Египет Нового царства (вторая половина II тыс. до н. э.)

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

ВОСТОК

ГЛАВА III

Египет Нового царства (вторая половина II тыс. до н. э.)

Правление XVIII династии

Успешные войны Яхмоса I с гиксосами привели к полному разгрому их государства в Азии, сфера влияния которого вплоть до Евфрата перешла теперь под египетское владычество. Действительно, источники говорят о взятии Яхмосом I Шарухена и одной кампании, проведенной им в Финикии; его сын Аменхотеп I вовсе не воевал в Азии, а следующий царь, Тутмос I (кон. XVI в. до н. э.), еще при начале своего правления, до каких-либо завое­ваний, хвалился владычеством до Евфрата. Так без особых уси­лий Египет превращается из страны раздробленной и подвласт­ной чужеземцам в одну из великих держав Ближнего Востока. Немалые успехи были достигнуты и в Нубии (Куше): Камос рас­пространил власть Египта до 2-го порога Нила, а Аменхотеп I — еще дальше на юг. Занятые здесь районы поступали под прямую власть Египта (в отличие от азиатских земель, находившихся на вассальном положении). Всеми этими успехами египтяне в нема­лой степени были обязаны опыту борьбы с гиксосами, в ходе кото­рой освоили колесницы — самый грозный из родов оружия того времени — и создали мощный флот.
Борьба с гиксосами и необходимость удерживать «унаследо­ванную» от них сферу влияния в Азии привели к серьезным из­менениям в официальной идеологии и общественном сознании Египта. Прежде цари почти никогда не участвовали в войнах лич­но; при описании войн победа в них обычно изображалась как дело нетрудное и заранее предопределенное ввиду божественного происхождения и сакральной мощи царя. Борьбу с гиксосами египетские тексты впервые осмысливают как дело, успех которо­го зависит еще и от военного искусства и личной храбрости пра­вителей Фив, которые на первых порах заведомо уступают своим противникам в силе. Характерным сюжетом литературы стано­
вится совещание вельмож в начале кампании или накануне ре­шающего сражения, призывающее фараона (это слово стало те­перь употребляться как обыденное обозначение царя) к умерен­ности и осторожности, в то время как он отвергает этот совет, проявляя свою доблесть. Присутствие царя на поле боя становит­ся теперь почти обязательным; соответственно, сам он, несмотря на свой сверхчеловеческий статус, наделяется чертами человека, подверженного риску, подобно любому другому воину (хотя его удача все равно воспринимается как нечто предопределенное).
Местный бог Фив, вновь делающихся столицей Египта, — Амон в отождествлении с солнечным богом под именем Амон- Ра, — становится теперь общегосударственным божеством, вдох­новителем царских завоеваний. Его главный фиванский храм Ипет-сут (совр. Карнак) превращается в центр всей религиозной жизни страны. Меняется и самоощущение воинов и вельмож: если в эпоху Древнего царства походы в чужие страны оценива­лись в гробничных надписях исключительно с точки зрения их пользы для государства, то теперь их составители не стесняются говорить о личной выгоде от участия в войне — наградах и добы­че.
Аменхотепу I наследовал принятый им в зятья военачальник Тутмос. В конце XVI в. до н. э. он выступил против верхнемесопо- тамской державы Митанни, контролировавшей Северную Сирию, и успешно завоевал последнюю, отбросив митаннийцев за Евфрат. В Нубии ему удалось занять центр прежнего независимого Куша — г. Керму у 3-го порога Нила.
Преемник Тутмоса I, его сын от младшей жены Тутмос II (ок. 1503-1490 гг. до н. э.) еще до начала царствования стал мужем своей сводной сестры Хатшепсут. Не имея сына от этого брака, Тутмос II наметил в преемники своего сына от младшей жены, тоже Тутмоса: на него как на будущего царя указала статуя Амона-Ра во время праздничной процессии. В 1490г. до н.э. Тутмос III вступил на престол, однако почти сразу же был оттес­нен на второй план царицей Хатшепсут. Она провозгласила себя его соправителем, а со временем стала изображать себя на памят­никах как самостоятельного фараона — причем, чтобы подчер­кнуть полноценность своей власти, как фараона-мужчину, с муж­скими чертами телосложения и характерной приставной бород­кой. Хатшепсут не могла претендовать на качество фараона-вои- теля и главным деянием своего царствования постаралась пред­ставить масштабную экспедицию в Пунт. Военными делами в это время занимался Тутмос III: войны, которые он вел в Азии при жизни царицы, происходили совсем недалеко от границ Египта (в Палестине и даже на Синае); остальное Восточное Средиземно­морье отложилось от Египта и перешло к Митанни (1470-е гг. до н. э.).
