Главы и разделы
Восток: I II III IV V VI VII VIII IX X XI Греция: I II III IV Рим: I II III IV V
ГРЕЦИЯ
ГЛАВА IV
Основные аспекты древнегреческой культуры
- 1. Город, городская застройка и архитектура общественных зданий
- 2. Искусство
- 3. Религия и религиозные празднества греков
- 4. Литература и театр
- 5. Ораторское искусство
- 6. Рождение истории
- 7. Греческая наука
Собственно античная Греция — это период с IX-VIII вв. до н. э. по конец IV в. до н. э. Отсюда следует, что культура крито- микенской цивилизации остается вне античности. Дело в том, что государственность, экономические и социальные институты и условия жизни населения Греции III—II тыс. до н. э. радикальным образом отличались от аналогичных сфер жизни эллинов более позднего времени. На смену крито-микенской цивилизации, с ее теократическими монархиями, мало чем отличавшимися от многих древневосточных государственных образований с громоздким бюрократическим аппаратом управления и контроля непосредственных производителей, в Грецию начала I тыс. до н. э. пришли иные, абсолютно отличные по своему характеру формы государственности, социальной и экономической жизни — полисные структуры с республиканским типом управления. Их население и стало творцом той уникальной в истории человечества культуры, которую мы именуем античной.
Как известно, творцом культуры является человек, человеческая личность, но личность социально обусловленная. Поэтому формированию основ культуры античной Греции предшествовал социальный фактор. Для эллина античной эпохи такой социальной средой, в которой он реализовывал свои творческие способности, была греческий полис, античная гражданская община. Именно в ее рамках и находили свое проявление те уникальные аспекты культуры, которую мы называем древнегреческой. В зависимости от качественного состояния полисных структур формировались и основные особенности античной культуры.
Каковы же они? Прежде всего, важно то, что для гражданина греческого полиса на первый план всегда выходила идея значимости и единства гражданской общины, к которой он принадлежал и в которой он реализовывал свои творческие способности, причем благо отдельного гражданина всегда было неразрывно связано с благом всего гражданского коллектива. Поэтому высшим долгом и прямой обязанностью гражданина являлась обязательная реализация этого блага. Вне полиса свобода существования и творчества для граждан была немыслима, так как только принадлежность к гражданскому коллективу была гарантией этой свободы. Следствием этого стало то, что в древнегреческой культуре всегда органически сочетались начала коллективное и частное.
Идея верховной власти народа — еще одно обстоятельство, в значительной мере определившее характер культуры греков. Полисная жизнь полностью исключала необходимость слепого подчинения граждан какой-либо отдельной личности (царю, например, как это было в монархиях-деспотиях Древнего Востока). Отсюда — принцип свободы и независимости для всех граждан в рамках их коллектива и для конкретного полиса в пределах всей полисной системы.
Важно подчеркнуть еще одно обстоятельство — теснейшую связь гражданской общины с ее покровителями и защитниками — полисными богами и героями. Они рассматривались гражданами как ее сочлены, заботившиеся о благе и процветании всех и каждого. Греческие божества, имевшие антропоморфный облик, могли страдать, переживать, как и все смертные. Они никогда не воспринимались греками в качестве безусловно самовластных божеств (как это было на Древнем Востоке), требовавших непререкаемого и жесткого подчинения, исключавшего любую инициативу в действиях человека. Подобное восприятие божества у греков давало им возможность осуществлять свободный, творческий поиск и инициативу в общественной и культурной жизни на благо всего гражданского коллектива.
Город, городская застройка и архитектура общественных зданий
Древнегреческая цивилизация — это цивилизация городского типа, и именно город как планировочный центр любого греческого полиса, его население были заказчиками основных культурных ценностей этой эпохи. Поэтому логичнее всего начать рассмотрение культурных достижений VTII-VI вв. до н. э. именно с планировочных решений древнегреческих градостроителей.
Если в крито-микенскую эпоху в облике городских центров доминировал царский дворец, вокруг которого размещались дома горожан и виллы знати, то для гомеровской эпохи XI-IX вв. до н. э. вообще неизвестны примеры городской застройки: население этого времени ютилось в небольших сельских поселках-деревнях в очень примитивных домах, сооруженных из необожженного кирпича. В целом для этих двух периодов характерно отсутствие четкой планировки поселений и хаотичность застройки.
