетивший в 1130 году Дербент, знаменитый путешественник Абу Хамид ал-Гарнати писал: «И приняли из его рук (Масламы –И.Г.) ислам многочисленные народы, в том числе: лакзан, и филан, и хайдак, и заклан,и гумик, и дархах»24. Испанский араб поместил Филан между Лакзом и Хайдаком, что в общем-то, не противоречит его предшественникам. Но в отличие от них, которые обычно, помещали Филан на воображаемой линии Серир — Табасаран (СЗ — ЮВ),он расположил его на воображаемой линии Лакз — Кайтаг25 (ЮЗ — СВ.). Эти две линии при нанесении на карту пересекаются. Ниже мы увидим, что Филан находится именно на пересечении этих двух воображаемых линий. В числе исламизированных Масламой народов ал-Гарнати называет, заклан, гумик, дархах. Сомнений не возникает относительно Гумика. Эта политическая единица однозначно соответствует селению Кумух26 с округой. А.Р.Шихсаидов убедительно расшифровал дархах зирихгиран27. Что касается, заклан, то нам представляется более верной, предложенная А.Н.Генко, идентификация этого народа с агул-кошанцами,28 чем с урахинцами. Носители урахинского диалекта даргинского языка находились в «глубоком тылу расположенных севернее широты Дербента противников арабов, а именно в пределах «царства» Хамрин29. Во времена Масламы, в VIII в., Хамрин был последовательным противником Халифата и ревностным союзником Хазарии. Поэтому обращение, входящих в состав Хамрина урахинцев к Масламе с просьбой о протекции и обращении в ислам представляется невероятным. Выдвинутую А.Р.Шихсаидовым расшифровку заклана (руклана) ал-Гарнати мы предлагаем применить в отношении руклан Йакута, сообщения которого, мы коснёмся ниже. Подводя итог суждениям и заключениям относительно сообщения ал-Гарнати, отметим, что Филан граничил с юга с Лакзом, с северо-запада с Гумиком, с севера с Зирихгираном и Хайдаком и с востока с агул-кошанцами. Перед нами на карте четко обозначились контуры современной Агулии. Следует, однако, подчеркнуть, что данная ситуация, возможно, справедлива для 1130 года. Для эпохи Сасанидов и последовавших за ней арабских завоеваний место Гумика занимал Серир, а на востоке Филан граничил с Табасараном. Агул-кошанцы или «зуклан-руклан» ал-Гарнати, скорее всего, входили в состав Филана.
Наиболее подробные и интересные сведения о Филане сообщает знаменитый энциклопедист Йакут ал-Хамави (1179 — 1229 гг.). «В числе поселенных здесь (в Дагестане — И.Г.) для охраны границ (Сасанидского Ирана — И.Г.) находилось племя Табарсеран30, а по соседству племена известные под именем Филан и Лакз, последние особенно многочисленны и храбры…»31. «Между ними (Лакзами — И.Г.) и Баб-ал-Абвабом страна Табарсеран; жители его так же мужественны и храбры, как и Лакзы, и страна их так же густо населена, как и у тех, разве только что Лакзы превосходят Табарсеранцев числом, и владения их гораздо обширнее. А выше лежит Филан, это незначительная область»32. Из сообщений Йакута также вытекает, что Филан находится выше, в данном случае западнее Табасарана и рядом, то есть севернее Лакза. Также подчеркивается, что Филан незначительная область. Мы считаем, что единственной незначительной областью между Табасараном, Кайтагом, Зирихгираном, Гумиком и Лакзом является только территория Агулии, расположенной в верховьях Чирах-чая.
На этой же территории располагают Филан и другие арабские ученые. Единственным исключением являются данные о маршруте посланца халифа Васика (842 -847) Саллама к стене Йаджудж и Маджудж (Тифлис — Серир — Ал-Лан — Филан — Тархан царя хазар), о котором сообщает Ибн Хордадбех. В литературе предпринимались попытки объяснить его, но нам кажется, что мы имеем дело с явным недоразумением и остается только согласиться с В.Ф. Минорским в том, что путь Саллама — запутанный и блуждающий33.
