Историки насчитывают более ста европейцев, которые побывали на Кавказе, оставив интересные письменные сведения о своих путешествиях. К первым западноевропейским путешественникам, побывавшим на территории Восточного Кавказа, относят Гильом де Рубрука и Плано Карпини. Отчеты их дошли до нашего времени и переведены на русский язык.
Особой точностью характеризуются данные отчета Рубрука. В 1253 году по поручению короля Франции Людовика IX Гильом де Рубрук отправился к монгольскому хану Мангу: через Крым, Сарай, низовья Волги, Казахстан – в Центральную Азию. На обратном пути в ноябре 1254 года Рубрук дошел до Дербента и обстоятельно описал его. Он рассказывает об аланах и их вооружении, о лезгинах, татарах. “Между морем и горами живут некие сарацины по имени Лесги, горцы, которые также непокорны, так что Татарам, живущим у подошвы гор Аланов, надлежало дать нам 20 человек, чтобы провести нас за Железные Ворота. И я обрадовался этому, так как надеялся увидеть их вооруженными, ибо я никогда не мог увидеть их оружие, хотя сильно интересовался этим. И когда мы добрались до опасного перехода, то из 20 у двоих оказались латы. Я спросил, откуда они к ним попали. Они сказали, что приобрели латы у вышеназванных Аланов, которые умеют хорошо изготовлять их и являются отличными кузнецами. На следующий день мы добрались до Железных Ворот, которые сооружал Александр Македонский. Это – город, восточная оконечность которого находится на берегу моря, между морем и горами имеется небольшая равнина, по которой тянется оный город вплоть до вершины горы, прилегающей к нему с запада; таким образом, выше нет никакой дороги из-за непроходимых гор, а ниже нельзя пройти по причине моря, и дорога лежит единственно прямо по середине города поперек, где находятся Железные Ворота, от которых назван город. Он имеет длину более одной мили, а на вершине горы стоит крепкий замок; в ширину город простирается на полет большого камня. Он окружен крепчайшими стенами без рвов, с башнями, построенными из больших обтесанных камней. Но татары разрушили верхушки башен и бойницы стены, сравняв башни со стеной. Внизу этого города земля считалась прежде за настоящий рай земной” (“Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука”. М., 1957, с. 186).
Шильтбергер Иоанн – немецкий дворянин, взятый Тимуром в 1402 году в плен, также вел путевой дневник, где фиксировал свои впечатления о странствии по многим странам Востока. Сохранились и его воспоминания о его поездках по Восточному Кавказу.
В 1405 году умер Тамерлан и постепенно его империя распалась на части. Считается, что распаду империи и резкому уменьшению ее политического и экономического значения способствовало открытие морских путей из Европы в Индию и развитие парусного судоходства на океанах. При этом дербентский проход стал терять транзитное значение для европейских государств. Однако время от времени повторяются поиски удобных сухопутных дорог в страны Востока, в особенности к берегам Персии через Восточный Кавказ. Европейцы направляются в разные страны на поиски новых торговых путей между Западом и Востоком, в частности – в Персию. Одним из первых послов в Персии был венецианский дворянин и дипломат Барбаро Иосиф. Он жил там с 1471 по 1479 год. Во время пребывания в Персии Барбаро совершил поездки по стране, посетил также Дербент, откуда дошел до Москвы. Возвратившись в Венецию, Барбаро оставил описание своих путешествий, содержащее подробный материал о Восточном Кавказе.
Англичанин Антоний Джекинсон в 1556 году, желая исследовать путь из Европы в Китай, через Россию отправился в Среднюю Азию. В организации путешествия Джекинсона, также как и его предшественника Христофора, принимало участие русское правительство. Оно снарядило его и отправило в Астрахань. Оттуда Джекинсон 3 августа 1561 года прибыл по Каспию в Дербент. Там он оставался до 12 августа, далее поехал в Щемаху. В своем отчете Джекинсон довольно подробно описал Дербент.