Важнейшая особенность городов архаического времени — это появление регулярной планировки, вызванной к жизни интенсивнои греческой колонизацией и связанной с этим активной градостроительной политикой греков на новых осваиваемых территориях. Скорее всего равные участки земли колонистов на сельской территории нового поселения, то есть в земельной округе, подразумевали равные участки для городской застройки и четко организованную планировочную схему нового населенного пункта — колонии. Это равенство также может объясняться усилением демократических тенденций в политическом строе полисов метрополии и колоний, которые были основаны гражданами, покинувшими родные места. В архаическую эпоху регулярная система застройки использовалась пока только в греческих поселениях-колониях, отстраивавшихся почти исключительно «с нуля», на незаселенных ранее территориях. Метрополию этот процесс пока не затронул.
Еще одно новшество — это появление новых типов общественных сооружений, ранее совершенно неизвестных грекам, но ставших непременной принадлежностью городской застройки любого формирующегося полиса. Появляются храмы — главная полисная святыня, место обитания бога-покровителя гражданского коллектива, где хранилась казна гражданской общины. Интересно, что в эгейском мире, как, впрочем, и в гомеровское время храмов как отдельно стоящих архитектурных сооружений у греков не существовало. На Крите и в дворцах ахейских владык культ богов отправлялся в святилищах, планировочно входивших в единые дворцовые архитектурные комплексы и отдельными сооружениями не являвшихся. В архаическое же время стали строиться храмы полисным богам, покровителям формирующейся гражданской общины.
В VI в. до н. э., с рождением т.н. ордерной системы, окончательно приобрели свои характерные черты два типа греческих храмов: дорический — тяжелое массивное здание, окруженное колоннадой из простых колонн, лишенных каких-либо украшений, и ионический — здание облегченного типа, воздвигавшееся на высоком постаменте, с легкой колоннадой лишь с фасада. Колонны ионического храма украшались в верхней части волютами (завитками) и имели профильную базу. В V в. до н. э. появляется колонна коринфского ордера (вариант ионического), более высокая и стройная, верхняя часть которой выполнялась в виде чаши из листьев аканфа.
В архаическое время появляются также новые типы архитектурных сооружений, без которых была немыслима полисная жизнь, — стои, булевтерии, палестры, гимнасии, театры, стадионы, общественные водозаборные сооружения. Стоя — это длинные галереи-портики, обычно с одним или двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Это было излюбленное место встреч, бесед и отдыха граждан полиса, которых привлекали сюда комфортные условия общения — тень, прохлада, удобство встреч. По мере становления полисных порядков и с появлением таких органов политического управления города-государства, как полисный совет (буле), необходимость в сооружении специальных зданий для заседания булевтов стала очевидной.
Палестры — первоначально просто огороженные участки, которые служили для занятий гимнастикой и проведения кулачных боев. Древние греки не мыслили своей жизни без занятий спортом, позволявших гражданину полиса формироваться гармонически развитой и физически совершенной личностью. В дальнейшем развитие палестры привело к появлению гимнасия, предназначенного уже для различных физических упражнений подрастающего поколения, что формировало у него коллективистское в своей основе полисное самосознание. Именно это вызвало к жизни рождение таких сооружений, как стадионы, где азартный дух состязания позволял утвердить дух физически совершенного и готового к защите своего полисного коллектива гражданина.
С появлением древнегреческого театра граждане стали строить специальные театральные сооружения, без которых представить себе облик греческого города-государства невозможно.
Таким образом, в архаическое время главный акцент в градостроительстве — это появление в формирующемся полисе общественных сооружений, значение которых сильно возрастает. В связи с этим падает роль укрепленного аристократического акрополя и усиливается значение городской площади — агоры, ставшей местом заседания народного собрания и выполнявшей функции торговли и обмена. Теперь оборонительными стенами и укреплениями обносится уже весь город, а не только акрополь, что свидетельствует об усилении демократических тенденций в жизни коллектива граждан города-государства и падении силы и авторитета аристократии.
Классическую эпоху с точки зрения градостроительства характеризуют такие явления, как появление градостроительной теории, перестройка некоторых городов метрополии по регулярной схеме и деятельность Гипподама Милетского.
Уже в первой половине V в. до н. э. в Греции появляются первые города с регулярной прямоугольной сеткой улиц, знаменующие собой важный поворот в системе градостроительства теперь уже собственно Балканской Греции. Естественно, новые приемы планировки не коснулись большей части старых городов.
Свойственное им хаотичное расположение узких и кривых улиц, возникавших в результате стихийного роста города, с трудом поддавалось упорядочению.
