-Продолжение-
Известно, что в 1441 г. Армянский католикосский престол снова утвердился в Центральной Армении, в городе Вагаршапат, в Эчмиадзинском монастыре. До этого для перенесения католикосского престола из Ромклы (Киликия) в собственно Армению значительные шаги предпринимались еще Йовханом Воротнеци, который, как сообщает Григор Тат’еваци, «планировал превратить в Армянский католикосатский центр Гандзасар, имея в виду, несомненно, тот фактор, что этот монастырь с его древним католикосатским центром находился в сравнительно безопасных условиях, под властью рода Хасан-Джалалянов»[1]. Естественно, если придерживаться устаревшей позиции (Б.А. Улубабяна и др.), согласно которой в данный период албанский католикосский престол находился в Ч’алет’е, а не в самом Арцахе (Б.А. Улубабян пишет: «В течение этого времени, в отрезке более чем одного века, в собственной стране церковь жила так, как будто ни католикосата, ни католикоса не существовало»), то вышеотмеченное намерение об обосновании армянского престола в Гандзасаре оказывается беспочвенным и нелогичным.
Таким образом, до 1440-х гг. Гандзасар упоминается как «древний католикосатский центр»[2]. Но и после этого он продолжал оставаться таковым. Из фактов, обосновывающих данное мнение, нужно указать на указ падишаха Ягуба Аккоюнлу от 1487 г., данный католикосу Гандзасара Шмавону, которым он подтверждает католикосские права последнего и освобождает подвластное ему армянское духовенство от различных налогов[3].
М. Бархударянц переписал из одного Евангелия следующую цитату: «В 904 году армянского летосчисления [=1455 г.], в предводительство Тэр Григора, в царствование [ильханство] Джихан Шаха…»[4] Согласно ученому- епископу, Тэр Григора сменил и в 1481-1482 гг. предводительствовал в Гандзасаре Шмавон I[5]. Но сведения сохранившегося указа падишаха Ягуба, о котором упоминалось выше и которым утверждались католикосские права Шмавона I, так же как и памятных записей ряда синхронных рукописей, отрицают эту точку зрения. Так, согласно материалу, собранному в статье А. Ахумяна, утверждение католикосских прав Тэр Шмавона персидским двором состоялось в 1476 г.[6], и к тому же он был преемником своего дяди Тэр Матт’эоса (1470-1476 гг.)[7]. Первая рукопись, свидетельствующая о предводительстве престолом Шмавона I, датируется 1486 г.: «В царствование Ягуб бека, в католикосство Тэр Шмавона, в 935 г. армянского лето- числения [=1486 г.]»[8]. Следующая рукопись с упоминанием имени этого католикоса относится к 1498 г.[9]
В Ч’алет’е одна из надгробных плит, сохранившаяся до наших дней, имеет следующую надпись: «В году 924 [=1475 г.]. Могила католикоса Т’овмы»[10] (заметим, что М. Бархударянц не совсем верно представил датировку данной надгробной плиты — 1495 г.[11]). В памятной записи Иерусалимской рукописи 1466 г. № 1784 («Маштоц», требник) говорится: «В году 915 [армянского летосчисления: =1466 г.] …была переписана сия рукопись рукой писца Йакоба, в селе, называемом Гюлстан, что есть Вардуд, в патриаршество Тэр Т’овмы, католикоса Албании, по просьбе отшельника Бариога»[12]. Из этих свидетельств следует, что в 1475 г. в Ч’алет’е скончался католикос по имени Т’овма, правивший не менее одного десятилетия. Но в тот же самый период, как отмечалось выше, в Гандзасаре в качестве албанского католикоса выступают Тэр Йовханнэс, затем — Тэр Матт’эос, а с 1476 г. — Шмавон.
До нас не дошли сведения о времени смерти Шмавона I, однако рукопись 1498 г. с упоминанием его имени* показывает, что по крайней мере до этого года он находился на престоле в Гандзасаре. В Ч’алет’е же сохранившиеся источники того же периода свидетельствуют о католикосстве Тэр Арак’ела. Согласно Й. Шахатунянцу, «Тэр Арак’ел, также из Сокут’лу[13], упоминается в памятных записях Евангелий, переписанных в году 928 [армянского летосчисления: =1479 г.] и 953 [=1504 г.], а надпись на могильной плите в монастыре Ч’алет’а доводит его жизнь до 960 года [=1511 г.]»[14]. Лапидарные и рукописные источники указывают на католикосское правление Тэр Арак’ела в Ч’алет’е в 1497-1511 гг.[15] Приведем текст лишь одной памятной записи: «Тэр Арак’ел, католикос Албанский, …заказал переписать сие Евангелие в память о своей душе и душе своих родителей… в престоле Ч’алет’а, в стране Албании… в 948 году армянского летосчисления [=1499 г.]»[16]. Несколько настенных надписей, свидетельствующих о деятельности католикоса Тэр Арак’ела, были записаны и сфотографированы в Ч’алет’е в 1980-х гг. С. Карапетяном[17].
