Традиционная одежда чеченцев XVI — XVIII веков — наиболее интересная и сложная часть материальной культуры чеченского народа и наименее исследованная в кавказоведении [1]. Она складывалась под воздействием многих факторов: природно-климатических условий, социально-экономического и бытового уклада, этнических традиций, этнокультурных влиянии и т.д.
В традиционной одежде, особенно в женской, отразились особенности и этническое своеобразие чеченцев, мировоззрение и художественные вкусы народа. В то же время женская одежда чеченцев, при устойчивом сохранении исконно национальных форм. Испытала определенное влияние культур соседних и более отдаленных народов. В ней ярко отразились культурные взаимосвязи и этнические контакты с соседними народами, в том числе с народами Грузии.
Данный доклад — попытка проанализировать и обобщить значительный фактический материал по традиционной женской одежде чеченцев XVI — XVIII веков из наземных склепов горной Чечни (Коротх и Цой-Педа).
Основным источником для нашего исследования явились материалы из наземных склепов Майстинского и Малхистинского обществ, расположенных на границе с Грузией. Большая часть их была извлечена автором во время работы в Предгорно-Плоскостной архео- лого-этнографической экспедиции, начиная с 1981 по 1994 гг. К сожалению, работа была прервана начавшимися в Чечне военными действиями в 1994-2000 годы. Тем ценнее эти источники, так как военные действия на территории Чечни уничтожили многие археологические артефакты и этнографические реалии по традиционной одежде
чеченцев. Указанные события сделали невозможным дальнейшее проведение стационарных работ в этом направлении в горной части республики. А между тем эти источники могут дать информацию и по более ранним периодам.
Известный знаток северокавказского костюма Е.Н.Студенецкая отмечала, что «ценный материал, по истории одежды начиная с XVI века и вплоть до начала XIX века могут дать захоронения в наземных, полуподземных склепах, известных почти по всей территории горных районов Северного Кавказа» [2].
В указанных погребальных памятниках нами были обнаружены в комплексе с верхней одеждой несколько нательных женских рубах относительно хорошей сохранности, которые легко поддавались реконструкции. Судя по сохранившимся образцам, мы выделили несколько типов нательных женских рубах, бытовавших в указанный период: 1) длинная, туникообразная, с прямыми рукавами рубаха; 2)туникообразная, расширяющаяся книзу за счет боковых клиньев, с длинными рукавами на манжетах; 3) рубаха с короткими рукавами и треугольным вырезом ворота.
Утверждение некоторых исследователей о том, что нижняя («внутренняя») рубаха появляется у чеченцев только в начале XX века, считаем ошибочным, так как исследование материалов склеповых погребений Чечни убедительно свидетельствуют о наличии нательной рубахи, по крайней мере, с эпохи средневековья [3].
Для данных женских нательных рубах был характерен ворот не только с центральным пазушным разрезом на груди, но и ворот, застегивающий сбоку. В качестве застежек использовали тканые шнурки или полые серебряные пуговки грушевидной формы. Надо отметить, что в прошлом у многих народов форме ворота придавали не только практическое, но и магическое значение. «Открытость», т.е. вертикальный разрез от горловины до талии, должна была вызвать «открытость судьбы, перспективу счастья и рождения детей» [4]. Эта старинная форма ворота, сохранившаяся в течение многих веков, дошла до наших дней, и в настоящее время бытует с незначительными изменениями в одежде пожилых чеченок [5].
Судя по археологическим источникам для Чечни, также были характерны нательные рубахи с боковым воротом. В наземных склепах Цой-Педы нами были извлечены фрагменты женских «внутрен
них» рубах с воротом, застегивающимся сбоку. Грудной разрез и обшлага рукавов были выделены узорной строчкой из цветных ниток.
Обязательным элементов в нательной одежде чеченских женщин, как и других народов Кавказа, были штаны. Образцы женских штанов, обнаруженные нами в башнеобразном склепе аула Коротх (горная Чечня), были сшиты из комбинированных тканей. Верхняя часть штанов сшита из добротного белого холста, нижняя часть — из синего крашенина. В верхней части сохранился шнур из шелковых ниток. Данное одеяние было сшито вручную: шов в верхней части идет спереди, т.е. прямой кусок ткани, сложенный вдвое, а затем пришиты штанины без ластовицы.
