Лезгинские народы – коренные народы Дагестана и Азербайджана, включенные в одну группу не только по языковому признаку, но и по историческому. Численность лезгинских народов, по официальным источникам, – около 1 млн, а по экспертным оценкам и сведениям общественных организаций – от 1,3 до 2 млн. Крупным народом данной группы языков являются лезгины, численность которых, по последним официальным статистическим данным, составляет 800 тысяч, по неофициальным – более 1 млн человек.
К лезгинской группе (южное ответвление дагестанской семьи языков) традиционно относят 10 языков: собственно лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, арчинский, крызский, будухский, удинский и хиналугский.
Нелишним будет указание на наличие генетически общего лексического родства и фонетического сходства данной группы языков. Проживание в одном ареале сформировало также и одинаковые или схожие историю, культуру и традиции. Вместе с тем у лезгиноязычных народов имеются и общие проблемы, в том числе политические, геополитические, экономические и др.
Едва ли не самой главной проблемой сегодня можно назвать разделенность лезгиноязычных народов госграницей России и Азербайджана. После развала СССР некогда существовавшая условная граница приобрела статус государственной, а с лета 2010 года и вовсе стала делимитизированной. Остается актуальной и нерешенной проблема обеспечения упрощенного пересечения этой границы гражданами, представителями лезгиноязычных народов Азербайджана и России. Важным является вопрос рассмотрения двумя соседствующими государствами возможности наделения двойным гражданством представителей этих народов. Однако отсутствие такой возможности ведет не только к негативным экономическим, но и культурно-языковым последствиям, которые еще более отягощаются, когда одно из государств ведет политику преследования активистов, деятелей науки, культуры, занимающихся вопросами сохранения собственной самобытной культуры и родных языков. В школах Азербайджана, где обучаются представители лезгиноязычных народов, изучение родных языков учащихся пущено на самотек и финансируется по остаточному принципу или вовсе не финансируется. Более того, в данном государстве в этом вопросе заметна политика экспансии – все еще не решен вопрос государственного финансирования регулярного телерадиовещания и выпуска периодической прессы на лезгинских языках, тогда как на территории Российской Федерации азербайджанцам предоставлены практически все условия. А при неприменении адекватных мер противодействия азербайджанская сторона имеет возможность транслировать свои телевизионные и радиопередачи практически на всей территории Южного Дагестана, ареале проживания лезгиноязычных народов. В результате отсутствия трансляции подобных программ на своих языках с таким же качеством подачи происходит подмена собственной культуры культурными нормами и традициями соседа.
Когда возникают подобного рода вопросы, некоторые российские политики ссылаются на Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», полагая, что именно в рамках исполнения этого закона данные проблемы могут быть преодолены. В соответствии с законопроектом, соотечественниками за рубежом признаются «лица (их потомки), проживающие за пределами Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации».
Однако отметим, что после внесения в данный закон в 2010 году некоторых серьезных поправок документ практически стал недействительным. Единственный плюс после внесений изменений в закон, на наш взгляд, – это закрепленная норма, что Россия «берет на себя обязательства способствовать получению соотечественниками образования в Российской Федерации». Однако в сложившихся в бывших республиках СССР условиях было бы актуально законодательно закрепить возможность получения соотечественниками российского образования на территории той страны, в которой они проживают.
Согласно данному закону, Россия отказалась даже документировать своих соотечественников за рубежом. Отнесение себя к соотечественникам за рубежом – теперь дело добровольное, право свободного выбора самого человека, в связи с чем возникает казус: нет документа – нет проблемы, требующей вмешательства государства. Единственный выход – получение гражданства России, двойного гражданства соотечественниками за рубежом. Однако известно, что в Азербайджане норма получения двойного гражданства отсутствует. В Указе главы Азербайджана «Об утверждении Положения о правилах рассмотрения вопросов гражданства Азербайджанской Республики и их разрешения» (Указ №189, 30 августа 1999 года) прямо сказано: «Если лицо, желающее принять гражданство Азербайджанской Республики, является гражданином государства, имеющего с Азербайджанской Республикой международный договор избежания двойного гражданства, оно должно представить документ, удостоверяющий отношение полномочного органа такого государства к его намерению принять гражданство Азербайджанской Республики».
В связи с этим Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» практически решить вышеназванные проблемы лезгиноязычных народов, пожалуй, сегодня не может.
Вместе с тем остается актуальной и проблема разделенности самих этносов внутри лезгинской группы языков. Парад этносуверенитетов, получивший свое начало в середине ХХ века, и сегодня продолжает искусственно поддерживаться некоторыми представителями малых лезгиноязычных этносов, зачастую предполагая свою личную выгоду. Имеется и множество примеров, когда представители лезгиноязычных этносов относят себя к лезгинам лишь тогда, когда возникает возможность занять вакантное кресло руководителя какой-либо организации по негласной национальной квоте, действующей в Дагестане.
Нередки случаи, когда на форумах дилетанты-этнологи обсуждают вопрос, почему их этнос, входящий в лезгинскую группу языков, не получает полный суверенитет.
Ярким примером того, как личная выгода перевесила общеэтнические интересы, стали выборы депутатов райсобрания и главы муниципального образования «Рутульский район» Республики Дагестан, прошедшие 4 марта 2012 года. Эти выборы выявили некоторые латентно протекающие проблемы самосознания лезгиноязычных народов. Так, здесь команда действующего главы района и кандидата на последующее занятие этой должности, рутульца Дауда Сулейманова, разыграла национальную карту. На этапе предвыборной гонки, прямо накануне самих выборов, был сделан упор не на партийную конкуренцию, а на то, что якобы лезгины хотят отобрать Рутульский район. В итоге вызванный среди населения резонанс отразился на отторжении всех кандидатов лезгинской национальности, и депутатские мандаты получили: 15 депутатов – рутульцы, 4 – цахуры, 2 – лакцы, 1 – азербайджанец, тогда как этнический состав района таков: рутульцы – 60,9%, цахуры – 22%, лезгины – 8,4%, лакцы – 3,7%, аварцы – 2,7%, азербайджанцы – 2,3%. Численность населения района составляет более 24 тысяч человек.
Как бы то ни было, следует обозначить, что в сложившихся условиях только объединение лезгиноязычных народов вокруг наиболее крупного лезгинского – единственный возможный, на наш взгляд, вариант не только решения накопившихся проблем, но и сохранения самих этносов в современном мире.
Ассалам Алейкум. Лезгиноязычной группе относятся только лезгины. Я могу привести доказательства, что термин лезкиноязычные не имеет никакого основания. Это придуманное словосочетание, во времена СССР, для истребления малых народов. Для властей, для государства во все времена название *народ* был и есть быдло, не говоря о мелких народах Кавказа. В лезгиноязычные народы не как не могут входить 10 национальностей, потому что каждая нация это отдельный мир, в котором есть свой язык своя культура, свой быт.
Ва Алейкум Салам! Могу посоветовать Вам только серьезно пополнить свои знания по этнографии народов Кавказа! Для начала почитайте хотя бы книгу М.М. Ихилова «Народности лезгинской группы».