Данные арабских источников конкретизируются в «Дербенд-наме», в которой, в частности, сообщается, что: «Это область Кумука. Затем идет климат Йукъ, а хакима его называют Филаншах»34. В другом списке этого же сочинения читаем: «На Кумукской горе в одной области верхняя часть Табасарана прилегала к лезгинам. Людей ее привели из Гилана35, а правителя их назвали Килан-шахом»36 Еще более точен список изданный Казембеком: «Выше города Дербенда, во владение Табасаран (вплоть) до Кумукской горы привели и поселили много народу из Кашана37 и Гилана.»38 В этом сообщении, дошедшем в различных редакциях, не только подтверждается нахождение Филана между Гумиком и Табасараном, но и говорится о некой Кумукской горе (Кумук-даг). Оказывается, такой ороним сохранился поныне, и он употребляется табасаранцами по отношению к Кокма-дагу39, находящейся на границе Агульского и Кулинского районов. В системе хребта Кокма, в четырех километрах юго-западнее одноименного перевала, справа по течению Чирагчая высится гора Лякибек (2818 м.). Лякибек означает Лакская гора. Не вызывает сомнений, что это другое название Кумукдага. Как бы то ни было, упоминание данного оронима в отдельных списках «Дербенд-наме» еще раз свидетельствует о расположении Филана именно на землях современного Агульского региона. Выдержка из списка Казембека не только интересна с точки зрения подтверждения сообщений арабских ученых о мероприятиях, проведенных Сасанидами в Дагестане и уточнения локализации Филана между Табасараном и «Кумукской горой», то есть на землях Агульского района. Она недвусмысленно указывает на этимологическую связь названия иранской провинции Кашан с местным гидронимом Кашанапу, с проживающими по течению этой реки агул-кошанцами, а также с табасаранским названием этой же группы агульцев — рукушан.
В пользу отстаиваемой нами локализации косвенно свидетельствует еще одно сообщение Йакута о том, что «Баб-ул-Абваб порт на этом море. К нему стекаются Хазары, Сериры, Шензаны (шанданцы — И.Г.), Хайзаны (кайтаги — И.Г.), Курджи (уркарахи- И.Г.), Рукланы, Зирикераны и Гумик с севера…»40. Действительно, все, упомянутые автором народы, располагались севернее широты Дербента и для них наиболее удобные пути в этот город пролегали именно к северу, а не к югу от города. Если бы Филан действительно находился на территории позднего Акуша-Дарго, то Иакут обязательно назвал бы филанцев в числе народов, приезжающих в Дербент с севера. Для поданных филаншаха, живших в долинах Чирагчая и её притоков, самой удобной дорогой в Дербент являлся путь по известному маршруту Магу-дере — Хив — Касумкент — Дербент. То есть с юга.
В свете сказанного особый интерес представляет географическое положение и археологическая изученность бассейна Чирагчая. Данный регион представляет собой замкнутую, отлично защищенную со всех сторон высокими горными хребтами геоморфологическую зону. С востока и севера естественной границей региона служит хребет Джуфудаг, отделяющий современную Агулию от Табасарана и бассейна Уллучая. С запада границей служит мощный массив Самурского хребта. С юга бассейн Чирагчая завершается хребтом Чимидаг и северо-восточными отрогами Колох-дага. Наиболее удобными воротами в регион являются, начинающийся сразу за табасаранским селом Хоредж вход в ущелье Чирагчая, так называемый Магудере, перевал Кокма, открывающий путь в долину Казикумухского койсу. По долине Чирагчая проходила важнейшая внутридагестанская стратегическая трасса, известная в исторической литературе как «Великий путь народов через горы Дагестана», что о значении данного региона. В долинах Чирагчая, Кашанапу и других рек расположено менее двух десятков селений, что вместе с ними большой территорией региона согласуется с сообщением Йакута о «незначительнсти области» Филан.