Так называемый «регулярный» город и планировочные идеи, лежащие в его основе, связываются в литературе с деятельностью архитектора, философа и ученого Гипподама из Милета. Однако, скорее всего, новые методы планировки городов, как уже упоминалось, были вызваны к жизни интенсивной греческой колонизацией VIII-VI вв. до н. э. и связанной с ней активной градостроительной деятельностью в колониях. Скорее всего, Гипподам теоретически разработал, а затем пропагандировал новые планировочные идеи регулярной застройки, появившиеся еще в архаическое время.
Обычно т.н. «Гипподамова схема» включает в себя следующие элементы. Прежде всего — регулярность застройки, когда создавалась прямоугольная сетка улиц города, не зависящая от рельефа местности. Следует отметить принцип районирования, при котором каждый район застройки имел регулярную планировку, независимую от планировки других районов. Еще один элемент — принцип зонирования, когда общественный центр отделяется от мест торгового обмена; выделяются портовые части города вместе с соответствующими обслуживающими порт сооружениями (доки, причалы, арсеналы, склады).
По этим принципам были организованы такие города Греции, как Милет, после того как его основательно разрушили персы в ходе Греко-персидских войн, афинский порт Пирей, Родос, Книд — дорийский портовый город на одном из полуостровов юго-западной части Малой Азии, Олинф, расположенный на полуострове Халкидика и др.
Олинф сохранил все характерные черты планировки времени кризиса греческого полиса. Он делился на одинаковые прямоугольные кварталы, вытянутые в направлении с востока на запад. Почти квадратные в плане дома были сблокированы между собой, то есть имели общие стены там, где примыкали один к другому. Этот «демократический» принцип отвода застройщикам равных по размеру и площади участков не приводил к единообразию плановых решений, наблюдалась лишь большая или меньшая их однотипность.
В период IV в. до н. э. четко определилась полярность между бедными и богатыми гражданами при формально внешнем равенстве их. Это выразилось в строительстве одинаковых по площади домов, внутренняя планировка некоторых из них, декор стен, украшения мозаичных полов и роскошь резко контрастировали с нищетой обстановки и скудостью интерьеров домов обедневших граждан.
Если рассматривать развитие общественных сооружений от эпохи классики к эллинизму, то для V-IV вв. до н. э. заметно то, что они продолжают совершенствоваться с архитектурной точки зрения. Некоторые булевтерии объединяются в единый комплекс с театром (Мегаллополь), палестры эволюционируют в гимнасии, возникают арсеналы (Пирей) и т.п. В эллинистическое время происходят более радикальные изменения. Появляются такие архитектурные типы сооружений, как царские дворцы, грандиозные усыпальницы (Галикарнасский мавзолей), библиотеки в Александрии, Пергаме, Антиохии, здания мусейона (Александрия, Антиохия), специфические сооружения (Фаросский маяк в Александрии и т.н. «Башня ветров» в Афинах) и т.п.
Уже отмечалось, что по мере развития кризиса полиса IV в. до н.э. появлялись многочисленные проекты выхода из него. Самым жизненным и приближенным к реальности был проект идеального полиса Аристотеля, в том числе его градостроительные аспекты. Именно идеи Аристотеля были использованы для реализации градостроительной политики Александра Македонского и наследников его власти на огромных территориях завоеванного Востока уже в эллинистическое время.
Прежде всего, при возведении новых городов учитывались климатические и экологические факторы — температура воздуха, направление господствующих ветров, водоснабжение и качество питьевой воды, близость моря или торговых путей. По-прежнему города строились по регулярной схеме, но с точки зрения их обороны это была уже не единая сетка плана, а регулярная планировка их отдельных частей и кварталов. Это же обстоятельство потребовало пристального внимания к фортификационным особенностям оборонительных стен городов — жизненно необходимых в условиях иноэтнической среды и многочисленных военных столкновений эллинистических владык.
Очевидна функциональная расчлененность общественного центра города, когда обязательно формировался собственно общественный центр, более защищенный, где размещались главные полисные святыни и помещения для магистратов (своеобразный эквивалент акрополя архаического времени). Но теперь уже на этой цитадели могли располагаться и гарнизоны царских войск.
В наиболее крупных городах появляется лишенная торговых функций площадь-агора, предназначенная для заседаний народного собрания, где могли находиться только граждане эллинистического полиса. Здесь же располагались гимнасии, портики, стои. Места для торговли, которые могли посещать и неграждане, концентрировались на специальной торговой площади, располагавшейся вне зоны общественных сооружений, как правило, вблизи порта или торговых коммуникаций. Таким образом, наблюдается разделение ранее единого центра полиса на две его ипостаси — общественную и деловую. Наконец, в столичных эллинистических городах строятся забытые греками со времен крито-микенской цивилизации парадные сооружения — роскошные царские дворцы.
