В священной книге мусульман Коране часто упоминаются иудеи и Христиане (насара), которых арабы называют ахль аль-китаб — «люди Писания», т.е. народы, которым Господь даровал часть Священного Писания. Данный факт свидетельствует о большом влиянии этих двух религий на формирование ислама, а также на составление Корана. Однако слово «влияние» здесь не очень уместно, поскольку оно не полностью отражает степень взаимосвязанности этих трех религий. Ни для кого не секрет, насколько велика общность сюжетов Ветхого завета и Корана. Последний был записан намного позже Ветхого завета, следовательно, среди ученых бытует мнение (кстати, широко распространенное), что многие коранические сюжеты и положения заимствованы арабами из Библии. Некоторые исследователи предпочитают воздерживаться от конкретных суждений относительно заимствований, отмечая, что в мировой литературе известны случаи, когда авторство заимствованного и впервые записанного произведения по ошибке приписывалось заимствователю, в то время как первоначальная версия, в силу определенных условий записанная позднее, впоследствии воспринималась как видоизмененный вариант первого. Наличием общих черт в вышеназванных священных книгах обусловлен тот факт, что долгое время, вплоть до XIX века, западные ученые предполагали, что ислам не что иное, как одна из многочисленных христианских сект. Однако прежде, чем выражать такое мнение, необходимо также иметь в виду, что арабы и евреи имеют общие семитские корни, что не могло не отразится в легендах и преданиях, возникших в их среде.
Различия в этих сказаниях объясняются дальнейшим разделением этих народов. Ф.Энгельс в очном из своих писем, адресованном К.Марксу пишет: «Теперь мне совершенно ясно, что еврейское так называемое священное писание есть не что иное, как запись древнеарабских религиозных племенных традиций, видоизмененных благодаря раннему отделению евреев от своих соседей — родственных им, но оставшихся кочевыми племен'». По всей видимости, данное суждение также не до конца решает вопрос о заимствовании древних текстов, включенных в Священное Писание евреев, поскольку автор этих строк, высоко оценивая роль древнеарабских традиций в составлении Ветхого завета, одновременно ограничивает авторство евреев. Следовательно, следует воздержаться от необоснованных выражений и категорических суждений до окончательного решения вопроса о степени родства семитских народов.
Уже сегодня, хотя и не до конца, изучены источники возникновения библейских и коранических общих сюжетов: таковыми являются широко распространенные на Древнем Востоке, в частности в Египте и Междуречье, легенды и сказания.
Хронологическое изучение глав Корана — сур позволяет проследить, как развивались отношения Мухаммада и его последователей с иудеями и христианами. Их отношения в разные периоды деятельности пророка носили различный характер. О причине этого речь пойдет дальше.
Надо отметить, что в Аравии представители этих двух религий в VI веке развернули широкую миссионерскую деятельность. В Коране сказано, что «никогда не будут довольны тобой ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь за их учением» (2:114)1. Что касается арабов, то следует заметить, что поскольку Аравийский полуостров с древнейших времен лежал на пересечении важнейших торговых путей, следовательно, основным занятием арабов была торговля. Боги и религиозная идеология играли незначительную роль в жизни кочевников. Каждое племя имело своих богов, которые контролировали лишь определенную сферу деятельности данного племени. Кроме того, существовало также представление о верховном Боге — Аллахе, культ которого не был широко принят. Единственными последователями Единого Бога были ханифы1.
Как уже отмечалось, ислам до XIX века на Западе воспринимался как од,га из многих действующих на Востоке сект христианства. Хотя эта точка зрения была ошибочна и не соответствовала действительности, однако во время формирования ислама, действительно имелась вероятность, что ислам станет одной из многочисленных сект. Нехоторые исследователи жизнедеятельности Мухаммада полагают, что в начальной стадии своей деятельности пророк не намеревался создавать новую идеологию и основывать новую религию. Пророк считал, что исповедующие многобожие арабские племена не руководствуются данными Господом их предкам заповедями и пытался наставить их на правильный путь. «Аллах отрекается от многобожников…избивайте многобожников, где их найдете…» (9:3-5;. Иудеев и хр, лан он также обвиняет в потере истинного пути. Аллах завещал им объяснять писание людям и ничего не скрывать, «но они бросили его за свои спины» (3:184), «они откололись от Аллаха и Его посланника»(59:4), а сейчас «покупают заблуждение и хотят, чтобы вы (уверовавшие. — Е.Х.) сбились с дороги» (4:47). Последователями истинной религии Мухаммад рассматривал вышеназванных ханифов, в числе которых был также легендарный родоначальник арабов Ибрахим — первый проповедник единобожия. «Они (люди Писания. — Е.Х.) говорят: «Будьте «удеями или христианами — найдете прямой путь». Скажи: «Нет, — общиной Ибрахима, ханифа, ведь он не был из многобожников» (2:129). В Коране упоминается, что последующие поколения Ибрахима — Исмаил, Исхак, Йакуб также следовали религии отцов (2:134).