Попытку восстановить господство Египта над всем Восточным Средиземноморьем Тутмос III предпринял, когда после смерти Хатшепсут в 1468 г. до н. э. стал полновластным царем Египта. В первый же год своего единоличного правления он предпринял по­ход в Азию против коалиции «330 правителей» во главе с царем Кадеша, включавшей войска Митанни. У крепости Мегиддо Тутмос разбил врага в поле, однако египтяне увлеклись грабежом вражеского лагеря, и войска их противников успели укрыться в крепости, осаждать которую пришлось семь месяцев. В целом в 1468-1448 гг. до н. э. Тутмос III, согласно летописи его царство­вания на стенах Карнакского храма, совершил не меньше пятнад­цати походов в Азию; на короткое время ему удалось оттеснить митаннийцев за Евфрат, но в итоге они вернули себе почти всю Сирию. Более успешными были действия фараона в Нубии, где египтяне закрепили за собой земли выше 4-го порога Нила (здесь их опорным пунктом стал г. Напата).
Борьбу с Митанни продолжил сын Тутмоса III Аменхотеп II (1438/36-1412 до н. э.), совершивший против него три похода, которые завершились неудачным миром (ок. 1430 г. до н. э.): со­гласно его условиям, египтяне признавали верховенство Митанни над Сирией и Северной Палестиной. Именно Тутмос III и Аменхотеп II более, чем кто-либо из их предшественников и пре­емников в эпоху XVIII династии, проявили себя как фараоны-во­ины, самолично истребляющие врагов, умеющие одним движе­нием натянуть тугой мощный лук и охотящиеся на слонов, кото­рые тогда водились в степях к востоку от р. Оронт в Сирии.
В конце правления Аменхотеп вновь двинулся на Митанни и занял было г. Халпу в северной Сирии, но при его преемнике Тутмосе IV (1412-1402 гг. до н. э.) эта война окончилась компро­миссным миром (в немалой степени потому, что против Египта внезапно выступила и Вавилония): ок. 1410 г. до н. э. Тутмос IV, царь Митанни Артадама и вавилонский царь Караиндаш устано­вили взаимный мир и союз (в знак чего Тутмос IV женился на до­чери Артадамы), причем Египту достались все земли вплоть до центральной Сирии, а Северная Сирия осталась за Митанни. Учрежденная тем самым система отношений между державами Ближнего Востока просуществовала до середины XIV в. до н. э.
При сыне Тутмоса IV, Аменхотепе III (1402-1365 до н. э.), Египет вступил в полосу длительной стабильности и благополу­чия. Египет контролировал огромные территории Восточного Средиземноморья, за лояльностью которых фараону следили еги­петские резиденты, опирающиеся на гарнизоны в важнейших пунктах. Одной из самых дальних стран, подвластных Египту на севере, оказывается Аласия (о. Кипр), откуда Египет получает в виде дани медь. На юге при Аменхотепе египтяне продвинулись как никогда далеко вглубь Нубии (показателем прочности пози­ций Египта там стало создание во всех важнейших пунктах Нубии храмов египетских богов). Богатство фараона заставляло перед- неазиатских царей с завистью писать ему: «В стране твоей боль­ше золота, чем песка».
Сам Аменхотеп ходил в походы только дважды: ок. 1398 г. до н. э. в Нубию и ок. 1370 г. до н. э. — к Сидону, наводить порядок среди своих соперничающих азиатских вассалов. Несколько раз вступив в брак с дочерьми царей Митанни и Вавилонии, он счи­тал свое внешнеполитическое положение настолько прочным, что, ссылаясь на египетский обычай, отказал вавилонскому царю Кадашман-Эллилю I в руке своей дочери (последний, не желая те­рять лицо перед собственным двором, просил прислать ему лю­бую египтянку, которую он мог бы выдать за царевну, но и тут получил отказ).
К тому времени основой царского могущества была поддерж­ка двух главных сил египетского общества — войска и жречества бога Амона-Ра, чтимого в столице страны — Фивах, где постоян­но расширялся и пополнял свое богатство за счет военной добычи Карнакский храм. Однако с прекращением войн в Азии поддерж­ка войска ослабела, а его влияние понизилось; чрезмерное же укрепление позиций столичного жречества могло обернуться и против самого фараона. Царская власть явно нуждалась в новых опорах.
Главной женой Аменхотепа III была Тэйе — женщина незнат­ного происхождения, дочь рядового служащего храмового хозяй­ства. Можно сказать, что в ее лице впервые в эпоху Нового цар­ства обрела серьезное влияние на государственные дела такая сила египетского общества, как незнатные служилые люди, вы­двинутые фараоном и потому всецело преданные ему. В Фивах, близ совр. Луксора, Аменхотеп III возводит новый громадный храмовый комплекс Ипет-ресит, где значительно большую роль, чем в Карнаке, играет культ самого царя. Изображения фараона, подобно статуям истинных богов, начинают чтиться в египетских храмах в Нубии, а затем и в самом Египте (в Мемфисе и, по-види­мому, в Фивах). Наконец, как бы в противовес столичному куль­ту Амона-Ра, Аменхотеп возвышает почитание бога Солнца под его исконным древним именем Ра-Харахте («Ра — Хор на гори­зонте»), а также под именем Атон (как называли видимый на небе солнечный диск).

