Главы и разделы
Восток: I II III IV V VI VII VIII IX X XI Греция: I II III IV Рим: I II III IV V
ВОСТОК
ГЛАВА VII
Анатолия и Армянское нагорье в древности
- 1. Территория, население, древнейшая история
- 2. Хеттское царство (ок. 1750-1180 гг. до н. э.)
- 3. Троянская война, великое переселение балканско-эгейских народов на восток и крушение Хеттского царства
- 4. Хурритский мир II-I тыс. до н. э. Митанни
- 5. Малая Азия в I тыс. до н. э. Фригия и Лидия
- 6. Армянское нагорье в I тыс. до н. э.: Урарту, Армина (Древнеармянское царство), картвельские государства
Территория, население, древнейшая история
С севера к Плодородному Полумесяцу примыкает обширный, в основном горный регион, ограниченный Средиземным, Эгейским и Черным морями, Кавказом и Каспием и обнимающий Анатолию, Армянское нагорье и продолжающее его Закавказье. Сложный рельеф делит этот регион на множество относительно изолированных друг от друга частей, что привело к исключительной пестроте и сложности его этнополитической истории. Особенно пригодные для земледелия обширные районы низменных речных долин находились на западе Малой Азии (бассейн Меандра и др. золотоносных местных рек), в Киликии и по течению Аракса и Куры. Горы были богаты металлами и минералами (в частности, Понтийские горы служили источником железа), во многих озерах добывали соль.
Область черноморских проливов и перевалы Кавказа были обычными воротами миграций, обрушивавшихся на регион из стран северной дуги циркумпонтийской зоны. Пришельцы, как правило, оседали в регионе и уже не покидали его, так что его территория стала настоящим «заповедником» этносов, проникавших сюда с разных сторон в течение тысячелетий. История Анатолии и Армянского нагорья — это во многом история миграций.
Именно в этом регионе развернулись раньше других процессы неолитической революции. Уже VIII-VII тыс. до н. э. датируется знаменитая протоцивилизация Чатал-Хююка. Основавшие ее племена широко освоили плато Конья, основав там несколько десятков небольших поселений, тяготевших к центральному, в Чатал-Хююке. Жители последнего уже занимались земледелием и скотоводством. Судя по скульптуре, поддерживались культы быка и Великой Матери — последний в разных обличьях оставался одним из важнейших культов в Малой Азии вплоть до христианской эпохи. Как и остальные известные протоцивилизации — островки в первобытном море, Чатал-Хююк, по-видимому, пал под ударами более примитивных соседей, привлеченных его сравнительным богатством. В V тыс. до н. э. в Малой Азии начинается обработка металла.
В IV—III тыс. до н. э. Армянское нагорье и Закавказье были заняты племенами, относящимися к восточной ветви северокавказской этнической общности (сейчас эта ветвь представлена нах- ско-дагестанскими народами), носителями относительно однородной Куро-Араксской энеолитической культуры. К их числу принадлежали предки хурритов и урартов. Большая часть Малой Азии в ту же эпоху была заселена племенами западной ветви той же общности (сейчас эта ветвь представлена абхазо-адыгами), прежде всего хаттами, обитавшими в регионе р. Галис (совр. Кызыл-Ырмак), получившем по ним название Хатти.
В III тыс. до н. э. Малая Азия подвергалась периодическим нашествиям со стороны индоевропейцев, обитавших к северу от Черного моря. Одна из их групп прорвалась в страну Хатти и доминировала некоторое время в ее южной части, оставив богатые курганные захоронения своей знати в Дораке и Аладжа-Хююке (третья четверть III тыс. до н. э.). Другие индоевропейские группы, говорившие на языках анатолийской ветви индоевропейской семьи, — лувийцы и т.н. хетты — составили впоследствии основную массу населения Анатолии.
XXV-XXIII вв. до н. э. были временем бурных событий на территории региона. Во-первых, лувийцы вторгаются в Малую Азию с Балкан, подвергают местные поселения опустошительному разгрому и заселяют весь запад и юг полуострова. Во-вторых, в центре и на востоке Малой Азии образуется целый ряд номовых хаттских государств, крупнейшие из них — собственно Хатти в излучине Галиса и Каниш к югу от него. Ок. 2300 г. до н. э. эти государства ненадолго вошли в орбиту политического влияния Аккадской державы Саргона. На юге Армянского нагорья к этому времени обособляются две племенные группы, которым было суждено сыграть великую историческую роль: хурриты, населявшие горную область между оз. Ван, оз. Урмия и Тигром, и урар- ты, их ближайшие родственники, расселявшиеся у берегов Вана. В-третьих, в конце XXIII в. до н. э. на Армянском нагорье появляются некие варвары, обрушивающиеся на северные пределы Аккадской державы, едва сумевшей отразить их походы. По-видимому, это были индоевропейские пришельцы из-за Кавказа.
Вероятно, вместе с ними на Армянское нагорье попали с северо- востока и индоевропейцы- хетты; отсюда они постепенно расселяются на запад, в бассейн Галиса, вступая в симбиоз с местными хаттами (XXII-XXI вв. до н.э.). Одновременно с этим происходит первое расселение хурритов: они заняли плодородную территорию вдоль огромной дуги от Среднего Тигра через север Верхней Месопотамии до Сирии и гор Тавра, и здесь возникла россыпь хурритских номовых государств. В XXI в. до н. э. хурритская династия ненадолго захватила и Ашшур.