Именно по таким градостроительным схемам были сооружены практически все крупные эллинистические города — Александрия Египетская, Птолемаида, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Лаодикея Приморская и многие другие.
Искусство
В период формирования греческого полиса, пришедшийся на архаическую эпоху, уже не индивид, не отдельная знатная личность, а сам полис в лице его коллектива граждан был заказчиком наиболее важных произведений искусства. Следовательно, полисный характер идеологии греков определял и характер полисного искусства. Это очень хорошо прослеживается на примере скульптуры. В предшествующий гомеровский период скульптуры в нашем понимании этого слова пока еще не существовало. Зато значительные изменения происходят в VIII-VI вв. до н.э. Появляется монументальная скульптура как таковая, причем основные ее ведущие темы — это прямостоящие обнаженные фигуры мужчин-атлетов (куросы) и статуи закутанных в богатые тонкие одежды женщин (коры). Достаточно часты изваяния тяжеловооруженных воинов и полисных богов.
Рождение статуарного типа мужской фигуры связано с основными тенденциями развития греческого общества в это время. Такие статуи изображали прекрасного и доблестного гражданина, победителя в бою, в спортивном состязании, прославившего своими подвигами и доблестью родной полис. Однако для скульптуры архаического времени присущ несколько условный характер изображения человека, высокий уровень знания анатомии и в то же время обобщенная, далекая от реализма трактовка фигуры. Тогда же появляются рельефные изображения, украшавшие храмы, т.н. чернофигурная вазопись, которая в конце VI в. до н. э. сменится краснофигурной.
Для греческой скульптуры эпохи классики, периода расцвета полисных структур характерны следующие особенности. Главным объектом изображения по-прежнему остаются человек и полисные боги. Но по сравнению с архаической скульптурой преодолевается скованность в изображении фигуры, скульптуру характеризует более свободная передача тела, его анатомически правильные движения. Появляются групповые изображения. Оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, сменяются более реалистичными изображениями. При этом, однако, они были лишены каких-либо индивидуальных черт. Это были обобщенные, абстрактные образы тяжеловооруженных воинов, атлетов, спортсменов — граждан полиса, богов и героев — покровителей полисного коллектива, изображенных в антропоморфном облике. Своей «правильностью» и «нечеловеческой» красотой они как бы олицетворяли желаемый идеал достойного гражданина полиса, идеал желаемый, но практически недостижимый. Поэтому от скульптуры этого времени веет каким-то холодом и отрешенностью. Развитие скульптуры эпохи расцвета полиса связано с именами трех прославленных мастеров — Мирона, Поликлета, Фидия.
Развитие искусства и скульптуры, в частности в IV в. до н. э., в период кризиса полисной системы, четко отражает новые явления в жизни греческого общества. Основной мотив в скульптуре — это уже изображение частного человек^, отход от героики, скульпторам удается показать внутренний, душевный мир человека. Даже боги в скульптуре этого времени более обыденные, более земные. Все большее значение приобретает стремление мастеров к передаче индивидуальных черт человека, его чувств, его внутреннего мира, полного душевных переживаний. Характерно, что в IV в. до н. э. рождается портрет как отдельная отрасль скульптуры.
Среди мастеров этого времени, произведения которых дошли до нас и хорошо известны, следует назвать имена Скопаса, Праксителя, Лисиппа (придворного скульптора Александра Македонского) и др. .
Не менее замечательны были и греческие живописцы классической эпохи — Полигнот, мастер грандиозных многофигурных композиций, Аполлодор Афинский, которому принадлежит открытие светотени в живописи, Зевксид и Паррасий, Апеллес (придворный живописец Александра), Никий и др.
В эпоху эллинизма продолжает развиваться монументальная скульптура, предназначенная для городских площадей, храмов, общественных сооружений. Для нее характерны мифологические сюжеты, грандиозность, некая помпезность, сложность композиции, стремление показать нечто чрезмерное и эффектное. Очевиден интерес художников к отдельной личности, к отдельному человеку. Появляются новые типы изображений — портреты эллинистических царей, мыслителей, поэтов. Изображения богов приобретают жанровый характер, мифологические сюжеты сменяются надуманными аллегориями. Однако к концу II — началу I в. до н. э. многие произведения греческих скульпторов и живописцев уже проникнуты духом мрачного пессимизма и безнадежности, что было обусловлено приближающимися грозными событиями, связанными с римским завоеванием.