Реформа Эхнатона и ее крах

Политика укрепления власти царя за счет опоры на предан­ное ему незнатное чиновничество и повышения его роли в рели­гии была продолжена сыном Аменхотепа III, Аменхотепом IV (1365-1348 гг. до н. э.). Уже в первые годы его царствования осо­бое значение приобретает культ Ра-Харахте, отождествленного с Атоном (верховным жрецом нового культа становится лично царь). На шестом году правления Аменхотепу IV довелось услы­шать в Фивах нечто «дурное» (очевидно, о его политике), и он по­рывает с этим городом, возведя себе новую столицу в Среднем Египте — Ахетатон («Горизонт Атона», близ совр. Телль эль- Амарна), в месте, которое до тех пор «не принадлежало ни богу, ни богине», т.е. за пределами территории какого-либо нома с его местными культами. Сам царь изменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Полезный для Атона»).
Новый верховный бог Атон, в отличие от традиционных еги­петских божеств, не имел антропоморфного облика и изображал­ся просто как солнечный диск, устремляющий к земле свои руки- лучи. Атон провозглашался царем Египта, правящим совместно со своим сыном Эхнатоном; соответственно резко повышалась роль царя как сына и соправителя верховного божества. Царь соз­дал огромные и богатые хозяйства храмов Атона, находившихся в полном его распоряжении. В проведении этой политики Эхнатон опирался на возвышенных им незнатных людей — порой выход­цев из низов, официально обозначавших свое социальное проис­хождение характерным термином «немху» (егип. «сирота»). Их гробничные надписи всячески подчеркивают милости, которыми фараон осыпал их, и сам тот факт, что исключительно его заботе они обязаны своим новым положением.
Принципиально новой для Египта была та сугубо личная и уникальная связь, в которой Эхнатон, согласно его собственной, несомненно искренней вере, находился с Атоном (в титулатуре Эхнатона она подчеркивается эпитетом Уа-ен-Ра — «Един­ственный для Солнца»). Только Эхнатон, как единственный и лю­бимый сын солнечного бога, мог получать непосредственно от него откровения, подсказывающие ему все необходимые дей­ствия; подданным, не исключая и жрецов нового и прежних куль­тов, оставалось лишь внимать тому, что им возвещал от имени Атона царь, и слепо следовать его указаниям.
При этом воля божества служила единственным обосновани­ем и для дел, по египетским понятиям, невероятно жестоким: так, ближе к концу царствования Эхнатона вельможи, сопротивлившиеся его религиозной политике, были казнены с последую­щим сожжением их тел (что лишало их возможности загробной жизни; скажем для сравнения, что примерно полтора века спу­стя, после заговора против царя Рамсеса III, великого воителя, на смерть обрекли только главарей заговора и на их останки, судя по всему, не посягали). Идея посредничества царя в контактах меж­ду людьми и богами была для Египта очень давней; однако никог­да прежде она не абсолютизировалась в такой степени и в каче­стве оправдания для практически любых действий царя.
Ок. 1356 г. до н. э. Эхнатон впервые начинает проявлять не­терпимость по отношению к старым богам: на многих старых над­писях начинают стирать имя прежнего верховного бога Амона. Ок. 1353 г. до н. э. происходит резкий разрыв с их культами: име­на Амона и других старых богов начинают истребляться (особен­но рьяно — в Фивах), и, наконец, запрещается само слово «бог» (теперь Атон и его сын и соправитель Эхнатон именуются только «правителями»). Это не означает неверия Эхнатона в существова­ние традиционных богов: царь с самого начала видел в богах впол­не реальную силу (хотя заведомо менее благую, чем Атон, но на первых порах терпимую); лишь со временем ему стала ясна пол­ная неприемлемость почитания этой силы.