В XX-XVIII вв. до н. э. на востоке Малой Азии важную роль играет система торговых колоний, основанная купцами из Ашшура (где еще перед этим утвердилась местная, семитская династия). Центром этой системы была международная торговая колония в Канише (совр. Кюль-тепе). Все эти колонии размещались на территории различных местных государств и подчинялись их правителям, но пользовались самоуправлением во внутренних делах. Через них шла международная торговля, полюсами которой были Ашшур, с одной стороны, и бассейн Галиса и оз. Туз — с другой, а предметами — прежде всего металлы и высококачественные ткани. Все это способствовало развитию местного производства (особенно металлургии), накоплению правителями богатств и ускоренному политогенезу.
В эпоху торговых колоний в восточной Малой Азии усиливаются индоевропейцы-хетты, частично ассимилируя аборигенов- хаттов. Одним из основных их центров здесь стал сам Каниш (по- хеттски Неса или Кнеса). В первой половине XVIII в. до н. э. один из номовых царей, Анитта, основал обширную державу с центром в этом городе, завоевав все земли от Черного моря по бассейн оз.Туз. Пришедшее на смену номовым структурам северо-востока Малой Азии государство, основанное Аниттой, известно в науке как Хеттское царство. Хатты в нем вскоре были полностью ассимилированы индоевропейцами-хеттами.
Хеттское царство (ок. 1750-1180 гг. до н. э.)
В т.н. древнехеттский период (XVIII-XVI вв. до н. э.) у хеттов еще были сильны родовые традиции. Ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составляло войсковое народное собрание — панкус. Его деятельностью руководила тулия (верхушка панкуса, нечто вроде старшей дружины) — оплот могущественной родовой знати. Все это существенно ограничивало власть царя.
Согласно другой концепции, страной правил не один, а два параллельных ряда правителей — женский ряд, состоящий из цариц, и мужской, состоящий из царей. Преемственность в каждом из этих рядов шла самостоятельно: если царь умирал, а царица переживала его, она и сохраняла за собой титул царицы в правление нового царя, а супруга последнего должна была ждать ее смерти, чтобы стать царицей. По-видимому, этот обычай был введен под влиянием культуры хаттов (у доиндоевропейских аборигенов Малой Азии женщины и женские божества, как мы знаем на примере культа Великой Матери, играли важнейшую роль).
На исходе XVIII в. до н. э. династия Анитты сошла на нет, уступив власть другому (т. н. древнехеттскому) царскому дому. Один из его царей, Лабарна I (ок. 1675-1650 гг. до н. э.), оказался великим завоевателем и реформатором. По восхищенному выражению его преемников, он раздвинул границы Хеттского царства «от моря до моря», а его внутренняя политика произвела такое впечатление, что имена его самого и его супруги Таваннанны стали титулами всех позднейших хеттских великих царей и цариц. Его преемник Хаттусили I (ок. 1650-1625 гг. до н. э.) перенес столицу в бывший главный центр хаттов, Хаттусу (именно после этого государство и стало официально называться «Хатти», что в современной науке передается как «Хеттское»), расширил завоевания вплоть до Сирии и ценой ожесточенной внутренней борьбы добился передачи престола по прямой линии (до того по старой родовой традиции его передавали сыну сестры), назначив престолонаследником и соправителем своего усыновленного внука, Мурсили. Подавив вызванные этим смуты, они возобновили завоевания на юге, продолженные в единоличное правление Мурсили I (ок. 1625-1590 гг. до н. э.). Этот могущественный правитель аннексировал Халпу, разгромил хурритов Верхней Месопотамии, а в 1595 г. до н. э. совершил поход на отдаленный Вавилон — богатейший центр Передней Азии. Низвергнув династию Хаммурапи, Мурсили возвратился домой с огромной добычей.
Хеттская знать, однако, не желала подобного роста царского могущества. Мурсили был убит шурином, и в течение нескольких десятилетий в Хатти не прекращались дворцовые смуты. Знать захватывала все больше власти, и апогеем ее успехов явился знаменитый декрет царя Телепину (правил ок. 1530-1500 гг. до н.э.), предоставлявший тулии право судить и казнить царей (!), а также установивший жесткий порядок престолонаследия, лишив царя возможности выбирать преемника по своей воле. Отныне преимущественное право на наследование престола принадлежало родному сыну царя; за отсутствием таковых воцарялся сын его сестры, и только в крайнем случае свои права предъявляли царские зятья. Без согласия тулии царь не мог казнить ее членов и ни при каких обстоятельствах не имел права конфискации их имущества.
Через полвека, ок.1450 г. до н. э., удачливый сановник хурритского происхождения захватил трон и основал т.н. новохеттскую династию (середина XV — начало XII вв. до н. э.). Претендуя на возвращение времен древнехеттской славы, новохеттские цари создали на деле типичную надна-циональную военно-бюрократическую монархию Ближнего Востока. Царь стал сакрализован- ным абсолютным правителем и сам назначал себе преемника (статус которого превратился в особую должность «тухканти»; носителя такой должности можно было свободно сменять), так что отныне дворцовые перевороты не перерастали в смуту. Теперь царь считался обладателем особой соляр-ной божественности и титуловался «Солнцем».
Характерно, что члены нового, этнически хурритского царского дома принимали хеттские тронные имена и считали государства хурритов своими злейшими врагами, однако именно в период их правления хеттская культура все больше поглощается хурритской. В XIII в. до н. э. даже государственный пантеон был почти целиком заимствован у хурритов, а сами хетты оказались частично ассимилированы своими ближайшими родичами лу- вийцами, населявшими южную часть страны.