С другой стороны, в это время появляется множество изображений реальных людей разного возраста, этноса, различных профессий и социальных слоев, со всеми их недостатками и положительными чертами. Это фигуры старых рыбаков, пастухов, крестьян, рабов, комедийных персонажей. Это уже чистый психологический реализм, резко отличавшийся от идеализированных изображений гармонически развитого человека — гражданина классического полиса, реализм, свободный от узких рамок и требований полисной идеологии времени расцвета этого социально- политического организма.
Характерно, что ведущими центрами художественной жизни III—I вв. до н. э. становятся новые эллинистические столицы — Пергам и Александрия, из прежних — Родос, а Афины при этом отходят на второй план. Имена многих мастеров нам неизвестны, но они успешно продолжали традиции своих гениальных предшественников — Лисиппа, Праксителя и многих других.
Религия и религиозные празднества греков
Эта область народной культуры формировалась у древних греков в условиях жизни, характеризующихся природной жизнерадостностью, бодростью и оптимизмом, верой в свои творческие силы. Для грека все предметы, явления природы, планеты, звезды, животные, люди и т.п. были сочленами целесообразной, стройной и прекрасной системы, своего рода идеального полиса. Божества занимали здесь высшее место, но их бессмертие, могущество и совершенство, которое ставило их намного выше человека, были так же естественны, как разум и способности человека, ставившие его, в свою очередь, выше животных.
В этой системе для греков не было место злу, которое воспринималось ими скорее как недостаток добра, как некое отступление, в силу тех или иных обстоятельств, от заданной когда-то самой природой нормы. Отсюда — единство природного явления и его олицетворения в конкретном образе (Уран — небо, Гея — земля, Гелиос — солнце, Селена — луна и т.п.). Все эти простейшие формы обоготворения природы пронизывают древнегреческую мифологию.
Согласно мифам, первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Урана, который стал первым властителем мира и супругом богини Земли — Геи. От Урана и Геи ведет свое начало второе поколение богов — титанов. Уран был низвергнут своим сыном — титаном Кроносом, богом земледелия. Детьми Кроноса были Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра, Гера.
Дети Кроноса во главе с его младшим сыном Зевсом, свергнувшим отца, захватили власть над вселенной. Верховным божеством Олимпа стал Зевс, властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошавшей землю и моря, Аид (Плутон) стал владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера была покровительницей брака, Гестия — богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. От брака Зевса и Геры родились Геба, богиня юности, Арес, бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, а также покровительствовавший кузнецам и ремесленникам.
Среди потомков Зевса особо выделяется Аполлон, бог светлого начала в природе. Он считался также покровителем искусств, богом-врачевателем. Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Гермес принял на себя множество функций. Первоначально это бог материального достатка, затем — торговли, покровитель обманщиков и воров, позже — покровитель ораторов и спортсменов. Диониса (Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась воинственная Афина, богиня мудрости и рационального начала. Таким образом, божества греческого пантеона стали покровителями и выразителями того или иного явления природы и человеческого занятия.
Характерно, что для греческого религиозного сознания вовсе не характерна идея всемогущества. Боги греков не только были антропоморфны, но и испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям. Над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба. Если боги казались конкретными существами в человеческом облике, то Судьба являлась обобщением всего непонятного, необъяснимого, неотвратимого.
С точки зрения древнего грека, не существовало непреодолимой грани между миром людей и миром богов, причем посредую- щим звеном между ними выступали т.н. герои, т.е. полубоги, родившиеся от связи богов и земных женщин. Таков, например, был Геракл, за свои подвиги приобщенный к сонму богов.
Богам и героям, считавшимся покровителями отдельных полисов, строились храмы и приносились многочисленные жертвы. При некоторых храмах молящиеся через жрецов-оракулов могли вопрошать божества о будущем. В греческом мире особенно славились оракулы при храме Аполлона в Дельфах и при храме Зевса в Додоне (Эпир).
При некоторых храмах раз в несколько лет организовывались торжественные празднества, так называемые «игры», на которых в честь богов совершались состязания в гимнастических упражнениях, чтении стихов, пении, плясках, ораторском искусстве.