По всей видимости, такие штаны были характерны молодым, а, более старшие по возрасту, женщины носили штаны свободные в шагу. Именно образец таковых был нами извлечен из указанных скле- повых материалов. Он представляет уже другой тип штанов: с широким шагом, с ромбовидной ластовицей, собранные у щиколотки на обшлажок с завязками. В исследуемый период, по всей вероятности, штаны различались по возрастному признаку: молодым были характерны красные штаны, замужним — голубые, девочкам — белые, о чем свидетельствуют и археологические материалы [6].
Интересны образцы верхней одежды женщин, обнаруженные нами в ходе археолого-этнографических изысканий. Судя по этим материалам, верхняя одежда чеченок отличалась большим разнообразием и богатством форм. В качестве повседневной верхней одежды женщины носили туникообразные платья-рубахи, длина которых варьировалась (ниже колена до щиколоток). Повседневные платья- рубахи шили из тканей домашнего производства. Есть платья, которые изготовлены из дорогих привозных тканей: шелка, атласа, парчи, бархата. Видимо функциональное назначение платья непосредственно влияло на выбор материала, расцветку ткани и покрой. Яркие окраски ткани предназначались для праздничных нарядов, а более приглушенные тона использовали для шитья повседневной одежды. Несомненно, привозные шелковые ткани использовались представителями богатых слоев общества.
Анализ соответствующих археологических источников позволил нам выделить несколько типов верхних платьев с внутренней вариацией. Здесь мы лишь остановимся наиболее выразительных элементах данного одеяния. Основа платья состояла из трех полотнищ —
один целиком шел на спинку, два (сшитых вместе) — для переда. Рукава были зауженные книзу, длинные, вшитые в пройму, иногда с ластовицей под мышкой. Особое значение придавалось отделке рукавов и ворота. В некоторых платьях делали небольшие прорези между локтем и кисти рук. В этот прорез выпускался рукав нижней рубахи, выделявшейся на фоне верхнего платья. Любопытно, что именно такая деталь этнографически фиксируется у некоторых народов Кавказа [7]. Ворот и осевой разрез украшались вышивкой в виде планки разноцветными шелковыми нитками, подчеркивая края разреза. На груди ворот застегивался декоративными горизонтальными застежками из тканого шнура. На вышитом фоне ворота горизонтальные застежки придавали одежде праздничный вид.
На определенном этапе развития верхней женской одежды, на стыке конструктивных особенностей туникообразной и выкройной одежды, появляется особый тип женского костюма («г1абали»), прошедший долгий путь эволюции. Нагрудные украшения (характерный признак «г1абали») фиксируется в древностях Чечни, по крайней мере, с эпохи раннего средневековья [8]. К сожалению, в склепах, плохо сохранившиеся фрагменты не дают полной картины эволюции данного одеяния. В более поздний период они хорошо фиксируются этнографически, практически у всех народов Кавказа(в том числе и у грузинских народов), и по сей день сохраняется как традиционный праздничный костюм молодых женщин.
Археологические источники из склепов дают и другие, не менее интересные образцы верхней одежды, головных уборов, обуви, украшений, которые играли важную роль в художественном оформлении национального костюма многих народов Кавказа.
К сожалению, в силу ограниченности объема статьи, мы не имеем возможности показать все эти элементы. Но даже этот небольшой экскурс дает возможность сделать вывод, что кавказский регион представляет собой несомненное культурно-историческое единство. В материальной жизни народов Кавказа много общего, что объясняется многовековым соседством, длительными этнокультурными связями, общностью исторических судеб.
Литература
1. Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда чеченцев и ингушей XVI — начало XIX века. Автореф. Рукописи на соискание уч. ст. к.и.н. — М.,1992. — 24 с.
2. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII- XX века. М.,1989.-С.7.
3. См., например: Даутова Р.А., Мамаев Х.М. Новые данные о средневековых подземных склепах Чечено-Ингушетии // Средневековые погребальные памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1985. — С.33-60.
4. Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. М.1982. —
5. Абдулвахабова Б.Б.-а. Одежда чеченцев // Ж. История науки и техники. — 2008, № 3. — С. 106-112.
6. Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда чеченцев и ингушей …
7. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. -Нальчик, 1982.-СМ 11.
8. Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа // МАК. — М.,1900. Вып.8. — С.258, 262, 269.