Земля в Хатти принадлежала государству либо самоуправляющимся территориальным общинам городов и сел. Государственные земли находились в непосредственном или общем распоряжении царя. На них размещались прикрепленные к выделенным для них участкам мелкие производители — землепользователи илотского типа (в том числе военнопленные и депортированные). Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лично царя и членов его рода («дом царя», «дом царицы» и т.д.), центральной администрации («дом дворца»), различных учреждений и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами государственной эксплуатации (не считая храмовой) были саххан — обязательная служба царю, в том числе уплата ему натурального налога, и луцци — трудовая повинность. По- видимому, они распространялись на подавляющую часть населения страны, включая большинство общинников. В общинном секторе, в отличие от государственного, свободно осуществлялась купля-продажа земли. И в частно-общинном, и в государственном секторах применялся труд рабов в собственном смысле слова (хотя их чаще использовали в обслуживании, чем в производстве), наемников и др.
В сословном плане все население страны делилось на две группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую из них — сословие «свободных» — входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. К ним относились в первую очередь члены общин коренных хеттских городов. Именно из их среды в основном рекрутировалась хеттская правящая верхушка, особенно ее высшие слои. Второе сословие — «несвободных» — включало всех лиц, некоторых распространялась государственная и храмовая эксплуатация (большинство непосредственных производителей, сидящих как на государственной, так и на общинной земле или занятых в ремесле, но также и множество должностных лиц; для последних сахханом считалась сама служба дворцу или храму). Среди «несвободных» непосредственных производителей, стоящих вне общин, были и рабы в точном смысле слова, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные земельные собственники, которые оказывались иногда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Независимо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли.
Новохеттская династия немедленно возобновила походы в Сирию, что привело ее к ожесточенному противоборству с верхне- месопотамской хурритской державой Митанни. На исходе XV в. до н. э. эта борьба, в сочетании с нашествиями других соседей, ввергла Хеттское царство в небывалую катастрофу и фактически свела его территорию к части бассейна верхнего и среднего Галиса. Государство стояло на краю гибели. Однако в начале XIV в. до н. э. в Хатти приходит к власти узурпатор Суппилулиума I (ок. 1380-1335 гг. до н. э.) — блестящий политик и полководец, один из крупнейших исторических деятелей Ближнего Востока, чье долгое правление стало важной вехой в жизни Передней Азии. Зарекомендовав себя как победоносный воин еще до воцарения, он смог полностью восстановить силы Хеттского царства, покорить почти всю Малую Азию (от Эгейского моря до Понтийских гор) и в итоге трех больших войн победить Митанни и Египет, завоевав все Восточное Средиземноморье вплоть до южных рубежей Палестины; египетские войска были разбиты им, а в Митанни он смог посадить царем своего ставленника. В Сирии он основал удельные хеттские царства с центрами в Каркемише и Халпе, посадив править ими своих сыновей. Вавилония и Ахейская держава (Микенская Греция) считали необходимым поддерживать дружбу с Суппилулиумой.
Все эти успехи, однако, грозили хеттам роковыми последствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над которыми намного превышал естественные возможности Хеттского царства. Поэтому существование державы, созданной Суппилулиумой, его преемникам приходилось поддерживать почти непрестанными походами против мятежных окраин и готовых посягнуть на владения Хатти других великих держав. Эти войны медленно, но верно истощали силы царства. Мурсили II (ок. 1335-1305 гг. до н. э.), доблестный воин и великодушный правитель, еще смог сохранять наследство отца в полном объеме. Разгромив восставшую было западную Малую Азию и войдя в Апасу (будущий Эфес) на Эгейском море, он затем довел до благополучного конца начатую при его отце войну с Египтом, заключив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом. На востоке он успешно отбросил Ассирию, претендовавшую на захват Митанни. Вторую половину XIV в. до н. э. можно считать апогеем хеттского могущества.
При преемниках Мурсили, однако, ситуация стала стремительно меняться к худшему. Во-первых, воинственный фараон Сети I начал широкомасштабное контрнаступление в Сирии и Палестине, продолженное затем Рамсесом II. В целом оно оказалось для египтян достаточно успешным, несмотря на поражение Рамсеса II в битве при Кадеше (1286 г. до н. э.): Палестина, большая часть Финикии и Дамаск перешли под прочную власть египтян. Во-вторых, на протяжении всего XIII в. до н. э. запад Малой Азии стремился отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции, а то и просто удачливых авантюристов, сколачивавших на суше и на море эфемерные союзы, подрывающие хеттскую власть; в свою очередь, сами эти авантюристы легко шли на союз с ахейцами. В-третьих, в то же самое время Ассирия раз за разом вторгается в Верхнюю Месопотамию; хетто-ассирий- ское противоборство так и не завершилось прочным миром вплоть до самого падения Хеттского царства.
В начале XIII в. до н. э., при царе Муваталли II, напряженная обстановка, сложившаяся на всех трех упомянутых выше «фронтах», поставила Хеттское царство в очень тяжелое положение, из которого его спас очередной узурпатор, Хаттусили III (вторая четв. XIII в. до н. э.). Он был известен, между прочим, подробным официальным оправданием предпринятого им переворота против собственного племянника Урхитессоба, сына и законного преемника Муваталли; оправдание он видел, в частности, в том, что не сделал ничего оскверняющего честь и не устроил против племянника заговора, а выступил против него открыто, в стиле «Иду на вы!»