Наиболее популярными в Греции были игры в честь Зевса, совершавшиеся раз в четыре года при храме божества в Олимпии (Западный Пелопоннес). Этот четырехлетний срок назывался у греков олимпиадой. С 776 г. до н. э. на олимпийские игры съезжались участники и зрители со всей Греции и колоний. На время празднества прерывались враждебные действия между воевавшими греческими полисами, так что богомольцы, направлявшиеся в Олимпию, могли проходить и даже останавливаться на территории врага. Победители на состязаниях в Олимпии получали награду в виде простого венка из листьев священного лаврового дерева, росшего подле храма. Получение этого скромного знака отличия считалось великой честью не только для самого награжденного, но и для его полиса, воздвигавшего в честь победителя-олимпионика бронзовую или мраморную статую.
Эти состязания способствовали физическому развитию граждан и являлись военной тренировкой молодежи. Кроме того, они играли роль объединяющих центров, сближавших культурно и политически разобщенные и часто враждовавшие между собой города и союзы городов Греции. Однако эти связи были непрочны.
Для совместной организации празднеств, игр и охраны наиболее почитавшихся святилищ греки создавали особые союзы — т.н. амфиктионии, игравшие видную роль в культурной и общественно-политической жизни Греции. Наиболее влиятельной была дельфийско-фермопильская амфиктиония с центром в Дельфах.
Литература и театр
Наиболее характерной особенностью греческой литературы является рождение, расцвет и уход с литературного небосклона ее определенных жанров в различные исторические периоды в зависимости от качественного состояния такого социально-политического организма, как древнегреческий полис. Древние греки создали основные литературные жанры — эпос, лирику, прозу. Именно здесь, в Древней Греции, было положено начало и театру.
Следствием этого стало формирование основных видов драматического искусства — трагедии и комедии. Ораторское искусство возникло также на греческой почве.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» обычно рассматривают в качестве истоков греческой литературы. Однако это не так. В них обнаружены наслоения различных исторических эпох. Ныне признано, что греческая поэзия прошла длительный путь развития еще до Гомера. До появления его произведений существовал обширный греческий фольклор. Песни, сказки, мифы, басни стали настоящим фундаментом греческой литературы. Так как сам Гомер жил, очевидно, в VIII в. до н. э., многие реалии, быт и отношения раннего, ахейского общества он знал не очень хорошо. Более того, он воспринимал события прошлого сквозь призму своего времени. Отсюда те многочисленные наслоения разных эпох, имеющие место в его поэмах.
Появление дидактического эпоса Гесиода, в отличие от более раннего героического эпоса Гомера, — это уже начало нового этапа в развитии греческой литературы. Если ранее в центре внимания Гомера был родовой коллектив, то в творчестве Гесиода (конец VIII — начало VII в. до н. э.) на первый план выходит человек, творец, личность. Это связано с тем этапом формирования полиса, когда человек и его личность в качестве творца своего будущего были ведущей темой. Гесиод в «Трудах и днях» строго индивидуален, он ведет рассказ о себе, причем повод для этого — реальное происшествие, реальный факт.
Вскоре, однако, эпос как отражение опыта всего общества в условиях становления его новой организации, в условиях утверждения полисной системы перестал удовлетворять насущным потребностям этого общества. Поэтому эпос закономерно уступил первенство другим видам и жанрам литературы. В эпоху архаики, насыщенную бурными социальными конфликтами, появлением тиранических режимов, законотворческой деятельностью, стали быстро развиваться лирические жанры, отражавшие личностные переживания человека-индивида, представителя формирующейся полисной гражданской общины. Среди поэтов-лириков этой поры выделяются имена Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта и других.
Однако к концу VI в. до н. э. творчество лириков постепенно сходит на нет. Сформировавшуюся гражданскую общину — полис уже не устраивало творчество талантливых, но глубоко индивидуалистических лирических поэтов. В новых исторических и общественных условиях оно не отражало интеллектуальные, коллективистские потребности граждан города-государства. На смену им приходят другие жанры литературы, способные отразить патриотические чаяния гражданина полиса как сочлена большого коллектива людей.
Прежде всего это греческая драма в виде двух ее жанров — трагедии и комедии. И здесь возникает вопрос о рождении греческого театра. Не случайно он появляется именно в конце архаического времени, в эпоху утверждения полисных структур. Театр был тесно связан с жизнью полиса, являясь, по сути, вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы жизни сограждан. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря тому, что театральные представления давались во время полисных праздников. Театр, таким образом, являлся рупором идеологической пропаганды всего полисного коллектива, уже осознавшего себя в качестве творца собственной истории.
Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. Два первых — Эсхил и Софокл — творцы античной трагедии в ее классической форме. Но уже в трагедиях Еврипида находит свое отражение приближающийся кризис традиционной полисной идеологии и морали. Через все его творчество проходит идея интереса к личности с ее субъективными устремлениями. Если Софокл сам определял своих героев как людей, «какими они должны быть», то героями Еврипида являлись те, «каковы они были на самом деле». В этом и заключается причина ухода трагедии с литературного небосклона во время начавшегося кризиса полиса. В этих условиях она уже не удовлетворяла требованиям гражданского коллектива «заболевшего» полиса, и, выполнив свою историческую миссию, она так и не возродится.
Наиболее острым в политическом отношении драматургическим жанром классического времени являлась т.н. древняя аттическая комедия, черпавшая темы из повседневной жизни полиса, затрагивавшая насущные политические и экономические проблемы, смело критиковавшая видных граждан. Ее ярким представителем был Аристофан. Этот поэт дал смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда полисная демократия уже испытывала симптомы кризиса. Аристофан пока еще интуитивно чувствовал то, что в IV в. до н. э. станет реальностью. Но когда кризис полиса стал явью, древняя комедия, как сатирическое выражение недостатков гражданского коллектива, прекращает свое существование, потеряв свою общественную актуальность и знаменуя упадок демократических институтов.
Возродится она уже в виде т.н. средней аттической комедии (примерно с начала IV в. до н. э.), о которой известно очень немного. Исчезает гражданское звучание, политическая и социальная критика, главное место в ней стали занимать пародийно-мифологические сюжеты. Примерно на рубеже IV и III вв. до н. э. на смену средней приходит т.н. новая аттическая комедия (Менандр), или комедия нравов, сюжеты для которой — частная жизнь граждан, а основные действующие лица — отдельный человек с его мелкими житейскими проблемами, рабы, параситы, гетеры.
В эллинистическую эпоху при дворах монархов процветала уже утонченная, но лишенная связи с повседневной жизнью литература, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, Арата из Сол, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Все эти произведения были направлены на удовлетворение вкусов привилегированных слоев тогдашнего общества. Об охвате всех его представителей речь уже не могла идти, так как полисная солидарность была исчерпана еще в IV в. до н. э. Новая историческая действительность диктовала писателям и поэтам свои требования, радикально отличавшиеся от требований времени расцвета полисной системы V в. до н. э.
Ораторское искусство
Очень показательно, что на рубеже V и IV веков до н. э., в период четко обозначившихся тенденций начала кризиса полисной системы, появляется еще один жанр эллинской литературы — произведения ораторов, мастеров красноречия и риторики. В это время, характеризующееся ослаблением связей внутри гражданского коллектива полиса, наблюдается рост индивидуализма, в условиях которого общие интересы коллектива граждан начинают подмениваться интересами отдельных его представителей.
Наметившаяся имущественная дифференциация среди граждан, разделение их на богатых и бедных, политическая и социальная нестабильность в рамках полисных коллективов, а также межполисная борьба обусловили рождение жанра ораторского искусства, прежде всего искусства судебного красноречия. Растет число судебных процессов, связанных с имущественными и наследственными тяжбами, граждане пытаются защитить свои экономические интересы, отвести от себя подозрения (иногда вполне обоснованные) в сокрытии доходов, в нежелании участвовать своими средствами в общеполисных мероприятиях.
Со временем в связи с обострившимися в IV в. до н. э. межполисными противоречиями, столкновениями различных политических группировок в рамках отдельных городов-государств и угрозой свободе греков со стороны окрепшей Македонии некоторые греческие ораторы от вопросов частного характера начинают обращаться к проблемам общеэллинского звучания (Исократ, Демосфен). Однако после событий, связанных с походом Александра Македонского на Восток и образованием на обломках его империи многочисленных эллинистических государств с их нивелирующей политикой в отношении всех подданных, греческое судебное и политическое красноречие, выполнившее свою историческую миссию в период кризиса полиса, сходит на нет.
Среди греческих ораторов сами древние выделили десять лучших аттических мастеров красноречия. Их речи чаще других читались и переписывались, поэтому значительная часть их произведений дошла до наших дней. В число этих десяти входят такие известные мастера аттического красноречия, как Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Демосфен, Гиперид, Ликург и Динарх. Их деятельность относится к периоду от второй половины Пелопоннесской войны вплоть до подчинения Афин македонскому господству.