Мухаммад не был первым пророком, которого Господь отправил к людям с исключительной миссией — возвратить людей к первоначальной вере. До него, как свидетельствует Коран, с подобной миссией выступили такие праведники, как Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса) и другие.
Важнейшим этапом проповедческой деятельности Мухаммада является ясрибский период. После выселения (хиджры) из Мекки он поселился со своими сторонниками в Ясрибе (впоследстви — Мадина). Вместе с идолопоклонниками там кили иудеи и христиане, и проповедь Мухаммада не могла их не заинтересовать, тем более что во время своих выступлений он часто упомиьал имена известных библейских героев. Посланник Бога настаивал на строгом соблюдении заповедей Господа, на необходимости отказа от ложной веры и восстановления забытых традиций. В основе его пропсзеди лежала идея единобож;ш: «Аллах — нет божества, кроме Него» (64:13). Лишь Ему -Богу Ибрахима, Исманла, Исхака нужно верить и следовать. «Разве вы станете препираться с нами из-за Аллаха, когда Он — наш Господь и ваш Господь?» (2:133). История жизни и деятельности предыдущих пророков приводилась в доказательство пророческой миссии Мухаммада. В Коране проводятся параллели между Мухаммедом и другими пророками, и на основе тождеств он показывал свою исключительную, пророческую миссию: «И Мухаммад — только посланник, до которого были посланники» (3:138). Деятельность всех пророков, в основном, совпадала: проповедь пророка, преследование со стороны неверных, и наряду с этим — постоянная помощь и поддержка Господа. Такова была судьба Ноя, Авраама и Иосифа (Йусуф) и других. «Мы взяли договор с сынов Исра’ила и послали к ним пророков. Всякий раз, как приходил к ним посол с тем, что не любили их души, — одних они сочли лжецами, а других избивают» (5:74), «Веруйте же в Аллаха и Его посланников, а если уверуете и будете бояться, то вам — великая награда!» (3:174).
Как известно, одна из характерных черт иудаизма — догмат об «избранности» еврейского народа, так как бог избрал их из всех народов и освятил своими заповедями. Но идея бо го избранничества не является исключительно еврейской: подобное мнение имели многие народы Древнего Востока. Мухаммад, отрицая точку зрения евреев относительно данного вопроса, обращается к ним со следующими словами: «О вы, которые стали иудеями! Если вы утверждаете, что вы — близкие к Аллаху, помимо прочих людей, то пожелайте смерти, если вы правдивы» (62:6). Христианам также не удалось избегнуть этих обвинений (5:17). Кроме того, Мухаммад часто становился свидетелем споров между представителями различных христианских течений. Причем, как правило, предметами разногласий являлись основные положения христианской религии. Хотя насара были сторонниками единобожия, однако наряду с этим они поклонялись Святой Троице: Отцу, Сыну и Святому духу «Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах — третий из трех», — тогда как нет другого божества, кроме единого Бога» (5:77). Мнения делились также по поводу личности Иисуса: был ли он простым человеком, посланником Бога или же его сыном? С этой точки зрения иудаизм более прост и не дает повода для различных толкований и комментарий. Мухаммад убеждал христиан, что «не подобает Аллаху брать Себе детей» (19:36), следовательно, «Иса-, сын Марйам, — только посланник Аллаха» (4:169). Как иудеи ошибочно считают Узайра (предположительно, под этим именем подразумевается библейский Ездра) сыном Аллаха, так и христиане ошибаются относительно Иисуса (9:30). И так как Мухаммад не признавал божественной сущности Иисуса, следовательно, он не принимал также эпитет Мариам — «богородица» (5:116). Принято считать, что данное представление о Христе и его матери у Мухаммада возникло под влиянием одного из христианских течений — не- сторианства\ которое, в отличие от официальной религии, принимало человеческую сущность Иисуса как самостоятельно существующую. Тем людям Писания, которые уверены, что Господь им даровал исключительную привилегию по отношению к другим народам, Мухаммад отвечал: «Тогда почему Он вас наказывает за ваши грехи?» (5:21). Напрасны их надежды, что «никогда никто не войдет в рай, кроме иудеев и христиан» (2:105). Среди них встречаются такие, которые намеренно искривляют Писание и вводят верующих в заблуждение (3:72,4:48).