Согласно Й. Шахатунянцу, католикоса Тэр Арак’ела в Ч’алет’е сменил Аристакэс (1511-1516 гг.)[18]. С именем этого католикоса связана точка зрения, на наш взгляд, недостаточно обоснованная, согласно которой в какой-то период своего правления он переместил католикосский престол Албании с левобережья Куры на правобережье и предводительствовал также и в Гандзасаре. Однако М. Бархударянц в свое время видел и записал надпись на его надгробной плите, согласно которой он похоронен на кладбище сел. Ягублу исторической провинции Капалак[19], на левобережье Куры, т.е. на своей родине. Поэтому вероятно лишь то, что как раз после католикоса Аристакэса Ч’алет’ский католикосат прекратил свое существование. После этого левобережные епархии католикосата снова воссоединились с право- бережными (Арцахскими) и приняли духовное главенство Гандзасарского престола, на котором в тот самый период восседал другой католикос Аристакэс, тезка вышеупомянутого. И именно последнего касаются слова Раффи (А. Мелик-Акопян): «Католикос Аристакэс скончался в 970 году Армянском, в 1521 году от рождества Христова»[20].
Исходя из проанализированных выше фактов, можно заключить, что в XV в. по причине неких неблагоприятных политических коллизий внутри Албанской церкви, которая в течение целого тысячелетия объединяла христианское население правобережья и левобережья Куры (армянское и собственно албанское), произошел определенный раскол, в результате которого на левобережье, в Ч’алет’е, был основан отдельный католикосский престол, названный также Албанским. Он просуществовал более одного столетия и, несомненно, сыграл существенную роль в судьбах христианского, этнически в основном собственно албанского (удинского) населения левобережных областей Куры. Гандзасар же выступал в качестве католикосского престола не с 1516 г., как было принято считать до сих пор, а с конца XIV или начала XV в., и не в отдельные промежутки времени, а непрерывно. Показательно то, что во всех встречающихся о католикосах Ч’алет’а письменных пассажах употребляется, кроме названия «Албанский», также и выражение «из престола Ч’алет’а». По всей видимости, это делалось с целью различения двух «албанских» престолов.
Добавим, что в XIV-XV вв. в самом Арцахе на албанском престоле находились в большинстве случаев представители рода Хасан-Джалалянов, который, по всей видимости, и был инициатором перемещения католикосского центра из Северного Арцаха (П’арисоса и Тавуша) в Хачен: сначала — в монастырь Св. Якова в сел. К’олатак, а затем — в Гандзасар. Гандзасарский католикосский престол, в равной степени известный и под названием «Албанский католикосат», с этнической точки зрения с самого основания и все время своего существования, как свидетельствуют сохранившиеся многочисленные и многообразные источники (памятные записи, лапидарные надписи, архивные документы), всегда являлся армянским, объединяя вокруг себя в первую очередь армянское население северо-восточных провинций исторической Армении — Арцаха и Утик’а.
В связи с этим естественным образом возникает вопрос: не было ли связано возникновение антипрестольного католикосата в Ч’алет’е на левобережье Куры не только с некими восстанавливаемыми политическими причинами, но также и с возможной тенденцией этнического самовыражения собственно албанского христианского населения этих областей (а конкретнее — удинского этноса), наличие которой можно предположить на основании общей картины направлений этнических процессов в период развитого и начала Позднего Средневековья? Учитывая исключительно источниковедческий характер настоящей статьи, мы предпочли бы пока воздержаться от углубленного анализа и конкретных заключений в этом направлении. Но вместе с тем представляется вполне уместным заметить, что сама постановка подобного вопроса, безусловно, вытекает из самой логики изложенного в данной публикации источниковедческого материала.
М.Г. Балаян,
директор историко-краеведческого
музея Нагорного Карабаха
(Степанакерт)
[1] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. I. С. XXXIV. Подробно см.: История Армянского народа. Ереван, 1972. Т. 4 (на арм. яз.). С. 39.
[2] У Григора Тат’еваци: Матенадаран. Рук. № 4669. С. 1996-2006..
[3] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. III. С. 236-237.
[4] Там же.
[5] Бархударянц М. История Албании. Ч. II. С. 18.
[6] Ахумян А. Заметки из прошлого Карабаха // Арарат. Вагаршапат, 1915. С. 642.
[7] Там же.
[8] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. 111. С. 84.
[9] Там же. С. 261.
[10] Карапетян С. Армянские лапидарные надписи Кавказской Албании. С. 90.
[11] Бархударянц М. История Албании. Ч. II. С. 18.
[12] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. II. С. 246 (приношу свою благодарность за консультацию А.А. Акопяну. Упомянутый здесь топоним Вардуд/Гюлстан может относиться либо к известному Гюлистану в Шаумяновском районе НКР, либо же к районному центру Варташен (совр. Габала) АР, которые не имеют других столь ранних упоминаний в источниках.
[13] Сел. Сокут’лу недалеко от райцентра Габала (бывш. Варташен) до конца XVIII в. еще было заселено в основном удинами-христианами.
[14] Шахатунянц Й. Описание соборной церкви Эчмиадзин и пяти Араратских провинций. С. 344.
[15] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. III. С. 236, 237, 281.
[16] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. III. С. 281.
[17] Карапетян С. Армянские лапидарные надписи Кавказской Албании. С. 90.
Шахатунянц Й. Описание соборной церкви Эчмиадзин и пяти Араратских провинций. С. 344.
[19] Бархударянц М. История Албании. Ч. II. С. 222-223. См. также: Карапетян С. Армянские лапидарные надписи Кавказской Албании. С. 93.
[20] Раффи. Тайна Карабаха // Ардзаганк. Тифлис, 1886. № 45 (на арм. яз.). С. 591.