К этому выводу его, возможно, привели внешнеполитические неудачи, истолкованные как немилость Атона за компромисс со старыми культами: в 1350-е гг. до н. э. старый союзник Египта Митанни, столкнувшись с пренебрежительным отношением Эхнатона, неожиданно выступает против него и захватывает зна­чительные территории египетских владений в Южной Сирии. Ок. 1356 г. до н. э. эти территории у Митанни захватывает уже Суппилулиума, правитель малоазиатского Хеттского царства; таким образом, соседом Египта в Азии становится новая и очень агрессивная держава. На сторону хеттов переходят некоторые египетские вассалы. Жертвами усобиц, к которым Эхнатон отно­сился равнодушно, становятся многие азиатские князья, еще признававшие свою зависимость от Египта.
Разрыв с традиционными египетскими культами был далеко не столь полным и всеобщим, как этого хотелось Эхнатону. Хотя имена старых богов были преданы полному забвению в его столи­це, посвященные им памятники встречаются и после 1353 г. до н. э. даже в таком крупном центре, как Мемфис, и тем более в мелких городах, до которых не доходили руки центральной вла­сти. Запрет почитать старых богов был непонятен простым егип­тянам, привыкшим видеть в них залог стабильности страны, и должен был вызвать протест у значительной части элиты. Поэ­тому после смерти не оставившего сыновей Эхнатона уже его зять и преемник Семнехкара (1348-47 гг. до н. э.) восстановил через некоторое время культы Амона и других старых богов; а при сле­дующем царе, другом зяте Эхнатона, Тутанхатоне («Живой образ Атона»; 1347-1338 гг. до н. э.), царский двор покинул Ахетатон и почитание Атона прекратилось. Старым богам было возвращено их прежнее положение. Царь переименовал себя в Тутанхамона («Живой образ Амона»), а его жена, дочь Эхнатона, стала зваться Анхесенпаамон («Живет она для Амона»).
Тутанхамон воцарился лет девяти от роду: формальностью был даже его брак с дочерью Эхнатона и тем более его участив в государственных делах. Реальными правителями Египта при нем были прежний верховный жрец Атона Эйе и главный военачаль­ник Эхнатона Хоремхеб. Они оставили в силе те элементы его пре­образований, которые реально укрепляли египетское государ­ство. Чтобы прежнее влияние жречества Амона-Ра не было вос­становлено, столица Египта переносится из Ахетатона не в Фивы, а в Мемфис. Сохранили свое положение при дворе выдвинувшие­ся при Эхнатоне незнатные служилые люди.
Тутанхамон умер, едва достигнув двадцати лет, ок. 1338 г. до н. э. Его вдова Анхесенпаамон, брак с которой стал теперь самым верным путем к престолу, попыталась сохранить за собой реаль­ное политическое влияние, предложив хеттскому царю Суппилулиуме I женить на ней одного из своих сыновей. Хет­тский царевич Цаннанца действительно отправился в Египет, но был убит египетской знатью, а Анхесенпаамон пришлось всту­пить в брак с Эйе, тем самым ставшим последним царем XVIII ди­настии (1338-1334 гг. до н. э.). Несмотря на свое прошлое верхов­ного жреца Атона, Эйе постарался приписать и себе долю участия в свертывании амарнских религиозных преобразований, заявив в одной из надписей: «Я уничтожил зло. Теперь каждый может мо­литься своему богу». Суппилулиума, однако, в ответ на убийство Цаннанцы двинулся против египтян и полностью изгнал их из Азии. Война с хеттами выдвинула на первый план командующего египетской армией Хоремхеба, сместившего Эйе и ставшего сле­дующим царем (1334-1306 гг. до н.э.).