На территории Агульского района выявлен богатый археологический материал, который, к сожалению, до конца не изучен. Наиболее крупным и относительно хорошо исследованным памятником является городище Гугнецце. Он обладает рядом своеобразных черт, что делает его уникальным. Возможно, Гугнецце является одним из самых высокогорных средневековых городов Дагестана (2200м. над уровнем моря 41). Городище расположено всего в восьми километрах от перевала Кокма на пересечении «Великого пути народов через горы Дагестана» с трассой, соединяющее бассейн Самура с бассейном Уллучая. Данное обстоятельство свидетельствует об особом стратегическом значении города. Городище находится на левом берегу реки Цубарк при ее впадении в Чирагчай. Цубарк же отделяет городище от хребта Рича на гребне которого обнаружены остатки крепости, башен. Судя по всему, здесь располагалась цитадель, где жил правитель области. С верховьев Цубарка на расстоянии 2-3 километров тянутся остатки древнего водопровода, снабжавшего цитадель водой. При осмотре городища были обнаружены развалины однотипных строений, очевидно имевших прямоугольные в плане очертания, хотя они и различались по величине. Все строения ориентированы длинными осями в широтном направлении. Разведавший городище В.Г.Котович пишет, что строения с однотипной планировкой ориентацией, регулярным расположением правильными рядами впервые выявлен в Дагестане. И он подчеркивает, что данное обстоятельство делает их изучение крайне желательным42. Действительно, указанные особенности Гугнецце резко выделяют его на фоне других памятников. Населенным пунктам Дагестана во все времена свойственна хаотичность планировки, скученность домостроений, спонтанность роста. Ничего подобного не наблюдается в Гугнецце. Это дает нам основание для утверждения, что город возник не стихийным образом, естественно, а был построен по заранее подготовленному плану и, что особенно важно, архитекторы были иностранного происхождения. Основываясь на добытых материалах, В.Г.Котович заключает, что город перестал существовать в XIII веке в результате нашествия монголо-татар43. Кроме Гугнецце в регионе выявлен целый ряд средневековых городищ, поселений и т.д., также датируемых этим же временем. Например, только в окрестностя Чирага, кроме Гугнецце, обнаружены городища Ричани и Къархала. Мощные культурные слои этих поселений, их насыщенность культурными остатками говорит о достаточно длительном существовании средневековых городов и поселении в регионе, задолго до нашествия монголов в XIII веке. Причем исследователями отмечается непрерывность культуры, возводимая к позднеалбанскому (V — VI вв.) периоду44. Учитывая недагестанское происхождение Гугнецце, датировку нижнего рубежа этого памятника позднеалбанским периодом и сообщения источников об административной и строительной деятельности Хосрова Ануширвана (531-579), мы рассматриваем данное, городище, как остатки крепости, построенной сасанидами в Филане. То есть упоминаемый Ибн Хордадбехом Баб Филаншах.
С полной уверенностью можно утверждать, что Филан сумел избежать нашествия арабов в VIII веке. Об этом недвусмысленно свидетельствуют не только археологические, но и письменные источники. Баладзори, перечисляя размеры дани, наложенные Мерваном на побежденные «царства» (Серир, Туман, Хамрин, Зирихгиран, Шандан, Табасаран, Ширван, Лакз) добавляет: «но ничего не наложил на Филаншаха за его заботливость (о мусульманской армии), военные подвиги и похвальное поведение»45. В другом месте тот же автор пишет: «Мерван обязал владетеля Ширвана быть в авангарде мусульманской армии, когда она совершает поход в землю хазар, и в арьергарде, когда она возвращается оттуда. И обязал Филаншаха только участвовать в походах с мусульманами, а Табасараншаха обязал быть в арьергарде при вторжении, и в авангарде при возвращении мусульманской армии из похода»46. С данными Баладзори перекликаются сведения Куфи, согласно которому после погрома, учиненного в Серире, Хамрине, Тумане и Шандане Мерван вызвал «всех царей гор». В числе послушно прибывших союзников Халифата Куфи называет царей Ширвана, Лайзана, Филана, Табасарана и других «царств»47. Можно привести и другие сведения, прямо или косвенно свидетельствующие о последовательном союзе филаншаха с арабами, но и эти данные в достаточной степени говорят о том, что в VIII веке Филан сумел избежать трагической участи многих своих соседей.