Как царь Хаттусили III проявил себя прежде всего незаурядным дипломатом. В 1270 г. до н. э. он заключил мирный союзный договор с Египтом, навсегда прекративший хетто-египетские войны и подкрепленный впоследствии династическим браком (дочь Хаттусили стала женой Рамсеса II). Договор закрепил сложившееся территориальное разделение Восточного Средиземноморья, обязал стороны поддерживать друг друга военными силами против внутренних и внешних врагов и выдавать перебежчиков. Впоследствии египтяне снабжали Хеттское царство хлебом, а хетты ввозили в Египет металлы. В то же время Хаттусили добился мира с владыками Ахейской Греции; те признали за хеттами запад Малой Азии и выдали им пирата Пиямараду, уже несколько десятилетий опустошавшего этот регион с ахейской помощью. Обеспечив себя таким образом с юга и запада, Хаттусили обратился против Ассирии, но так и не смог вытеснить ее из Верхней Месопотамии.
При последних хеттских царях — Тудхалии IV и двух его сыновьях — Хеттское царство ведет борьбу на два фронта — в Верхней Месопотамии и в западной Малой Азии (где, помимо ахейцев, сталкивается с вторгшимися сюда с Балкан фригийцами, а также с местными правителями, которые с невиданным до сих пор упорством раз за разом свергали хеттскую власть). Тудхалия IV смог в конце концов восстановить положение на западе, отбросил ахейцев и разгромил Илион — один из главных политических центров на западе Малой Азии (археологическая «Троя» на холме Гиссарлык, найденная Г. Шлиманом; у хеттов илионское царство именовалось «Вилусой»), а также Ассуву — союзное Илиону фригийское образование при р. Сангарий. Этот разгром запомнился надолго: еще Гомер в «Илиаде» упоминает неудачную войну Илиона и союзных ему сангарийских фригийцев против амазонок в дни молодости Приама (малоазиатские амазонки были в греческих преданиях о героическом веке стандартным замещением реальных хеттов).
Однако с Ассирией Тудхалия воевал в целом безрезультатно и даже потерпел от Салманасара жестокое поражение при Нихрии, к северу от Тигра. Его преемники, наоборот, добились успеха на востоке, но зато запад Малой Азии отпал вновь, теперь уже навсегда: некий Маттуватта изгнал отсюда хеттов и в союзе с ахейцами совершал морские набеги вплоть до Кипра. Последний хеттский царь, по иронии судьбы носивший имя Суппилулиумы (II), снова захватил Кипр, но дни хеттов были сочтены.
Троянская война, великое переселение балканско-эгейских народов
на восток и крушение Хеттского царства
Во второй половине XIII в. до н. э. балканские племена начали двигаться на юг, вторгаясь в Грецию и Малую Азию. Как видно из сравнения греческих исторических преданий с хеттскими и египетскими данными, а также археологическими материалами (доказывающими, кстати, высокую достоверность общих сюжетов этих преданий), в конце XIII в. до н. э. Пелопоннес был опустошен нашествием с севера («первое вторжение Гераклидов» в эпосе, первое падение микенских дворцов в археологии), после чего ок. 1200 г. до н. э. микенский царь Агамемнон сплачивает вокруг себя ахейских царей. Ок. 1190 г. до н. э. ахейская конфедерация двинула флот на запад Малой Азии и напала на Илион; началась Троянская война, описанная в греческих преданиях. Судя по ним, на помощь Илиону какой-то контингент прислали и хетты.
Примерно тогда же (по преданию, на исходе Троянской войны) южнобалканские племена пеластов, родственных грекам, и фрако-фригийских «мюсов», или «мушков» (этот этноним передавался в разных традициях как « мис », « мёс », * мюс »; в Передней Азии эти племена именовали «мушками») устремились в северозападную Малую Азию и оказались недалеко от Илиона. В результате неизвестных нам точно военных столкновений всех этих сил на северо-западе полуострова произошло следующее:
— ахейцы разгромили Илион, но большая их часть после этого вернулась в Грецию, не пытаясь закрепиться в Малой Азии;
— племена «мюс» двинулись опустошительным нашествием вглубь Анатолии на восток, в коренные области Хеттского царства (в науке этот поток принято именовать восточными мушками, с использованием переднеазиатской формы их названия);
— на северо-западе Малой Азии сформировалась коалиция, куда вошли и какие-то ахейские контингенты победителей Илиона, и побежденные жители Троады — тевкры, и пеласты, и представители других балканско-эгейских народов (греческая историческая традиция называет этот конгломерат «сбродом» и считает, что возглавляли его ахейские вожди Калхант и Амфилох) — как воины, так и гражданское население. Египетские надписи описывают эту коалицию как «северян со своих островов», упоминая среди них «дененов», то есть данайцев — ахейских греков, «пелесет», то есть пеластов, «теккер», то есть тев- кров и др., а современные ученые именуют ее «народами моря». Вся эта масса двинулась в поход на восток, по западному и южному берегу Малой Азии, опустошая их и частично оседая по дороге. Вскоре наступающие вошли в хеттские пределы на юге Анатолии.
Хеттское царство не пережило этого двойного удара. Мушки разгромили Хаттусу и коренные земли хеттов и заняли их, истребив значительную часть населения и ассимилировав остаток; этнос хеттов перестал существовать. «Народы моря» захватили Киликию и Кипр, после чего повернули вдоль берега на юг, разгромили Сирию и побережье Финикии и, наконец, обрушились на Египет, где были отражены Рамсесом III (ок.1180 г. до н. э.) и осели на берегу у рубежей Египта. Область их оседания по названию пеластов или «пелесет» (библ. филистимляне) стала именоваться Палестиной.