XIX династия

Хоремхеб происходил из знати небольшого городка Хут-не- сут в Среднем Египте и по своему жизненному пути был близок к служилым людям, роль которых усилилась накануне и во время амарнской эпохи. Ок. 1325 г. до н. э. он совершил глубокий рейд по Восточному Средиземноморью, дойдя до Евфрата, однако не смог закрепиться там. Вскоре он был вынужден заключить с хетт­ским царем Мурсили II мирный договор, по которому за Египтом в Азии оставался только Синай, и обратился к укреплению армии и государства.
Преемником Хоремхеба и первым царем XIX династии (1305- 1197 гг. до н. э.) стал Рамсес I — уже очень пожилой верховный сановник своего предшественника, возведенный им в соправите­ли (1306 г. до н. э.). Вскоре его сменил сын Сети I (1304-1290 гг. до н. э.), выступивший против нового хеттского царя Муваталли. В 1303 г. до н. э. Сети вернул Египту Палестину, а в двух следую­щих походах захватил Финикию и южно-центральную Сирию, одержав победу над хеттами к северу от Кадеша в долине р. Оронт. Кроме того, он воевал в Ливии и Нубии, действуя с крайней же­стокостью: в Карнакском храме он неоднократно изображен при­носящим пленных в жертву богу Амону. При Сети I и его сыне и соправителе Рамсесе II (1290-1224 гг. до н. э.) окончательно под­верглась проклятию амарнская эпоха: имена царей от Эхнатона до Эйе были вычеркнуты из династических списков, а годы их правления причислены к царствованию Хоремхеба, Ахетатон окончательно покинут, его постройки разобраны, а об Эхнатоне стали говорить не иначе как о «преступнике из Ахетатона».
Рамсес II, проведя централизацию ресурсов храмовых хо­зяйств под властью царя, продолжил войну с Муваталли. В1286 г. до н. э. он совершил против хеттов крупный поход, о событиях ко­торого подробно рассказывает поэтическое произведение, создан­ное писцом Пентауром. Началом решающего столкновения с ними должен был стать захват крепости Кадеш на Оронте. Передовая часть египетской армии, возглавляемая самим Рамсесом, была хитростью завлечена в ловушку, отрезана от дру­гих подразделений и атакована близ Кадеша. Попав с остатками своего отряда в окружение, Рамсес уцелел благодаря своей лич­ной храбрости, а также своевременному появлению подкрепле­ния, ударившего по хеттскому кольцу с внешней стороны. Хотя поле боя осталось за египтянами, они были вынуждены отступить (возможно, заключив перемирие), а Муваталли, продвигаясь им вслед, занял всю Сирию.
С 1283 г. до конца 1270-х гг. до н. э. Рамсес II воевал на терри­ториях Палестины, Южной Сирии, Финикии и Заиорданья, то возвращая их под свою власть, то вновь теряя. Главным соперни­ком Египта оставалось Хеттское царство, которое также тяготи­лось затянувшейся войной (тем более что ему угрожало усиление Ассирии). В итоге ок. 1270 г. до н. э. по инициативе хеттского царя Хаттусили III Египет и Хеттское царство заключили мир­ный договор. За Египтом признавались права на Палестину, боль­шую часть Финикии и меньшую — Южной Сирии; все террито­рии к северу от этих стран считались владениями хеттов. Между Египтом и Хеттским царством был заключен не только мир, но и союз с обязательством взаимопомощи (оно действительно вступи­ло в силу при преемнике Рамсеса II Мернептахе, когда во время голода у хеттов египтяне отправили им хлеб). В 1257 и ок. 1247 гг. до н. э. союз был подкреплен браками Рамсеса II и дочерей Хаттусили. В восточной части дельты Нила Рамсес выстроил но­вую столицу Пер-Рамсес (библейск. Раамсес, в строительстве ко­торого якобы участвовали евреи во времена египетского плена; совр. Кантир).
Правление Рамсеса И, который дожил примерно до 87 лет, было по египетским меркам очень долгим и запомнилось на мно­гие века (так, Геродот передает в своем труде рассказы египтян о царе Рампсините). Долгое время его наследником был один из старших сыновей Хаэмуас — верховный жрец мемфисского бога Птаха, оставивший по себе память мудреца и искусного чародея (позднеегипетские сказания о Сатни-Хаэмуасе). Однако он не до­жил до смерти своего отца, и преемником Рамсеса II, вступившим на престол уже немолодым человеком, стал его тринадцатый сын Мернептах (1224-1214 гг. до н. э.).