Выдвинутый нами на основе привлечения письменных источников тезис о союзнических отношениях Филана с арабами находит косвенное подтверждение и в том, что крупное агульское село Рича получило весьма почетное прозвище «Баб аль-къист ар-Риджа», означающее «Ворота справедливости — Рича». Этот, единственный в своем роде, термин применительно к Риче упоминается в двух эпиграфических надписях о разрушении татарами в 1239г. и восстановлении в 1250г. соборной ричинской мечети48. Известен он и автору «Истории Абу Муслима», в которой сообщается о том, что Абу-Муслим, насаждая ислам в Дагестане, «летом сражался с жителями области Баб ал-къист, называемый Риджа, а зимой — с жителями Баб ал-абваба, называемого Дербенд». И далее «он построил мечеть в Риджа и Мака и назначил в эти оба места Амир Хамзу». Оставляя за рамками настоящей статьи анализ и степень достоверности цитруемого источника, мы, тем не менее, считаем, что приведенные сведения имеют под собой реальную основу, и возводим их ко второй половине VIII века. В будущем мы надеемся посвятить специальную работу этой проблеме. Здесь же отметим, что кроме двух ричинских надписей, в селах современной Агулии очень высока концентрация куфических надписей, что само по себе выделяет регион на общем фоне. Как известно, почерк куфи является древнейшей формой арабского письма, и выполненные им тексты датируются временем до XV века. Наличие большого количества памятников эпиграфики на арабском языке указывает на то, что регион являлся не только одним из важнейших форпостов на пути распространения ислама в горном Дагестане, но и на то, что здесь был, достигнут относительно высокий уровень развития производительных сил общества. Тем самым, по крайней мере,с VIII века по XIII век, прослеживается заметный расцвет региона.
И, наконец, несколько слов о названии «царства» Филан. Историк X века Хамза Исфахани, сообщая об известной деятельности Хосрова Ануширвана, в частности, пишет: «Помимо того, каждому полководцу он выделил специального образца почетную одежду, по этим образцам или по рисункам, вотканным в одежду, стали начаться эти возведенные в князья полководцы, отсюда возникли и названия: Вараншах (князь вепрь), Ширваншах (князь лев), Филаншах (князь слон), Аланшах (князь ворона), а одного он наградил серебряным троном — отсюда Сариршах. В основе термина Филан действительно лежит слово фил, что в переводе не только с пехлевийского, но и целого ряда дагестанских языков, также означает слон. Поэтому уяснение, которое дает Хамза Исфахани представляется не лишенным смысла. Однако нужно помнить, что Филан это не этноним и не топоним, а официальное книжное название страны. Поэтому, когда в IX веке Халифат стал терять позиции на Кавказе, и Филан был поглощен могущественным Сериром, термин исчез из анналов истории. Нам удалось установить местное название Филана — Йукъ. В отдельных списках «Дербенд-наме» сообщается: «Затем идет климат Йукъ, а хакима называют Филаншах»49. Известно, что позже регион называли «вилайат Рича», по главному селению Ричинского союза сельских общин50. Это находит объяснение в том, что в эпоху вхождения Дагестана в сферу мусульманской цивилизации роль как одного из важнейших форпостов газийской экспансии, очевидно, получила отражение в названии всего региона. Аналогично тому, как одно время всех лаков называли казикумухами.
Гусейнов И.Г.,
кандидат исторических наук
______________________________________
1 Цит. по статье АР. Шихсаидова «К вопросу о локализации Филана» // Ономастика Кавказа. Махачкала, 1 С.78.
2 Там же. С.78.
3 Табасаран — «царство», расположенное западнее Дербента и севернее Лакза. Исследователями единодушно отождествляется с современной этнотерриторией табасаранцев.