Гектандер Георг – секретарь посланника германского императора Рдольфа II к шаху Аббасу I – в 1605 году прошел из Персии по Восточному Кавказу до Сулака и далее до Терека. Подробно описал укрепления на реке и Сулаке. Определенную ценность представляет карта, составленная им по своему маршруту.
Крузе Филипп – гольштинский (шведский) посол в Московском государстве и в Персии. В 1636 – 1638 жил на Кавказе. Одним из его маршрутов был Астрахань – Терек – Тарки – Дербент – Шемаха. (Заметим, что известный русский мореплаватель И.Ф. Крузенштерн принадлежал к этой же фамилии.). Однако собранные им материалы еще полностью не опубликованы.
Современник Афанасия Никитина венецианский дипломат Амброзио Контарини в 1473 – 1477 годах при персидском шахе Узун-Гасане возвращается домой через Тифлис – Шемаху – Дербент – Астрахань и т.д. В сообщениях, в частности, о Дербенте, он говорит о связи дербентцев с соседним населением, о естественных богатствах, об укреплении города, о торговле, нравах, обычаях жителей. Он пишет в своей работе: “…И должен отдать полную справедливость тамошним жителям, которые показались мне предобрыми людьми: ибо все время нашего у них пребывания не причинили нам ни малейшего оскорбления…, нужно отметить: тамошние суда на зиму вытаскивают на берег, потому что в это время года плавание по морю невозможно. Они имеют совершенно форму рыбы и носят даже это название, ибо узки в корме и в носу, а на боках выпуклы. Их сколачивают деревянными гвоздями и смолят весьма крепко, для управления же имеют две мачты и большой шест, служащий им вместо руля. Контарини отмечает, что дербентцы ведут оживленную торговлю с русскими и татарами. Интересны его сведения о промысле тюленя на Каспии: “…Между прочими ловится там одна рыба, совершенно похожая на собаку с головой, ногами и хвостом и еще другая в полтора локтя длиною, толстая, гладкая, у которой вовсе не видно головы, из нее добывают жир, употребляя вместо масла для освещения”. Далее он отмечает, что в Дербенте много гробниц; что жители ловят осетра, белугу. Контарини пишет: “Дербент лежит на самом берегу Бакинского или Каспийского, моря…, он окружен крепкими, но в нем так много людей, что едва ли шестая часть всего пространства, находящегося под горою к Цитадели, населена, со стороны же моря почти все здания разрушены…”
Ян Стрейс – голландский моряк. В 1647–1651 годах совершил большое путешествие. В 1668 году он находился на службе в Московском государстве. В это время набирали моряков на строившиеся на Волге суда, предназначенные для плавания по Каспийскому морю. Ян Стрейс стал матросом на одном из таких судов. году, отплыв из Астрахани, прибыл по Каспийскому морю в Тарки, но там был взят кайтагским уцмием в плен, затем отдан им в рабство. Добрался из до Дербента, наконец попал в Шемаху. Освободишись из рабства в 1673 году, возвратился в Амстердам. Стрейс описал свои мытарства по Востоку. Работа была опубликована в 1676 году. В ней имеется много интересных сведений о Восточном Кавказе. Ян Стрейс подробно описал Каспий, а также Дербент. В частности он сообщает, что город простирается в глубь от берега на добрые полмили к востоку и к западу. Одна сторона так близко подходит к берегу, что часто ударяются о стену, а в бурю, должно быть, преодолевают ее.
Очень ценная информация о Восточном Кавказе содержится в описаниях путешествий в Московское государство, а затем в Персию, который сделал знаменитый немецкий ученый Адам Олеарий. В 35-летнем возрасте Олеарий переселился из Германии в Швецию и там получил место при дворе герцога Фридриха III. Позже Адам Олеарий был включен в состав посольства герцога Фридриха Гольштинского в Московию и Персию.