Хотя в Ясрибе многие насара приняли веру Мухаммада, но постепенно ему стало ясно, что его проповедь не будет иметь желаемого действия. «Разве вы станете веровать в одну часть писания и не будете веровать в другую?» (2:79), — обращался он к ним. Еще до возвращения в Мекку, между Мухаммадом и людьми Писания произошел раскол, послуживший началом возникновения новой религиозной концепции. Основной причиной разрыва стало неприятие ею пророческой миссии. Такое отношение к его проповеди пророк объяснял Тем, что иудеи и христиане не могли свыкнуться с мыслью, что на этот раз Господь даровал часть Писания арабам: «Многие из обладателей писаиия хотели бы обратить вас после вашей веры в неверных по зависти в них самих, после того, как ясна стала им истина» (2:103). Но еще не поздно для тех, кто уверовал и в последний день творил благое (5:73). Этим расколом объясняются дальнейшие нападки Мухаммада на христиан и иудеев: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они —друзья один другому. А если кто го вас берет их себе в друзья, тот и сам из них» (5:56). Эти слова свидетельствуют о том, насколько глубоким и необратимым стал разрыв Мухаммада с людьми Писания.
Кроме вышеупомянутых факторов, существовали также другие причины, заставлявшие Мухаммада отрицать принятые в среде христиан нравы и традиции. Одной из причин явилось отсутствие элементарных норм гигиены. Поскольку сам Мухаммад славился своей чистоплотностью, то это нашло отражение в введенном им религиозном ритуале в виде различных ритуальных омовений.
Многие мусульмане, начиная с Мухаммада и до современных передовых ученых, среди отрицательных черт христианства подчеркивают его оторванность от повседневной жизни, ограничение естественных потребностей, наличие большого количества противоречий в Библии и т.д.
Что касается противоречий,, то они встречаются и в Коране, однако Мухаммад позаботился об этом. Нижеследующий фрагмент второй суры Корана окончательно решает проблему возможных разночтений и противоречий, способных возникнуть при чтении Корана: «Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2:100).
Если иудаизм носил локальный характер, то благодаря христианству иудейские догматы приобрели общечеловеческое значение. Исламу же удалось развить религиозную идеологию до того уровня, за которым кончается религия и начинается философия объективного идеализма.
Фрагменты Корана, в которых упоминаются иудеи и христиане, свидетельствуют о сложных отношениях между представителями этих двух религий и последователями находящегося в стадии формирования ислама. Надо заметить, что кроме Священной книги мусульман, существуют и другие источники относительно данного вопроса: предания о жизни и деятельности Мухаммада (хадисы), произведения средневековых авторов, а также труды современных ученых, изучение которых прольет свет на многие проблемы, ждущие своего решения.
Екатерина Хачатрян,
сотрудник Кавказского Центра Иранистики
__________________________________
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28. Примечания. С. 607.
1 Все цитаты из Корана приведены по переводу академика И.Ю. Крачковского. См.: Коран / Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1963.
1 Ханифы — искатели бога, выразители идей монотеизма (ат-таухида), деятельность которых к началу проповедческой деятельности Мухаммада приобрела широкий размах. Они имели немаловажное влияние на формирование религиозной концепции пророка.
4 Несторианство — течение в христианстве, возникшее в V веке в Византии в противовес официальной вере. Признавало и божественную, и человеческую природу Христа, но считало, что они существуют раздельно друг от друга.