Последствия этого великого переселения были многообразны. Восточная Малая Азия была занята мушками, продолжавшими распространяться на восток и ок. 1165 г. до н. э. захватившими бассейн Верхнего Евфрата. Впоследствии мушки, оставшиеся в бассейне Галиса, обособились от мушков бассейна Верхнего Евфрата; от первых произошли каппадокийцы, от вторых, как показал И. М. Дьяконов, — армяне.
«Народы моря» осели несколькими анклавами на разных отрезках своего маршрута: ахейцы — в Памфилии, на Кипре и в Киликии (восточно-ахейский мир), пеласты и тевкры — в Палестине. Пеласты и тевкры быстро усвоили местную западно- семитскую культуру, а восточно-ахейский мир удержал микенскую письменность (позднее смененную другим типом письма) и культуру и впоследствии слился с общегреческим.
Новохеттская государственность погибла навсегда. Лишь каркемишская ветвь хеттской династии, также пострадавшая от нашествия «народов моря», смогла оправиться и распространить свою власть на хеттские области Сирии и Тавра (ок.1170 г. до н. э.). Новообразованное государство с центрами в Каркемише и Мелиде считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нем уже только по-лувийски. Вскоре оно распалось на множество осколков — так называемых позднехетт- ских царств; в конце VIII в. до н. э. все они были аннексированы Ассирией.
Хурритский мир II-I тыс. до н. э. Митанни
В XVIII-XVII вв. до н. э. Армянское нагорье стало ареной миграций, вызванных движением индоарийских племен из-за Кавказа. Часть из них двинулась на Армянское нагорье; одна из групп таких индоариев, известная в Передней Азии как «воины- манда», осела на Верхнем Евфрате. Движение индоариев вызвало цепные смещения, распространявшиеся с северо-востока на юго- запад и вовлекшие хурритов, живших у южного предела Армянского нагорья. Вместе с индоариями, попавшими в их среду, хурриты двинулись в страны Плодородного Полумесяца, и их племенные группы и династии расселились на большей части территории Сирии и Палестины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и юго-восточной Малой Азии (вторая половина XVIII — начало XVII вв. до н. э.). В Палестину, в частности, вместе с хур- ритами добрались какие-то индоарийские группы, и еще в амарн- ской переписке (XIV в до н. э.) упоминаются южнопалестинские князья с индоарийскими именами.
В течение четырех столетий в границах этого огромного пространства развивалась особая цивилизация хурритов, служившая полем синтеза и передачи различных культур Ближнего Востока. Колесничные армии, введенные в употребление хурри- тами, давали им преимущество над соседями. Среди них была широко распространена концепция хурритского всеединства, и их крупнейшие государства принимали наименование «Хурри» в знак претензий на практическое осуществление такого единства. Самым ярким памятником хурритской культуры является мифологический эпос о смене царствований на небесах, весьма близкий по ряду сюжетов «Теогонии» Гесиода. От хурритов, создавших этот миф, он попал через финикийское и анатолийское посредничество к грекам.
Крупнейшим хурритским государством стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанный на территориях, отторгнутых у амореев. Ожесточенная борьба этого политического образования с Древнехеттским царством (середина XVII — начало XVI вв. до н. э.) истощила силы обеих сторон, и этим воспользовались индоарийские группы манда. Они захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав тем самым государство Митанни (собств. Майттанне, ок. 1560-1260 гг. до н. э.), сохранившее, впрочем, и старые наименования.
Столица Митанни располагалась в Вассокканне, на верхнем Хабуре. Хотя индоарийский элемент в Митанни, включая царский род, был вскоре ассимилирован хурритами, митаннийские цари сохраняли тронные индоарийские имена, титуловались «царями воинов манда» и «царями воинов хурри», а богами-покровителями династии считались индоарийские Индра, Митра- Варуна и Насатьи. Верховным богом всего государства был, однако, хурритский бог грома Тессоб; наряду с ним исключительным почитанием пользовалась Сауска-Иштар. Центры их культа — соответственно Кумме на Верхнем Забе и Ниневия (тогда хурритский город) — располагались на востоке, в коренных областях хурритов. Верховная власть в Митанни осуществлялась царем и т.н. синагилой — «вторым после царя» (должность престолонаследника-главнокомандующего, замещавшаяся одним из царевичей).
Общество Митанни делилось на военно-бюрократическую верхушку, или двор (вельможи и основная служилая масса воинов — марианне), и землю — совокупность обложенных податью самоуправляющихся общин. Последние имели единое представительство в масштабах всей страны, частично разделявшее с царями властные полномочия, — уникальная для Древнего Востока черта. Значительного слоя «царских людей» (илотов, крепостных) в хурритских странах не было: здесь существовали крупные дворцовые и храмовые хозяйства, но работали в них главным образом рабы из числа пленников либо привлеченные в порядке выполнения повинности свободные.
В конце XVI в. до н. э., при царе Суттарне I, Митанни превратилось во всехурритскую империю, чье владычество простиралось от Загроса и Ниневии до Северной Сирии. С этого момента на протяжении полутора столетий оно являлось сильнейшей военной державой Передней Азии.
Проникновение в Сирию привело Митанни к столкновению с Египтом, стремившимся к безраздельному господству над Восточным Средиземноморьем. Три четверти века почти непрерывных войн с Египтом (исход XVI — конец XV вв. до н. э.) составляют наиболее яркий этап митаннийской истории. Тутмос I напал на сирийские владения Митанни и отбросил его за Евфрат. Правда, при царе Парраттарне (ок. 1475 г. до н. э.) Митанни, воспользовавшись временной слабостью Египта, покорило все Восточное Средиземноморье от Киликии до Центральной Палестины, но Тутмос III в серии кровопролитных кампаний оттеснил его далеко на север. Одно время войска фараона достигали Евфрата и даже разорили его митаннийский берег, однако закрепиться здесь им так и не удалось. К концу правления Тутмоса III, в середине XVв. до н.э., египто-митаннийский рубеж пролегал в районе Кадеша.