Общество Нового царства

В своей принципиальной основе общественные отношения в Египте Нового царства мало изменились по сравнению со Средним царством. Как и прежде, не было сельской общины, и все трудо­вое население Египта подвергалось эксплуатации со стороны го­сударства. Сохранилась система государственного распределения работников (это «люди семдет» — термин, равнозначный поня­тию «царские люди» в эпоху Среднего царства и обозначающий прежде всего наименее квалифицированную рабочую силу, и «мастера» — квалифицированные ремесленники, обладавшие большей самостоятельностью) по трудовым разрядам.
Государственное хозяйство Египта, переживавшее период де­централизации в эпоху Среднего царства и особенно во II Переходный период, вновь стало единым: конечно, обширные угодья в его составе могли выделяться в бессрочное пользование вельможам и храмам, но все же контроль за этими условными владениями со стороны центральной администрации, особенно после амарнского периода, стал намного прочнее. Земледельцы в угодьях, принадлежавших государству или розданных им в условное владение, вели собственное хозяйство на выделенных им участках земли, уплачивая при этом часть урожая в виде рен­ты.
Новым явлением стал приток в Египет чужеземной рабочей силы в большем масштабе, чем когда-либо ранее. Чужеземцы ста­новились добычей либо в целом армии, ведущей войну (это проис­ходило, например, при взятии крупных городов и захвате сосре­доточенных в них войск и их населения; в этом случае уведенные в Египет пленные попадали в состав «людей семдет», составляя в рамках этого слоя особую группу чужеземцев), либо отдельных воинов. Кроме того, пленные могли быть пожалованы воинам ца­рем в качестве награды за их доблесть. В этом случае пленные ста­новились рабами, трудившимися в хозяйствах получивших их воинов или обслуживавшими их дома: по-видимому, именно воз­можность приобретения подобным образом рабов и побуждала многих рядовых египтян стремиться участвовать в военных кам­паниях. Во всяком случае, по общему мнению исследователей, Новое царство становится временем очень широкого распростра­нения в Египте рабовладения (хотя важнейшей формой эксплуа­тации была все же рента, взимаемая с занятых в земледелии «лю­дей семдет»).
О значении в египетском обществе Нового царства зависимых от царя незнатных служилых людей (включая и представителей слоя немху), которое стало расти со времени Аменхотепа III, уже говорилось. Кроме того, в отличие от предшествующих эпох, вли­ятельным и многочисленным слоем общества становится армия. При распределении работников по профессиям на смотрах в ар­мию отбиралось до 10% юношей, достигших зрелости; разумеет­ся, при этом первостепенное значение придавалось их физиче­ским данным. Не похоже, чтобы египетские юноши стремились избежать этой участи: профессия воина сулила и материальные выгоды от добычи, и полную приключений жизнь за пределами раз и навсегда устоявшейся структуры египетского общества.
Показательно, что в поучениях, которые адресуются в эпоху Нового царства юношам, получающим квалификацию писцов, появляется новый мотив: в них описывается не только непривле­кательность трудовых занятий «людей семдет» (как в среднееги- петском «Поучении Хети своему сыну Пепи»), но и мнимая при­влекательность жизни воина, в которой подчеркиваются лише­ния, связанные с военной подготовкой и казарменным бытом.
Появление этого мотива создает впечатление, что в эпоху Нового царства многие будущие писцы стремились оставить свою про­фессию, казавшуюся им (особенно на этапе обучения) слишком скучной, и «бежать на войну». Со времени XIX династии в еги­петской армии, помимо уроженцев страны, все большую роль играют иноземные наемники (ливийцы, т.н. шердены и др.), очень часто жившие особыми поселениями на предоставленных для этого царем землях.