В основе его описаний Восточного Кавказа лежит служебный отчет о путешествии посольства, совершенном в 1636–1639 годах. Возвратившись из Персии Олеарий записал: “Мы прошли три рукава реки Самур, а 7 апреля вновь прибыли в старинный город Дербент”. Говоря о Дербенте Олеарий указывает географические координаты города, причем вносит поправки в персидские данные. Кроме того, в своей книге “Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно” Адам Олеарий дает не только подробное описание Дербента, но и рисунок, изображающий общий вид города. Это, пожалуй, самое первое известное нам изображение не только Дербента, но и других мест Восточного Кавказа.
На рисунке Олеария город Дербент четко делится на четыре части: 1. Цитадель с плотной застройкой, над которой возвышается минарет. 2. Примыкающая к цитадели населенная часть города, ограниченная с востока каменной стеной: здесь выделяются Караван-сарай и Джума-мечеть. 3. Часть города, которая начинается застраиваться, также отделенная с востока каменной стеной. 4. Наконец, совершенно не застроенная часть города, отгороженная деревянной стеной, с квадратной башней в центре.
Далее Олеарий пишет: “… 14 апреля вышли из Дербента, побывали во владениях Османа. Устроили (15 апреля) охоту на зайцев, которых здесь много. К вечеру, пройдя шесть миль, мы пришли в другое владение, именуемое Бойнак. Владелец этой местности имеет немного подданных и средства для жизни получает от овечьих стад. Люди его дерзки и отчаянны. 16 апреля к вечеру прибыли к городу Тарки, расположенному в 7 милях от Бойнака. Что касается Тарки, то это главный город в Дагестане. Он лежит в высокой местности, на склоне и между гор, среди обрывистых скал. Скалы эти, выше сказано, с виду похожи на то, что они спаяны одних раковин, вроде тех, которые море в этом выбрасывает на берег. 26 мая мы поехали открытым полем, проехали две мили до другой реки, именуемой Аксаем, с водою тихою и мутною и шириной немногим более 25 локтей. Некоторые говорят, что это рукав реки Койсу, который недалеко от моря к этой реке возвращается”.
Большое внимание Олеарий уделил описанию Каспия, внес изменения в карты. Охарактеризовал он и природные условия, флору, фауну, рассказал о местных промыслах, о народностях и общественной жизни Восточного Кавказа.
После Адама Олеария в XVII веке Восточный Кавказ посетило еще немало иностранных исследователей и миссионеров. В 1670 году здесь побывал испанский католический священник дон Педро, который в работе описал морской путь до Дербента от Астрахани, дав краткое описание прибрежного района.
Еще позднее на Восточном Кавказе побывали француз Жан Шарль де Бесс, голландский художник де Брейн Корнелий, итальянец Главине Касаверио, англичанин Бурдуф Томас. Де Брейн Корнелий сделал много ценных зарисовок Дербента, приморской части Восточного Кавказа, попутно привел некоторые данные о нем.
Очень интересны и содержательны сведения о Восточном Кавказе в XVII веке у известного турецкого путешественника Эвлия Челеби (его называют: “Турецким Ибн-Баттути”). Родился Челеби в Стамбуле в 1611 году, умер в 1682 году. На Кавказе Эвлий Челеби бывал неоднократно, в том числе дважды на Восточном Кавказе. Первый раз в 1641–1642 годах он посетил Дербент и некоторые другие районы Лезгистана и описал их, а во второй раз в 1666–1667 годах весной и летом, сопровождая крымского хана Гирея, объехал вместе с ним Кумыкию, Кайтаг, Табасаран, Дербент и другие земли, а затем, совершив морское плавание по Каспийскому морю, высадился недалеко от русской крепости Терской. Описывая Восточный Кавказ, он рассказывает о разнообразии его географических условий и пестром национальном составе. Довольно подробно освещает экономику некоторых районов этой страны, описывает земледелие и скотовдство. Он сообщает о том, что по Тереку и Каспию плавают русские корабли. (Эвлия Челеби. Книга путешествий. Вып. 2. М., 1979).
© Источник: http://dagestan.rgo.ru/