Примерно в то же время митаннийский царь Сауссадаттар разгромил Ашшур (пытавшийся незадолго перед тем связаться с египтянами) и превратил его в своего вассала. Аменхотеп II возобновил борьбу с Митанни, но после первых успехов оказался отброшен на юг, в Палестину, и вынужден был заключить с Митанни невыгодный для себя мир (ок. 1430 г. до н. э.). Хотя надписи фараона по обыкновению преподносят это событие как изъявление покорности со стороны Митанни, они подчеркивают экстраординарность мирного соглашения Египта с этой страной —«происшествия, неслыханного со времени богов». Не смирившись с поражением, Аменхотеп II к концу своего правления вновь двинулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии, однако его преемник Тутмос IV должен был закончить эту войну компромиссным миром с митаннийским царем Ардадамой I (ок. 1410г. до н.э.). Южная Сирия осталась за Египтом, Северная отошла к Митанни. Заключенный вскоре митаннийско-египет- ский союз, к которому присоединилась Вавилония, подвел черту под эпохой египто-митаннийского противоборства и заложил основы т.н. амарнского международного порядка в Передней Азии (первая половина XIV в. до н. э.).
Между тем еще в середине XV в. до н. э. начались хетто-ми- таннийские войны в Сирии, приходившиеся, по-видимому, на промежутки между египетскими вторжениями в этот регион. Их временно привел к концу тот же Ардадама I, нанеся хеттам катастрофическое поражение и отодвинув границы Митанни в Малой Азии вплоть до Тавра и Верхнего Галиса (конец XV в. до н. э.).
Рубеж XV-XIV вв. до н. э. был временем наибольшего расцвета Митанни. Союз с Египтом скреплялся династическими браками. Тутмос IV и Аменхотеп III женятся на митаннийских царевнах, а сами отправляют в Митанни богатые дары золотом. Однако династический кризис и дворцовые смуты начала XIV в. до н. э. (в это время, в частности, отлагается Ашшур) позволили хеттскому Суппилулиуме вновь выступить против него. В итоге Суппилулиума отобрал у Митанни Сирию и организовал интервенцию в само Митанни, которое призвало на помощь ассирийского Ашшурубаллита I. В ходе этих событий великая Ми- таннийская держава перестала существовать: Ашшурубаллит удержал и аннексировал восточные районы страны, включая Ниневию, а окраинные владения были утрачены.
Отныне Митанни было незначительным северомесопотамским царством, контроль над которым оспаривали друг у друга ассирийцы и хетты. Безуспешно пытаясь лавировать между ними (но тяготея преимущественно к хеттам), Митанни было в конце концов уничтожено ассирийским царем Салманасаром I ок. 1260 г. до н. э. Хетты, однако, не оставили попыток отбить у ассирийцев хурритскую Верхнюю Месопотамию, и окончательно эти области перешли к Ассирии только в начале XII в. до н. э., при агонии Хеттской державы.
Переселения балканцев-мушков на восток (первая половина XII в. до н. э.) и арамеев на север (вторая половина XI в. до н. э.) резко сократили этнический ареал хурритов, сведя его к долинам Чороха и Верхнего Тигра. Последнее независимое государство хурритов — верхнетигрская Шубрия (хурр. самоназвание —Хурри, поскольку маленькая Шубрия пыталась воплощать единство погибшей хурритской ойкумены) было уничтожено ассирийцами в 673 г. до н. э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского нагорья и в середине — второй половине I тыс. до н. э. были известны своим соседям под именем «матиенов», т.е. митаннийцев — свидетельство памяти об их блестящем прошлом.
Малая Азия в I тыс. до н. э. Фригия и Лидия
Балканские племена, именовавшие себя фригийцами, переселились в Малую Азию в середине XIII в. до н. э. Спустя столетие другое балканское племя — причерноморские бриги — переправилось в Малую Азию и частично вытеснило, а частично ассимилировало фригийцев первой волны. Новая общность сохранила название фригийцев и создала раннее царство, ок. 1120 г. до н. э. окончательно разрушившее Илион и захватившее Троаду. Занимавшее гористую полосу от Дарданелл до бассейна оз. Туз, Фригийское царство достигло высшего расцвета в первой половине — середине VIII в. до н. э., завоевав практически всю Малую Азию от Эгеиды до Тавра и Урарту. Согласно позднему преданию, основателем этого великодержавия был некий Гордий (ок. 750 г. до н. э.), выходец из крестьян, овладевший «всей Азией» и завязавший знаменитый «Гордиев узел». Тот, кто сумел бы его развязать, стал бы новым покорителем Азии (как известно, в 334 г. до н. э. узел разрубил Александр Македонский, действительно покоривший после этого Азию). При сыне Гордия Мидасе (ок. 725-696 гг. до н. э.) Фригия переживает наивысший расцвет; этот царь так славился своим богатством, что согласно другой греческой легенде одно его прикосновение превращало в золото любой предмет.