Рождение истории
Эпоха расцвета греческого полиса V в. до н. э. — время зарождения исторической прозы, ставшей основой для развития особой отрасли научных знаний, посвященной развитию общества, — истории. Создателем этого литературного жанра был уроженец Галикарнаса Геродот (ок. 485-425 гг. до н. э.). Он много путешествовал, в Афинах вступил в круг друзей Перикла и написал «Историю Греко-персидских войн» в девяти книгах. Несмотря на наличие в этом труде многочисленных легенд и сказаний, а также нередко наивное объяснение ряда фактов, произведение Геродота содержит богатый фактический материал и является одним из важнейших источников по истории Древней Греции.
Если Геродот по праву считается «отцом истории», то его младший современник афинянин Фукидид, написавший «Историю Пелопоннесской войны», — это уже основатель действительной историографии, а его произведение — реальное историческое исследование, в котором удалось преодолеть описатель- ность изложения мифических и реальных фактов, присущую Геродоту. Первым из историков Фукидид попытался рассмотреть исторические события во взаимосвязи с движущими силами и путями развития, найти поводы и причины событий, применяя при этом методы научного анализа политической действительности.
И Геродот, и Фукидид обращаются к героике борьбы, патриотизму и самопожертвованию граждан греческих полисов, отстаивающих свою свободу. Но уже в исторических произведениях их преемника Ксенофонта, творившего в период кризиса греческого полиса IV в. до н. э., заметны иные мотивы — тенденциозность, антидемократические взгляды вплоть до политической беспринципности.
Вершиной развития греческой историографии является творчество Полибия (201-120 гг. до н. э.), написавшего первую по времени «Всеобщую историю», охватывавшую события с середины III в. вплоть до 146 г. до н. э. Описывая историю времени роста римского гегемонизма и постепенного упадка полисов Греции и эллинистических государств, этот историк впервые сделал попытку объяснить ход и законы общественного развития на фоне точного изложения фактического материала.
Греческая наука
Важно отметить, что эллинская наука, развивавшаяся в рамках свободных от религиозных догматов условий, носила глубоко светский и рациональный характер. Именно греками было положено начало многим важнейшим отраслям современных фундаментальных наук — астрономии, анатомии, ботанике, геометрии, грамматике, зоологии, истории, математике, механике, физике, филологии, философии и ряду других. Характерно, что все эти наименования — древнегреческие по своему происхождению.
В конце VII и в начале VI в. до н. э. в ряде греческих городов Малой Азии и Балканской Греции многие представители уже сформировавшихся полисных организмов стремились освоить богатые культурные достижения древневосточных народов, что и послужило отправным моментом в создании более высокой античной культуры и науки. Стремясь найти объяснение важнейших явлений окружавшей человека природы, их происхождения и изменения, философы (в переводе с греческого — «друзья мудрости») положили начало единой, пока еще нерасчлененной науке — философии.
Принято считать, что в основе генезиса древнегреческой философии лежал социальный опыт гражданина греческого полиса. Полис и отношения граждан в полисе — это та модель, по аналогии с которой мыслился философами мир и мировой порядок. Таковым являлся и космос, понимаемый ими как мировой полис, космос, который к тому же совершенен, прекрасно устроен, упорядочен. С этой точки зрения человек, гражданин полиса (как микрокосмос) составлял живую часть этого божественного единого целого (макрокосмоса). Силой своего разума, родственного всему миропорядку, он постигал окружающий его мир для его совершенствования и упорядочения.
На рубеже архаической и классической эпох и особенно во время расцвета греческого полиса происходит не только расчленение философии на различные философские школы, но и выделение из нее ряда уже конкретных наук — математики, астрономии, медицины, истории и др. После образования системы эллинистических государств и формирования крупнейших культурных и научных центров греческая наука достигла своих высот.
В Александрии Египетской Птолемеями была создана огромная библиотека рукописных сочинений, достигавшая 700 тыс. экземпляров. Здесь же было организовано специальное научное учреждение, называвшееся «мусейон» (т.е. храм муз), где работали состоявшие на царской службе ученые. Ими было сделано много различных открытий в области точных наук (математики, физики, географии, астрономии, механики, медицины, агрономии и т.п.). Появляется подлинная научная литература — филологические исследования, словари, переложения в стихах научных трактатов и др. Среди ученых Александрийского мусейона существовала группа исследователей, занимавшаяся собиранием, критической обработкой и комментированием произведений поэтов, драматургов и историков классического времени. Ими же были установлены правила письменной речи и создана научная грамматика.
Невозможно перечислить все достижения в научной и культурной области этого талантливого народа. По сути говоря, творческое наследие греков стало реальной основой культуры всего современного человечества.
Главы и разделы
Восток: I II III IV V VI VII VIII IX X XI Греция: I II III IV Рим: I II III IV V