4 В исторической литературе принято локализовать Серир в междуречье Андийского, Аварского и Кара-Койсу. Общепризнанным местом считается, что политическим центром этого «царства» являлись Хунзах и Хунз плато. См. Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI-XI (Серир) / /Исторический журнал. Ne 73.1963.
5 Бакиханов А-К. Гюлистан-и-Ирам. Баку, 1991. С.45.
6 Гидатль — союз сельских общин в пределах современного Шамильского района Дагестана.
7 Генко АН. Арабский язык и кавказоведение // Труды ассоциации арабистов. М.-Л., 1941. СД08.
8 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. M., 1963. С.138. * Артамонов М.И. История хазар. Л.Д962. С.227.
10 Магомедов М.Г. Остатки оборонительных стен у Андийских ворот \\ Материалы по археологии Дагестана T.III. , 1973. С.87.
11 История Дагестана, Т. I. M., 1967. С.126; История народов Сев. Кавказа с древнейших времен до ХVIII в. М.1988. С.126.
12 Шихсаидов АР. Указ. соч. С.78-87. Там же. С87.
14 Ибн Хордадбех. «Книга путей и царств» Перевод с арабского, комментарии, исследование, указатели Наили Валихановой Баку, 1986.
15 Баб. Бабами арабы называли имеющие стратегическое значение горные проходы, дефиле. Например, Дербент, построенный в самом узком месте Прикаспийского пути, в Дербентском дефиле, получил названа Баб-у-ал-Абваб, что означает Ворота Ворот. Тем самым подчеркивалось особое значение Дербента в системе крепостей, фортов, защищавших Сасанидский Иран, а позднее и Арабский халифат от набегов северокавказских кочевников.
16 Ибн Хордадбех. С109.
17 Лакзы, Лакз — «царство», и народ которые занимали земли в бассейне Самура. Оно граничило с Дербентом, Табасараном, Филаном. На востоке с Маскатом, на юге с Ширваном и Шеки. См. Минорский В.Ф. История Ширвана. и Дербенда. М., 1963. С. 191 -192; В.Г. Гаджиев. Сочинение И.Г. Гербера «Опис-е стран и народов между Астраханью и р. Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. М., 1979. С 18 А.Р. Шихсаидов. Вопросы исторической географии Дагестана X — XIV вв.// Восточные источники по истор Дагестана. Махачкала, 1980. С. 66.
18 Маскут, Маскат — «царство» локализуемое на северо-восточном склоне юго-восточного отрога Главного Кавк ского хребта и вдоль побережья Каспия вплоть до Дербента, по обе стороны устья Самура. Самостоятельное существование Маската прослеживается до первой половины IX в., когда он оказался в составе Дербентского эмирата и Ширвана. См. В.Ф.Минорский. Указ. соч. С.108-111; История народов Сев. Кавказа с древней времён до конца XIII в.С.125; Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов АР. История Дагестана. Махачкала, 1996 СД55.
19 Лиран, Лайран, Лайзан — небольшое «царство» расположенное в верхнем течении реки Гардаман. С» В.Ф.Минорский. Указ. соч. СД07-108.
20 Ширван — «царство», занимавшее в VIII — X вв. земли между юго-восточным отрогом Кавказского хребта и реко Курой См. В.Ф. Минорский Указ. соч. С106-107.
21 Идентификация данной политической единицы остаётся не установленной, хотя попытки её решения были принягы. См. А.Г.Булатова. Лакцы. Историко-этногр афическое исследование (XIX — начало XX вв.). М-кала, 2000. С.45; Сара Ашурбейли. Государство Ширваншахов (VI — XVI вв.). Баку: «Элм», 1983. С.43.
22 Зирикиран- по мнению большинства ученых (Гаджиев В. Г., Магомедов P. М., Шихсаидов А Р. и т. д.) занимал территорию вокруг села Кубачи. Айтберов Т. М. предложил локализацию Зирихгерана в верховьях реки Уллучай — в Аштынском микрорегионе. См. Айтберов Т. М. Ценральная часть Вост. Дагестана в VII — XIII вв. (к хронологии и географии борьбы с мусульманами) // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. М-кала, 1986. С26.