Ок. 717 г. до н. э. Мидас подчинил княжества Тавра и Киликии и вступил из-за них в войну с Ассирией, заключив против нее союз с Урарту; однако из-за внезапно начавшегося вторжения кочевников (ираноязычных киммерийцев с северо-востока и фра- кийцев-треров с запада) уже в 713 г. до н. э. Фригия, отброшенная на исходные рубежи, была принуждена к миру с Ассирией. В 675 г. до н. э. под ударом союзных сил киммерийцев и Урарту Фригийская держава распалась; ее остаток до середины VII в. до н. э. страдал от набегов киммерийцев, а в конце века подчинился Лидии. В воспоминаниях греков, однако, Фригия навсегда осталась первой известной им «великой», «всеазиатской» державой, а фригийская религия, с ее культами Аттиса и Великой матери Кибелы, оказала сильнейшее воздействие на античную культуру.
Лидийское царство со столицей в Сардах было, по-видимому, создано в XII в. до н. э., вскоре после эгейско-балканских нашествий на Анатолию, двумя группами населения: хеттскими колонистами и местным лувийским племенем меонов. Язык лидийцев ближе к хеттскому, чем к лувийскому. Богатство Лидии опиралось на плодородные долины золотоносных рек западной Малой Азии. В VIII в. до н. э. Лидия подчинялась фригийцам.
Ок. 685 г. до н. э. престол захватил царский дружинник Гиг (Гуг), основавший новую династию Мермнадов, при которой Лидия стала великой державой. С разгромом Фригии киммерийцами в 675 г. до н. э. Лидия обрела независимость, однако вскоре киммерийцы обрушились и на нее. Гиг должен был обратиться за помощью к Ассирии и, признав формально верховную власть Ашшурбанипала (667 г. до н. э.), в союзе с ним отразил киммерийцев. Вскоре после этого (ок. 654 г. до н. э.) он отложился от Ассирии и заключил союз с Египтом, который сам только что сверг ассирийское иго; этот союз оставался в силе вплоть до конца лидийской истории.
Но в 644 г. до н. э. киммерийцам удалось разорить Сарды; Гиг был убит, а его преемник должен был опять покориться Ашшурбанипалу, после чего киммерийцы были разгромлены союзниками ассирийцев скифами (ок. 643 г. до н. э.). Скифо-асси- рийская война (конец 630-х гг. до н. э.) позволила Лидии восстановить независимость, и конец VII в. до н. э. стал временем ее безудержной экспансии на восток, где ок. 600 г. до н. э. царь Алиатт контролировал уже все фригийское наследство (в том числе остаток киммерийцев на Галисе), города Понта и Киликию. Развивая эти успехи, в конце 590-х гг. до н. э. Алиатт вторгся в сферу влияния Мидии; на его сторону перешли древнеармянское царство Армина и часть подвластных мидянам скифов. Разразилась мидо- лидийская война (ок. 590-585 гг. до н. э.), в ходе которой лидий- цы утратили все владения к востоку от Галиса и Тавра, что было закреплено миром 585 г. до н. э.
После этого Алиатт обратился на запад, покорил карийское, пафлагонское и вифинское побережье и взял Колофон. Военные предприятия Алиатта прогремели на всю Переднюю Азию и отразились в библейском образе северного колосса «Гога и Магога», т.е. «(рода) Гига и страны Гига» — Лидии. Его преемнику Крёзу (561-547 гг. до н. э.) удалось завершить покорение азиатских греков, после чего ему оказалась подвластна вся Малая Азия к западу от Галиса, кроме Ликии. Золотоносная р. Пактол позволила лидийцам первыми в мире начать чеканку монеты (из электра — природного сплава золота и серебра — в VII и из золота — в VI в. до н. э.); в пословицу вошло выражение «богат как Крёз». В 547 г.до н. э. Крёз двинулся за Галис против Кира Персидского, однако должен был отступить и потерпел полное поражение при Сардах. Победитель чудом помиловал его, но Лидия была аннексирована Ахеменидами. По преданию, перед походом оракул Аполлона предсказал Крёзу, что, перейдя Галис, тот разрушит великое царство. Понадеявшись на это предсказание, царь и начал войну. Предсказание сбылось: Крёз разрушил собственное великое царство.
Лидия была архаичной военной державой, державшейся на налоговой эксплуатации свободного населения. Царь опирался на конную дружину и регулярную армию. При нем существовали аристократический совет и народное собрание, что весьма напоминает древнехеттскую практику. Лидия вошла в историю как страна развитой музыкальной культуры («лидийские инструменты», «лидийская музыка», «лидийские напевы» — знаковые выражения в античной традиции).
Армянское нагорье в I тыс. до н. э.: Урарту, Армина (Древнеармянское царство), картвельские государства
Урартские (уруатрийские) племена, родственные хурритам, но обособившиеся от них еще к середине III тыс. до н. э., заселяли бассейн оз. Ван и истоки Верхнего Заба. Ок. 1300 г. до н. э. большая часть урартов составила племенной союз Уруатри, в XIII— XI вв. до н. э. периодически сталкивавшийся с ассирийцами. Пройдя через напряженную оборону от ассирийских нашествий сер. IX в. до н. э., этот союз превратился в прочное государство с официальным наименованием Биайнели («Ванское»; ассирийцы, а вслед за ними и мы продолжали называть его Урарту). Центр его лежал на восточном берегу оз. Ван, где располагалась урартская столица Ту(р)шпа. Другая группа урартских племен, продвинувшись к югу, создала ок. XI-X вв. до н. э. в долине Верхнего Заба государство Муцацир, обладавшее главной общеурартской религиозной святыней — храмом бога Халди в г.Ардини.