Первая волна нашествия «народов моря».
Конец XIX династии

Во второй половине XIII в. до н. э. в Европе происходили мас­штабные этнические процессы, вызвавшие миграцию жителей Балканского полуострова и бассейна Эгейского моря в Центральное Средиземноморье (Италия и сопредельные с ней острова), на запад и юг Малой Азии, на Кипр и в Африку, вклю­чая Египет (воспоминанием об этом в греческой мифоэпической традиции стало предание о походе Геракла на Египет).
Ок. 1219г. до н.э., при фараоне Мернептахе, на западную границу дельты Нила обрушивается нашествие ливийцев, вместе с которыми шли пресловутые обитатели средиземноморских стран (т.н. «народы моря»): в их египетских обозначениях угады­ваются наименования ахейцев (греков), ликийцев и этрусков (т.е. обитателей Западной Малой Азии), возможно, позднейших жите­лей Сицилии и Сардинии (егип. шердены). Это вторжение с запа­да было отражено не без труда; возможно, с этими же переселени­ями народов связаны и войны, которые Мернептах был вынужден вести примерно в то же время в Южной Палестине. Несмотря на успех Египта в борьбе с чужеземными нашествиями, связанные с этим усилия надломили его мощь. Вскоре после смерти Мернептаха в Египте появляются сразу два царя, правящие на се­вере (Сети II; ок. 1214-1209 гг. до н. э.) и на юге (Аменмессу, ок. 1213-1210 гг. до н.э.). Преемники Сети II Саптах и царица Таусерт на некоторое время (ок. 1209-1200 гг. до н. э.) восстано­вили единство страны, но затем началась смута, в ходе которой на престоле оказался чужеземец-сириец по имени Ирсу (сер. 1190-х гг. до н.э.). Прекратил смуту, «очистил» оскверненный пребыванием Ирсу египетский престол и сам занял его Сетнахт (1192-1190 гг. до н. э.), ставший основателем последней для эпо­хи Нового царства XX династии (1192-1075 гг. до н. э.).

Вторая волна нашествия «народов моря». Рамсес III (1190-1159 гг. до н. э.)