23 Баладзори. «Книга завоевания стран» Текст и перевод. Перевод с арабского проф. П.К. Жузе. Баку, 1927. С15.
24 Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Вост. и Центральную Европу (1131-1153гг.) Публикация О.Г.Большакова, АЛ.Монгайта- М., 1971. С.49.
25 Кайгаг, Хайдах, Джидан — впервые упоминается Куфи в связи с походом арабского полководца Джерраха в 723/723 гг. ( См. Куфи. Указ. соч. С17-18.).Интересно отметить, что автор использует для обозначения Кайтага термин «земля», а не «царство». Настораживает то, что Куфи является единственным историком, которому известна данная политическая единица. Ничего не говорят о «царстве» или «земле» с таким названием такие авторитетные учёные, как Баладзори, Табари, Йакуби. Как бы то ни было, если мы будем опираться на единственное сообщение Куфи, то в VIII в. т. н. «земля Хайдах» занимала небольшую территорию в предгорьях по течению реки Уллучай.
26 Кумух, Гъумучи — ныне административный центр Лакского района Дагестана. В историческом прошлом крупный центр влияния страны гор, столица Казикумухского шамхальства, а впоследствии и ханства.
27 Шихсаидов АР. К вопросу о локализации Филана. С.83. 26 Генко АН. Указ. соч. С.108.
29 Хамрин — Хамзин арабских авторов. «Царство» расположенное в бассейнах рек Гамриозень и Инчхеозень. В основе этимологии Хамзина лежит гидроним Хамри (Хумри, Гамри, Гумри). Соответственно мы считаем, что термин Хамзин является неумышленным искажением арабскими учеными Хамрина, которые вместо буквы ра применили за. См.:Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. С.132; Айтберов Т. М. Центральная часть Вост. Дагестана… С.22-25.
30 Табасаран.
31 Йакут ал-Хамави. Географический словарь стран. Перевод Н.А.Караулова. Сведения арабских писателей о Кавказе // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1901, Вып. XXIX. С15.
з2^Там же. С. 17.
33 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. С 138.
34 Саидов М.-С., Шихсаидов А Р. «Дербенд-Наме» (к вопросу об изучении) // Восточ-е источники по истории Дагестана. М-кала, 1980. С.29.
35 Гилан — историческая область в Иране, на юго-западном побережье Каспия. Населена гиланцами, ираноязычным народом.
36 Оразаев Г.М.-Р. Дербенд-наме (Румянцевский список) // АР.Шихсаидов, Т.М.Айтберов, Г.М.-Р. Оразаев. Дагестан-е исторические сочинения. М., 1993. С.21.
37 Кашан — город на юго-западе Ирана.
38 The Derbend — Name, or the history of Derbend, translated from a select turkish version and published with the text and with notes, Illustrative of the history, geography/ antiquities ets. occurring throughout the work by Mirza Kazembeg. SPb,:1851.P.462.
39 Любезное сообщение Алимета Гаджиева, учителя истории Хореджской СШ Хивского района.
40 Йакут. указ. соч. G15.
41 Магомедов Д/М. К вопросу изучения средневековых поселений и их социального строя (горный Дагестан) // Древние и средневековые поселения Дагестана. М-кала., 1983. С.140.
42 Котович В.Г. Отчёт о работе 3-го разведочного отряда дагестанской археологической экспедиции в 1965 г. Махачкала, 1965 г. М-кала. 1965. Ф. 27, оп.1, ед. хр.-24,3724. С.37.
43 Там же. С.40.
44 Щ-М. Ахмедов, АГ. Булатова, А/И. Исламмагомедов. Агулы (Сборник статей по истории, хозяйству и материальной культуре). М-кала, 1975. C11.
45 Баладзори. Указ. соч. С. 19.
46 Там же.
47 Куфи. указ. соч. С.56.
48 Шихсаидов АР. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. С.370.
49 Саидов М.-С., Шихсаидов АР. «Дербенд-наме». С 29.
50 Шихсаидов А Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. С.371.