Урарту было типичной военной державой. Целью его почти непрерывных походов была прежде всего добыча, приобретение данников и захват пленных (значительная часть которых умерщвлялась, т.к. масштабы хозяйства страны не давали применять их труд). Почти вся жизнь урартского государства протекла в войнах с Ассирией (характерно, что урарты в очень широких масштабах копировали ассирийскую военную и административную, а иногда и культурную практику, и вся их государственность была в значительной мере сколком с Ассирии).
Ишпуини (825-810 гг. до н. э.) и его соправитель и наследник Менуа (810-786 гг. до н. э.) перешли в решительное наступление против Ассирии, захватили ее верхнеевфратские и верхнетигр- ские владения, подчинили Муцацир, аннексировали богатый западный берег оз. Урмия, ставший второй экономической базой страны, и начали наступление на север, в Закавказье, опираясь на основанный ими военный центр у г. Арарат. Аргишти I (786- 764 гг. до н. э.) полностью парализовал ассирийское сопротивление, распространил свое влияние на западе за Евфрат, на поздне- хеттскую область Мелида (совр. Малатия при Верхнем Евфрате), на востоке — на весь приурмийский бассейн вплоть до Диялы, а на севере включил в состав Урарту закавказские территории вплоть до Чороха, истоков Аракса и Куры и оз. Севан, основав там крепости Эребуни и Аргиштихинели, образовавшие третью административно-хозяйственную базу Урарту, наряду с районом Тушпы и приурмийским. Ассирийцы так боялись Аргишти, что именовали его «урартом, чье именование страшно, как тяжелая буря».
Сардури II (764-735 гг. до н. э.), развивая эти успехи, включил в сферу влияния Урарту союз позднехеттских государств в Северной Сирии, однако должен был вести ожесточенную борьбу в приурмийском районе, а затем проиграл решительную войну с Ассирией (743-735 гг. до н. э.). В итоге в бассейне Урмии образовалось откровенно враждебное Урарту царство Манна; Сирия и области Верхнего Тигра перешли к Ассирии; ряд областей, покорных Урарту, восстановили независимость. Ок. 720 г. до н. э. Урарту с трудом отразило нашествие киммерийцев, а в 714 г. до н. э. его полностью разгромил ассирийский царь Саргон II. Отныне урартские цари не посягали на Ассирию, а пытались распространять свои завоевания по другим направлениям — на восток, к берегам Каспийского моря (в 690-х гг. до н. э., впрочем, большая часть этих территорий была утрачена, когда сюда вторглись скифы), а затем на запад, против владений Фригии (670-е гг. до н. э., теперь в союзе с киммерийцами).
Для общественного строя урартов характерны крупные царские хозяйства, центрами которых часто становились города-кре- пости, в чьих цитаделях размещались гигантские хранилища государственных запасов продуктов, оружия и утвари. Главной трудовой силой в царских и храмовых хозяйствах были государственные рабы. Со всей территории державы собиралась дань. Верхушку общества составляла служилая знать, большинство населения составляли свободные общинники. Держава включала множество полузависимых царств и племен.
Переломным рубежом урартской истории стало опустошительное нашествие скифов, врагов киммерийцев и союзников Ассирии (сер.640-х гг. до н. э.); ослабевшее и уменьшившееся Урарту в 643 г. до н. э. должно было признать себя ассирийским вассалом. В этом качестве оно было втянуто на стороне Ассирии в еще более ослабившую ее пятилетнюю войну с Вавилонией и Мидией, покорилось последней ок. 610 г. до н. э., а затем было аннексировано мидянами ок. 590 г. до н. э. в ходе лидийско-ми- дийской войны.
Еще до этого рядом с Урарту выросло могущественное древне- армянское царство — Армина. Как упоминалось выше, в XII в. до н. э. регион Верхнего Евфрата оказался занят фрако-фригийски- ми племенами восточных мушков, пришедших с Балкан. Частью они основали здесь собственные княжества, а частью поселились на территории местных государств, признавая их власть. В первой половине I тыс. до н. э. на основе этнической общности верх- неевфратских мушков сложилась древнеармянская народность; античные ученые сохраняли память об их происхождении, заявляя кратко, что армяне — ветвь фригийцев. Историческая традиция армян хранит предание о борьбе их предков с ассирийской царицей Шаммурамат-Семирамидой (ок. 800 г. до н. э.); его реальная историческая основа — оборона верхнеевфратских мушков от ассирийских нашествий IX в. до н. э.
С течением времени основным центром сосредоточения древних армян стало позднехеттское царство со столицей в Мелиде при Верхнем Евфрате, официально именовавшееся Хатти. По-видимому, во времена нашествия скифов (ок. 630 г. до н. э.) и не без их участия власть в Мелиде перешла к армянской династии Ервандидов. Тем самым было создано первое древнеармянское царство, сохранявшее старое название Хатти (отсюда самоназвание армян — «хай-к»), а соседям известное как Армина (откуда привычное античное «Армения»), по названию одной из его пограничных областей, Арме. В конце VII — начале VI вв. до н. э., в период утверждения мидян на Армянском нагорье, Армина расширила свою территорию на восток за счет гибнущего Урарту, но должна была после нескольких столкновений признать свою зависимость от Мидии, сменившуюся затем зависимостью от Ахеменидов. Восстав в 522 г. до н. э. против них, Армина была разгромлена и превращена персами в две сатрапии. В V-IV вв. до н. э. большинство населения Армянского нагорья было ассимилировано армянами, но часть урартов сохраняла свой язык до исхода I тыс. уже нашей эры.
Главы и разделы
Восток: I II III IV V VI VII VIII IX X XI Греция: I II III IV Рим: I II III IV V