Сыну Сетнахта Рамсесу III пришлось вновь отражать нападе­ние «народов моря» на дельту Нила ок. 1185 г. до н. э. (когда од­новременно с ними в Египет пытались вторгнуться и ливийцы) и в 1183 г. до н. э. До этого на северо-западе Малой Азии происхо­дило противостояние ахейских греков и местного политического образования Вилуса (откуда греч. Илион), отразившееся в грече­ском эпосе как Троянская война. В тесной связи с ней от берегов Эгеиды началось движение новой волны «народов моря» (как балканцев, так и обитателей Западной Малой Азии) на восток; в числе членов этой коалиции, помимо некоторых племен, с кото­рыми имел дело еще Мернептах, тексты Рамсеса III упоминают пеластов, или филистимлян (позднее осевших на побережье Палестины), данайцев, т.е. ахейских греков, и текеров — вероят­но, тевкров, жителей Троады.
Пройдя вдоль восточных берегов Средиземного моря и уни­чтожив по пути Хеттское царство, «народы моря» обрушились на Египет. Рамсесу III удалось справиться с ними ценой немалых усилий (в частности, массового внедрения в вооружение египет­ских воинов принятых у «народов моря» металлических доспе­хов, что, при скудости естественных ресурсов Египта, должно было потребовать большого напряжения экономики). Возможно, эти усилия и послужили в итоге толчком к упадку единого госу­дарственного хозяйства, существовавшего в Египте на протяже­нии Нового царства.
Благоприятным для Египта следствием второй волны наше­ствия «народов моря» стало уничтожение в ходе их миграции его главного соперника в Азии — Хеттского царства. При Рамсесе III египтяне в последний раз за эпоху Нового царства занимают берег Восточного Средиземноморья вплоть до Северной Сирии.
Описание войн и иных деяний Рамсеса III в т.н. «Большом па­пирусе Харрис» очень примечательно тем, как в нем сформулиро­вана общая цель его правления: «Покрыл я всю землю… садами… и позволил народу отдыхать в их тени… Дал я пребывать в празд­ности войску и колесничным в мое время… не испытывали они страха, ибо не было мятежей в Сирии и схваток в Куше… Их луки и их оружие мирно покоились на складах, тогда как они насыща­лись и пили с радостью». Иными словами, правитель Египта (и это, несомненно, относится не только к Рамсесу III, но и к его предшественникам и преемникам) видит смысл своей деятельно­сти прежде всего в обеспечении благополучия страны. При этом,
несмотря на то что в эпоху Нового царства царь и его воины гор­дятся своими подвигами, они исходят из того, что обычный сред­ний человек, даже сделавший военное ремесло профессией, не является прирожденным героем, а испытывает естественный страх перед смертью. Таким образом, задача царя видится в под­держании такого положения страны, при котором никто из под­данных — в т.ч. и воинов — не будет обречен на преждевремен­ную смерть.

Конец Нового царства

Рамсес III был последним выдающимся правителем эпохи Нового царства. Однако уже на протяжении его правления начи­нается колоссальное обогащение храмов и, по-видимому, обрете­ние ими самостоятельности от государства (именно из перечисле­ния даров царя в их пользу состоит в основном «Большой папирус Харрис», достигающий в длину ок. 40 м.). После Рамсеса III Египтом правят еще 8 фараонов, которые неизменно носят (воз­можно, как своего рода оберег) имя «Рамсес». На протяжении их правления Египту приходится не раз отбиваться от новых нападе­ний ливийцев и азиатов; царская власть постепенно слабеет, и все большее влияние переходит к жречеству и правителям отдель­ных номов, которые опираются на ресурсы местных храмов, при­обретших самостоятельность от центральной власти. К началу XI в. до н. э. одной из самых влиятельных сил в стране становится жречество бога Амона в Фивах, сосредоточившее в своих руках контроль над южными областями Египта (притом что царский двор остается в Нижнем Египте). Ок. 1075 г. до н. э., после смерти последнего фараона XX династии Рамсеса XI, Египет распадается на две части — Фиванскую область, где к власти приходит при­своивший себе некоторые царские регалии верховный жрец Амона Херихор, и объединившее Средний и Нижний Египет госу­дарство с центром в г. Танис (совр. Сан-эль-Хагар в восточной дельте Нила). Таким образом, единое государство эпохи Нового царства прекращает свое существование.

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal