Главы и разделы
Восток: I II III IV V VI VII VIII IX X XI Греция: I II III IV Рим: I II III IV V
ВОСТОК
ГЛАВА IX
Иран и Средняя Азия в древности
- 1. Природа и население
- 2. Древнейшая цивилизация Ирана. Элам
- 3. Древние арии и их переселения на юг. Общество и культура древних ариев
- 4. Иран в первой половине I тыс. до н. э. Мидийская держава
- 5. Мировая держава Ахеменидов
- 6. Культура и мировоззрение Древнего Ирана. Зороастризм
Природа и население
В древности Ираном (от «Ариана», «страна ариев») именовалось географическое единство, включавшее совр. Иран, части Пакистана, Афганистана и юг Средней Азии. Оно было ограничено Загросом на западе, Армянским нагорьем на северо-западе, Туркмено-Хорасанскими горами и Копет-дагом, Каракумами, Кызылкумами, Сырдарьей, Памиром и бассейном Инда на востоке. Центральное место здесь занимало Иранское нагорье, большую часть которого составляют жаркие бесплодные и пустынные районы. Для земледелия лучше всего подходила Сузиана (совр. Хузестан) — область крупных рек Керхе и Карун на юго-западе Ирана. Хребты на территории современного Афганистана были источником многих металлов и минералов, в том числе лазурита, очень ценившегося на Древнем Востоке. К северо-востоку от Иранского нагорья лежит Туранская низменность, которую рассекали Амударья с ее золотоносным притоком Зеравшан и Сырдарья, а также периодически пересыхающий, но в древности, как правило, функционировавший Узбой — ответвление Амударьи, впадающее в Каспий. К востоку от Иранского нагорья лежат бассейны рек Мургаб, Теджен-Герируд и Гильменд. Вдоль всех перечисленных рек цепочкой тянутся пригодные для земледелия оазисы, особенно богатые в междуречье Амударьи и Сырдарьи.
В древнейшие времена в западном Иране жили неиндоевропейские племена, из языков которых хорошо известен только эламский (язык племен юго-западного Ирана), обнаруживающий родство с языком дравидов. По-видимому, в V-IV тыс. до н. э. племена эламо-дравидской группы заселяли все огромное пространство Ирана, Средней Азии и северо-западной Индии.
С IV тыс. до н. э. степи, лежащие к северу от Кавказа и Средней Азии, занимали индоевропейцы индоиранской группы — древние арии. Во II тыс. до н. э. индои широко расселяются на территории древнего Ирана, причем к концу тысячелетия большую часть ее занимают носители языков иранской ветви этой группы, в то время как индоязычные арии сместились дальше на восток, в Индостан. В течение первой половины — середины I тыс. до н. э. большая часть жителей Ирана была ассимилирована ираноязычными племенами.
Древнейшая цивилизация Ирана. Элам
К государственности на территории Ирана первыми перешли племена страны Элам, чьими крупнейшими центрами были Сузы на западе, в долине Керхе, и Анчан на востоке (современный Тепе-Мальян в Фарсе). Завершающий импульс государствообразованию у эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие колонию в Сузах. В это время эламиты овладели письмом, а изгнав шумеров, создали собственное государство, быстро подчинившее почти все Иранское нагорье (нач. III тыс. до н. э.).
Внешние владения эламитами были утрачены уже через несколько веков, но собственное этнополитическое единство и государственность они удержали на тысячелетия. Элам представлял собой федерацию нескольких владений, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Столицей обычно являлись Сузы. Постоянными противниками Элама были государства Месопотамии, причем если могущественные общемесопотамские империи (державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы) быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в эпохи хозяйственного и политического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.
Основными ячейками эламского общества были большесемейные общины с коллективным землевладением и землепользованием, постепенно распадавшиеся с выделением мелких частных хозяйств. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства. Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей — жадными до месопотамских богатств грабителями-горцами.
К сер. III тыс. до н. э. процессы государствообразования охватили всю территорию Ирана, и он оказался покрыт десятками номовых царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг с другом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидской общности). В совокупности все эти царства образовали особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между соседними такими же ойкуменами — месопотамской и индской; эти три мира составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине — второй половине III тыс. до н. э.
Из этнополитических образований Ирана той эпохи помимо Элама следует упомянуть Аратту в центральном Иране, известную своими контактами с Шумером, особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники т.н. «астрабадской бронзы» (предположительно это были племена каспиев, по которым еще в глубокой древности получило свое имя Каспийское море), племенные объединения кутиев и луллубеев в горах Загроса, могущественное царство Варахше в Юго-Восточном Иране, контролировавшее все территории между Эламом и зоной Индской цивилизации, и, наконец, область археологической традиции Анау — Намазги на северо-востоке Ирана (страна Харали в месопотамских источниках). Территории, лежавшие далее на восток, входили в орбиту культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.
В XXIII в. до н. э. западная и южная часть древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись натиску Аккадской державы и временами признавали ее верховное владычество. Держава III династии Ура в XXI в. до н. э. ценой многократных военных походов установила временный контроль над западно-центральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны привел к гибели саму Урскую державу. Эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен ее последнего царя Ибби-суэна (2003 г. до н. э.). Ок. 1775-1765 гг. до н. э., при царе Сивепалархухпаке, Элам, вмешавшись в междоусобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество над почти всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским. В это время эламиты проникли и за Евфрат: объединенная эламо-месопотамская армия под командованием эламского династа Кутир-Лагамара совершила туда вылазку вплоть до Заиорданья (воспоминание о которой уцелело в Библии, Быт.14). Однако уже в 1764 г. до н. э. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.
В XVIII-XVII вв. до н. э. древнейшая ойкумена Ирана была разрушена массовым переселением индоевропейцев-ариев (индо- иранцев) и вызванными их натиском цепными смещениями самого иранского населения; эта же цепь переселений погубила, на своем излете, Индскую цивилизацию. Тогда была полностью уничтожена североиранская культурная общность «астрабадской бронзы»; бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (середина — третья четверть II тыс. до н. э.) привела к тому, что из старых царств уцелел один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана пришельцы-арии частично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные местности, где они в качестве племенных реликтов существовали еще много столетий до окончательной иранизации.
Элам в конце II тыс. до н. э. переживает новую пору расцвета: в конце XIII в. успешно вторгается в касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н. э. совершенно опустошает и частично оккупирует ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок. 1205-1075 гг. до н. э.). В это время он в наибольшей степени приближается к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I так разгромить эламитов у Дера (ок. 1115 г. до н. э.), что Элам на триста лет исчезает из месопотам- ских источников, а к середине XI в. до н. э. вновь распадается.
Новое общеэламское царство возникло только ок. сер. VIII в. до н. э. и никогда не могло вполне преодолеть раздробленность страны. Его внешняя история представляет собой почти непрерывные войны с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, протекали в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. — катастрофически для Элама. В итоге ок. середины VII в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны — Анчан, а в 644 г. Элам был временно аннексирован Ассирией. Затем, в пору кризиса Ассирии, ок.624 г. до н.э., Эламское царство было восстановлено, однако вскоре должно было признать верховную власть мидян, затем потеряло под ударами Навуходоносора II Вавилонского Сузиану, а в 549 г. до н. э. было превращено Киром Великим в сатрапию Персидской державы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности. Иранизация эламитов, однако, произошла не ранее рубежа эр, а остатки их сохраняли родной язык вплоть до X в.н. э.
Древние арии и их переселения на юг.
Общество и культура древних ариев
С конца II тыс. до н. э. и по сей день население Ирана и Индии в большинстве своем этнически происходит от особой ветви индоевропейцев — носителей языков индоиранской группы индоевропейцев, делящейся, в свою очередь, на две подгруппы — иранскую й индоарийскую. К концу III тыс. до н. э. индоиранское этноязыковое единство еще существовало и занимало пространство степей, тянущихся от Дуная до Алтая через Северное Причерноморье и современный Казахстан.
В конце III — начале II тыс. до н. э. внутри этого единства обособились друг от друга протоиранская и протоиндоарийская племенные общности. Общим самоназванием их было «арии» (доел, «ритуально чистые, лучшие люди»). Древние арии этого времени были скотоводами, стоявшими на предгосударственной стадии развития. В течение II тыс. до н. э. они несколькими волнами расселились на юг, заняв территории Ирана и Северной Индии; при этом следует думать, что иранцы попали в Иран скорее через Кавказ, чем из Средней Азии. Более подробную картину их переселений можно воссоздать только гипотетически. По-видимому, в нач. II тыс. до н. э. предки индоариев расселялись в западной части степей, в Предкавказье (где в то время господствовала ката- комбная культура), а предки ираноязычных племен — на востоке. Судя по «Авесте», священной книге зороастрийцев, изначально известный иранцам мир простирался от Волги через степи до Амударьи и Алтая; это огромное пространство делилось на семь частей, центральной из которых была Хванирата — родина самих иранцев.
В XVIII-XVII вв. до н. э., как показывают данные раскопок, происходит массовое смещение племен через Кавказ на юг, по маршруту Предкавказье — Северный Иран — далее на восток вплоть до Инда. Решающую роль в этом переселении сыграли, по- видимому, протоиндоарии Предкавказья; на своем пути они разоряли аборигенов Ирана и гнали их перед собой; те, смещаясь на восток, теснили друг друга и вызывали новые цепные переселения. В итоге возникла полоса индоарийского расселения, простиравшаяся от Кавказа через северо-центральный Иран и Афганистан до рубежей Индии, которых достигли передовые отряды индоарийской миграции.
По дороге некоторые группы индоариев отстали от основного потока; в частности, одна из них попала на Армянское нагорье и поселилась на Верхнем Евфрате, у рубежей Верхней Месопотамии, где ее и фиксируют под названием « воины манда » переднеазиатские источники XVIII-XVII вв. до н. э. (в науке они известны как переднеазиатские арии). Отсюда арии-манда, вступая в симбиоз с хурритами, глубоко проникают в Переднюю Азию. За верхнеев- фратской областью ариев сохранилось название Манда, и правивший ею много веков спустя армянский княжеский род назывался по ней Мандакуни. Другая часть индоариев так и осталась в Предкавказье и существовала там еще в античную эпоху (как показали исследования О.Н.Трубачева, реликтовыми индоариями были хорошо известные по античным источникам синды и меоты).
В результате во второй четверти — середине II тыс. до н.э. зона протоиндоарийского расселения лежит в основном к югу от линии Кавказ — Каспий, а протоиранская — к северу от этой линии. В это время их языки и разошлись окончательно. Для степи это время существования двух главных археологических культур — многоваликовой в степях к западу от Урала — Волги и ан- дроновской на территории Казахстана; последнюю надо приписывать общеиранскому этнокультурному единству.
В XVI/XV-XIV вв. до н. э. происходит второе крупное переселение древних ариев примерно по тому же циркумкаспийскому маршруту, что и первое: андроновские племена продвигаются из- за Волги на запад и, смешиваясь с местными племенами, образуют здесь особую срубную культуру (в то время как к востоку от Волги продолжается собственно андроновская традиция). Одновременно ираноязычные племена распространяются из-за Кавказа в северо-западный и северный Иран (приносдс собой начало железного века в Иране и характерную серую керамику), а оттуда — на восток вплоть до позднейшей Бактрии (само название которой означает по-ирански «восточная страна», так что сюда иранцы пришли с запада) и долины Амударьи. Вероятно, именно под их постепенно усиливающимся давлением индоарии и смещаются в Северную Индию в XIV-XIII вв. до н. э. В Иране индоарии были в основном вытеснены или ассимилированы своими пришлыми ираноязычными родственниками, хотя на стыке их ареалов сохранялась широкая полоса чересполосного иранско- индоарийского существования и симбиоза.
В итоге этого второго цикла арийских миграций расселение ираноязычных племен приняло следующий вид, сохранявшийся в общих чертах в конце II — начале I тыс. до н.’э. К востоку от Урала и Волги обитали носители андроновской культуры — предки скифо-сакских племен, известных прежде всего по античным данным, и племен «тура», о которых повествует «Авеста». К западу от Урала и Волги обитали носители срубной культуры, которых греки обобщенно именовали киммерийцами. Большая часть западно-центрального и северного Ирана была занята общностью, из которой позднее вышли мидийские и персидские (западноиранские)племена.
В регионе Амударьи — Хильменда обособилась группа племен, известная в науке под названием авестийских ариев (сами себя они называли «арья», свою территорию — Арйанам-Вайджа, т.е. «Простор Ариев», и Арйошайана, т.е. «Страна Ариев»). Именно с ними происходили события, отраженные в «Авесте», ядро которой формировалось в их же среде. Авестийские арии были потомками передовой части того же миграционного потока, основная часть которого, оставшаяся в центральном Иране, была представлена мидо-персидскими племенами. Однако авестийские арии, продвигаясь на восток, оторвались от своих западноиран- ских родственников и оказались отделены от них областями юго- восточного Прикаспия с аборигенным неиранским населением и соляной пустыней Дешт-и-Кевир. Это не позволяло авестийским ариям поддерживать контакт с ираноязычными племенами плато, и в следующие века их история развивалась двумя независимыми потоками.
В результате постепенной ассимиляции аборигенного населения Ирана ираноязычными племенами все пространство между Тигром, Индом и Амударьей около середины I тыс. до н. э. стало именоваться Арйана. Поздней формой этого слова и является современное Иран.
Для ранних иранских обществ характерно одно и то же, восходящее к общеиндоиранской практике деление на три наследственных сословия — жрецов, воинов и рядовых общинников — скотоводов и земледельцев. В племенных союзах подобные роли часто играли целые племена: так, в союзе мидян жреческие функции были монополизированы племенем магов (откуда пошло европейское значение этого слова).
Согласно религиозным представлениям индоиранцев боги четко делились на два класса — дайвы и ахуры (индийск. асуры), в какой-то мере противопоставленные друг другу (такое деление известно во многих мифологиях, в том числе шумеро-аккадской). К концу II тыс. до н. э. у индоариев, а независимо от них и у иран- j цев это деление было осмыслено как ценностное: боги одного из классов стали рассматриваться как «добрые» (распространяющие радость, жизнь, созидание), а другого — как «злые» (насаждающие смерть, страдания и разрушения). При этом иранцы расценили ахур как добрых богов, а дайвов — как злых, а индоарии — наоборот. Соответственно, наиболее могущественные и однозначно благодетельные боги зачислялись разными народами в разные категории (например, Митра, бог Солнца, у иранцев относился к ахурам, у индоариев — к дайвам).
Иран в первой половине I тыс. до н. э.
Мидийская держава
Первая половина I тыс. до н. э. была временем нарастающей иранизации аборигенного населения и на западе, и на востоке. На основе взаимодействия пришлых иранцев с местными кутийско- каспийскими племенами к началу IX в. до н. э. в долине р. Кызыл- Узен и сопредельных областях сложился мидийский союз племен, занимавший центр ареала ираноязычных племен нагорья. Области прочих этих племен, живших к западу, югу и востоку от мидян, получали поэтому названия от иранского корня «парс» (доел, «бок»), т. е. «окраинная земля»: Парсуа в долине р. Дияла, Парса-Персия, лежавшая при Загросе, между Мидией и Эламом (именно ее население вошло в историю под именем персов), и Парта-Парфия в предгорьях Копетдага.
История мидян и всего Западного Ирана в течение нескольких веков сводилась в основном к обороне от ассирийских нашествий. В 834-788 гг. до н. э. ассирийские войска систематически вторгались на территорию мидян; к концу этого периода, при Семирамиде (Шаммурамат) и Ададнерари III (810-783 гг. до н. э.) Ассирии покорялись все земли региона вплоть до Каспия и Дешт-и-Кевира. Лишь резкое ослабление Ассирии под ударами Урарту привело к быстрому освобождению мидян. Новая череда ассирийских походов (744-713 гг. до н. э.) привела к вторичному включению Мидийского союза и соседних областей в Ассирийскую державу, причем на это раз уже в виде провинций.
На востоке, при Амударье — Хильменде, в начале I тыс. до н. э. сложилась ранняя держава авестийских ариев. Ее цари носили титул «кави» (первоначально— верховный жрец, руководитель общинного культа и тем самым всей общины). Оседлые авестийские арии принуждены были вести постоянные войны против совершавших на них набеги с севера кочевников тура, потомков андроновских племен. Воспоминания о царях авестийских ариев (т.н. «кейанидах») и их борьбе с тура образуют один из важнейших содержательных пластов «Авесты». «Линия фронта» этой борьбы, пролегавшая между Амударьей и Сырдарьей, известна археологически как граница между южным и северным вариантами раннежелезного века Средней Азии. Авестийские арии направляли свои походы и на запад, против неиндоевропейских аборигенов юго-восточного Прикаспия, но не добились здесь успеха; в конце концов эти области были иранизированы со сто-роны нагорья.
Резкую грань в истории и запада, и востока Ирана образовало 1 цепное переселение степных кочевых иранцев, начавшееся около Я третьей четверти VIII в. до н. э. Эпицентром его стали районы Я Алтая и Тянь-Шаня. В ходе этих миграций кочевники-тура раз- Я громили державу авестийских ариев, распавшуюся на несколько 1 осколков (крупнейшим из них было Бактрийское царство, счи- Я тавшееся в VI в. до н. э. одной из великих держав Азии). Но и 1 сами тура навсегда исчезли из истории, смененные новой, скифо- 1 сакской волной ираноязычных кочевников.
Племена с восточной окраины степного ираноязычного ареала, обобщенно именующиеся у греков скифами, а у персов саками, устремились оттуда на юго-запад, в Среднюю Азию, и на за- 1 пад — за Волгу и на Кавказ, сами иногда раскалываясь по дороге. К их числу относились в первую очередь собственно скифы (так 1 называемые «скифы царские» или просто скифы у Геродота) и массагеты. Группа скифов, о которой сообщает Геродот, пересекла Волгу и, обрушившись на местные ираноязычные племена, известные как киммерийцы, заставила их часть уйти на юг от ‘ Кавказа (ок. 720 г. до н. э.), а остальную подчинила, добившись доминирования в Северном Причерноморье и Предкавказье, после чего все ираноязычные кочевники этого региона стали обобщенно именоваться по новой доминирующей силе скифами. Киммерийцы, ушедшие в Переднюю Азию, держались в Западном Закавказье и восточной Малой Азии около 80 лет, опустошая своими набегами Анатолию от Урарту до Эгейского моря и нападая на границы Ассирии.
Ок. 680 г. до н. э. часть предкавказских скифов перевалила Кавказ и основала собственное царство на северо-западном рубеже Ирана; население этого царства было позднее известно Геродоту как «прямошапочники», в то время как некие «прямо- шапочные саки» — т.е. ветвь той же самой племенной группы скифов, о которой повествует Геродот, — фиксируются надписями Ахеменидов на территории Средней Азии (куда они, как видно, попали, отделившись от основного маршрута своей племенной группы, описанного у «отца истории»). Массагеты заняли степи между Каспием и Аралом, включая бассейн Узбоя.
Появление Скифского царства на северо-западе Ирана угрожало ассирийскому могуществу и дало импульс к новому витку политогенеза у мидян. Уже в 673 г. до н. э. мидяне, подвластные Ассирии, с помощью скифов этого царства свергли ассирийское господство и сформировали самостоятельное государство со столицей в Экбатанах. Первым его царем стал Хшатрита (ок. 673- 653 гг. до н. э.). Скифы, однако, неожиданно заключили союз с Ассирией, и когда Хшатрита в 653 г. напал на нее, угрожая Ниневии, разгромили его и подчинили Мидию своей власти, после чего стали главной силой на севере Передней Азии. В следующее десятилетие они контролировали большую часть Закавказья, опустошали набегами Урарту и большую часть Малой Азии, где победили и почти полностью уничтожили киммерийцев (643 г. до н. э.), а затем обратились против самой Ассирии и безнаказанно разорили ее западные провинции (630-е гг.).
В это время скифам никто не мог противостоять на всем Ближнем Востоке, однако это могущество оказалось эфемерным: в 625 г. до н. э. вожди скифов были истреблены взбунтовавшимися против них местными предводителями. Впоследствии этот подвиг обычно приписывался Хувахштре (греч. Киаксар), правителю Мидии.
Все покоренные скифами страны немедленно обрели независимость, и больше всех от этого выиграла Мидия: Киаксар (правил как независимый царь в 625-585 гг. до н. э.) организовал новую регулярную армию, заменив ею былое племенное ополчение, и приступил к широкомасштабным завоеваниям, сходу подчинив большую часть Иранского нагорья, в том числе Персию и Элам. Ассирия, заклятый враг мидян, в это время все больше увязала в войне с восставшей против нее Вавилонией; Киаксар вмешался в эту войну, в 615 г. до н. э. напал на Ассирию, а затем заключил антиассирийский союз с вавилонянами и разрушил древнюю столицу Ассирии — Ашшур. К 605 г. до н. э. Ассирия была полностью уничтожена, а ее территория поделена между Вавилонией и Мидией (присоединившей северную полосу Верхней Месопотамии, в том числе область Ниневии и крупнейший город Верхней Месопотамии — Харран). Одновременно Киаксару покорились государства Армянского нагорья, в т. ч. Скифское царство, Урарту и древнеармянское государство Армина.
Разделив ассирийское наследство, Вавилония и Мидия вскоре оказались на грани войны. В 590-х гг. до н. э. вассал Мидии — царь Элама — напал на Вавилонию, но был разгромлен Навуходоносором, захватившим Сузиану. Однако продолжения этот эпизод не имел: Вавилония втянулась в войну с Египтом, а Мидия — с Лидией (Лидия попыталась, воспользовавшись этим напряженным моментом, оспаривать у Мидии влияние на Армянском нагорье, укрыв орду скифов, взбунтовавшихся против Киаксара, и заключив союз с Арминой; Киаксар немедленно ответил войной). Кровопролитная мидо-лидийская война (590- 585 гг. до н. э.) шла с переменным успехом и завершилась сражением на р. Галис, во время которого случилось солнечное затмение (28.05.585 г. до н. э.). Обе стороны увидели в этом гибельное предзнаменование и предпочли заключить компромиссный мир и даже союз, скрепленный браком между сыном Киаксара Астиагом и лидийской царевной. Граница между державами была проведена по Галису; Мидия тем самым присоединяла Каппадокию.
Астиаг (585-550 гг. до н. э.) унаследовал огромную относительно централизованную державу (самую большую за всю предшествующую историю мира!), с хорошо организованным государственным аппаратом, включая корпорацию государственных жрецов-магов. Большая часть присоединенных территорий перешла под прямую власть мидийского престола, ее разделили на наместничества-сатрапии; лишь немногие области — Армина, Персия и Элам — были оставлены на вассальном положении. Еще в&жн66 было то, что в 613 г. до н. э. Киаксар изменил титул «царя Мидии» на «царя народов», выдвинув совершенно новую концепцию государства как мировой деспотии, где царская власть была принципиально неограниченна, универсальна, стояла над любыми национально-государственными традициями (в том числе собственного народа) и претендовала на весь мир. Эту концепцию позднее унаследовали Ахемениды.
Мировая держава Ахеменидов
В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, т.н. персов, чья область называлась Парсой (греч. Персия). В VII в. до н. э. его возглавляли наследственные вожди из рода Ахеменидов. Один из них, Кир I, воспользовавшись ассирийским разгромом Элама, в 640-х гг. до н. э. занял важнейшую эламскую область Анчан (античная Персида, совр. Фарс) и перевел туда большую часть персов; одновременно он признал себя вассалом Ассирии. Позднее Ахемениды попали в зависимость от Мидии. В 553 г. до н. э. очередной династ-Ахеменид, Кир II, объединив вокруг себя все персидские племена, поднял их на мятеж против Астиага и после трехлетней рискованной войны захватил престол Мидийской державы — отныне державы Ахеменидов.
Ее государственный строй и имперская политическая концепция не претерпели особенных изменений, лишь «имперским народом» вместо мидян стали персы (впрочем, значительная часть мидийской знати сохранила свое положение), а правящей династией — Ахемениды. Характерно, что даже три четверти века спустя, во время Греко-персидских войн, эллины обобщенно именовали население державы Ахеменидов мидянами, а сами эти войны — Мидийскими. Официальным названием всей державы стало «Царство Персии и стран», то есть в точном смысле слова это было мировое государство. Персы составляли высшую знать и были освобождены от налогов.
Кир II был безусловно харизматическим лидером, гениальным государственным строителем и полководцем, бесстрашным, динамичным и безгранично честолюбивым человеком; при этом он славился великодушием, щедростью, простотой и доступностью в общении с подданными, охотно дарил пощаду побежденным врагам. Персы еще много десятилетий спустя называли его «Отцом»: по отношению к ним он оставался в большей степени патриархальным предводителем, чем деспотом-автократом.
Захватив Мидийскую державу, Кир немедленно продолжил завоевания. В 549-548 гг. до н. э. были захвачены все бывшие владения Мидии, не доставшиеся Киру во время войны с Астиагом, в том числе Элам, в 547 г. — Лидия и вся Малая Азия вместе с прибрежными греческими городами, в следующие несколько лет — политические образования Восточного Ирана (осколки былой общности авестийских ариев), в т.ч. Бактрия с ее владениями в Согде, а также ближайшее индоарийское царство — Гандхара и страна припамирских саков хаумаварга. Границы державы были доведены до Средней Сырдарьи и Верхнего Инда.
В 539 г. до н. э. Кир двинулся в поход против Вавилонии и овладел ею без особого труда, причем ему достались и все владения покоренной державы вплоть до Средиземного моря. В 530 г. до н. э. он вернулся на восточные границы своего государства и пошел против приузбойских кочевников-массагетов, но в решающей битве потерпел полное поражение и погиб.
Его преемник Камбиз в 525 г. до н. э. завоевал Египет и подчинил соседних ливийцев и греков Киренаики. В 522 г. до н. э. началась смута: в Персии захватил власть человек, который объявил себя младшим братом Камбиза Бардией. Камбиз двинулся против него, но внезапно умер при загадочных обстоятельствах, а узурпатор был повсеместно признан царем и стал проводить политику, направленную к выгоде элиты присоединенных народов и против персидской знати — единственной силы, способной фактически ограничивать власть царя. В том же году царь был убит заговорщиками — представителями семи знатнейших родов персидской аристократии; престол получил один из них, Дарий, из младшей ветви рода Ахеменидов (Дарий I, 522-486 гг. до н. э.).
Привилегии персидской знати были восстановлены, а погибшего царя Дарий официально объявил самозванцем, мидийцем Гауматой из племени магов; настоящий же Бардия был якобы тайно убит по приказу Камбиза еще в начале правления последнего. Скорее всего это ложное утверждение: в трагедии Эсхила «Персы» узурпатора сам же Дарий называет «Бардией, опозорившим трон». Такую оценку этого правителя греки могли получить только от сторонников Дария, но тогда выходит, что и они неофициально признавали убитого Бардией!
После двух государственных переворотов за год и свержения Бардии, популярного в присоединенных странах, многие из них (а также и сама Персия) отложились от Дария и выдвинули собственных правителей. В течение года с небольшим Дарий смог подавить все многочисленные восстания, составив манифест об этом достижении, который был высечен на огромной скале (т.н. Бехистунская надпись) и в копиях разослан по всей империи.
Затем он упрочил свое положение на престоле новыми завоеваниями: в 519 г. до н. э. покорил присырдарьинских «прямоша- почных саков », через два года — долину среднего и нижнего Инда и Самос, ок. 516-515 гг. до н. э. — Фракию и Македонию с прилежащими греческими городами, впервые перенеся персидское оружие в Европу. Ок. 514 г. до н. э. Дарий с огромной армией двинулся на северо-восток от Дуная, намереваясь покорить причерноморские степи и, видимо, вернуться в Иран с востока, замкнув круг ахеменидских владений. Однако, дойдя до северного Приазовья, он был вынужден повернуть назад и едва смог вывести остатки своих войск за Дунай: воевать в бескрайних степях с неуловимой скифской конницей оказалось невозможным. Впрочем, какие-то незначительные территории севернее Дуная (на территории современной Румынии), частично населенные скифами, остались за персами, и Дарий официально хвалился покорением «заморских саков». К 500 г. до н. э. были покорены еще и кочевники-дахи («саки засогдийские») на Нижней Сырдарье и Акауфака высокогорье в верховьях Инда. Однако начавшееся восстание ионийских городов, борьба с которым завершилась успехом, но втянула персов в неудачную войну с балканскими греками, оборвало дальнейшие завоевания персов.
Во внутриполитической области Дарий провел серию административных реформ, достигших той самой цели, которой Бардия пытался добиться, ограничивая и преследуя персидскую аристократию, — поставить царскую власть неизмеримо выше нее. Он избрал иной путь: сохранил за персами их старые привилегии, но существенно увеличил прочность и ресурсы самой царской власти. Царь организовал 20 сатрапий, чьи границы не совпадали с границами исторически сложившихся областей, и оставил за наместниками-сатрапами только гражданские функции, передав военные полномочия особым командующим, подчинявшимся напрямую царю. Чиновный аппарат, существенно увеличенный и разветвленный, включал службу тайной полиции и инспекторов с чрезвычайными полномочиями («глаза и уши царя»). Большое внимание уделялось связи: в огромной державе были проложены новые и улучшены старые дороги, налажена государственная эстафетная почта.
Для каждой сатрапии были впервые установлены строго фиксированные суммы податей, не изменявшиеся до конца существования державы Ахеменидов. Хотя их общая сумма со всей империи была громадна и равнялась 232 тоннам серебра в год, из-за огромной численности населения державы в пересчете на человека она оказывалась очень необременительной. В итоге греки, к примеру, находили, что даже обычные жители Персидской державы чересчур изнеженны и непривычны к тяжелому труду. Для всей империи царем была введена новая основная монета — названный по его имени золотой дарик весом 8,4 г., чеканка которого являлась государственной монополией. Все это давало казне огромные доходы, намного превышавшие траты на армию, строительство и двор. Излишки накапливались в царской казне в виде неисчислимых слитков драгоценных металлов. Прочный мир, установленный Ахеменидами на огромных пространствах Азии, способствовал развитию хозяйства и торговли.
Заложенный Дарием порядок оказался необычайно прочным. Его преемник Ксеркс (486-465 гг. до н. э.), крайне малоспособный и неудачливый правитель, привел к полной катастрофе начатую было успешно кампанию в Балканской Греции (480-479 гг. до н. э.), что повлекло за собой утрату всех европейских владений персов, а затем и отказ их от власти над греческими полисами эгейского побережья Малой Азии по Каллиеву миру (449 г. до н. э.). При последующих царях постепенна нарастал внутренний упадок (смуты и борьба за престол, пассивность царской власти, своеволие и усобицы сатрапов, отложение некоторых провинций, прежде всего Египта, долины Инда и саков Средней Азии). И несмотря на все это, границы империи почти не менялись, и на протяжении полутора веков никто не осмеливался вторгаться во внутренние области державы. Еще в середине V в. до н. э. персы, по свидетельству Геродота, чувствовали себя в полном смысле слова «имперским народом» («По своему собственному мнению персы во всех отношениях далеко превосходят всех людей на свете…Детей они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости»).
Для общественного строя державы Ахеменидов характерно сочетание огромного сектора царской земли, на которой сидели мелкие государственно-зависимые землепользователи и арендаторы, крупных, освобожденных от налогов вотчин, розданных царем в полную частную собственность членам династии, вельможам и т.д., и, наконец, землевладения автономных городских общин и храмовых корпораций. Особняком стояли централизованные крупные царские хозяйства в Иране, где работали большими партиями бригадники-курташ (в основном подневольники рабского типа, но частично и наемные работники). Частное рабовладение большой роли в производстве не играло. В крупных городских общинах бурно развивались частнособственнические и товарно-денежные отношения с неизбежными издержками в виде ростовщичества, долговой кабалы и долгового рабства, причем самую активную роль здесь играли крупные землевладельцы — вотчинники и сановники, жившие в городах. Их частные владения могли быть разбросаны по всей империи.
В IV в. до н. э. держава Ахеменидов добилась некоторых политических успехов: по Анталкидову миру 387 г. до н. э. персы вернули себе контроль над греческими приэгейскими полисами Малой Азии, в 343-342 гг. энергичный Артаксеркс III снова захватил Египет, отпавший в 404 г. до н. э. Однако сила империи к этому времени уже несколько десятилетий держалась главным образом на греческих наемниках, а население было совершенно отчуждено от правящей верхушки. Войны с греко-македонской армией Александра Македонского (334-330 гг. до н. э.) Ахемениды не выдержали — не в последнюю очередь из-за личных качеств трусливого и бездарного Дария III (336-330 гг.). Проиграв генеральные сражения при Иссе (333 г.) и Гавгамелах (331 г.), Дарий оставил Александру столицы империи и бежал в северо-восточный Иран, где был убит приближенными. В 330- 328 гг. до н. э. Александр подавил последние попытки сопротивления в восточных владениях Ахеменидов и воссоединил их державу под своей властью.
Исследователи не зря иногда называют Александра «последним Ахеменидом»: подобно Киру, он в основном сохранил государственный строй и политическую концепцию захваченной им державы. Лишь первое место в составе «имперского народа» заняли теперь греко-македоняне, хотя и старая знать ахеменидской державы, к неудовольствию македонян и греков, нашла место на
службе нового царя, открыто покровительствовавшего ей. Была даже сфабрикована легенда о том, что Дарий успел назначить Александра своим законным преемником. В исторических воспоминаниях иранской элиты Александр остался великим и справедливым национальным правителем Ирана (лишь впоследствии фанатичное зороастрийское жречество эпохи Сасанидов стало изображать его злейшим врагом Ирана и его веры, но так и не смогло искоренить традиционный образ «хорошего» Александра из иранской культуры). Только со смертью Александра и разделом его державы между его полководцами, отказавшимися от концепции мирового владычества, опиравшимися на греко-македонские контингенты и рассматривавшими местное население как свою кормовую базу, государственная традиция мировой державы с ирано-месопотамским центром, основанная некогда мидянами и продолженная Ахеменидами, а вслед за ними Александром, перестала существовать.
Культура и мировоззрение Древнего Ирана.
Зороастризм
Иранцы широко использовали возможности культурного синтеза, особенно в рамках мировой державы Ахеменидов. Монументальное строительство дворцовых комплексов в столицах империи — Пасаргадах, Сузах и особенно Персеполе (VI— V вв. до н. э.) считается наиболее ярким проявлением ахеменид- ской культуры и демонстрирует новые скульптурные и архитектурные стили, органично сочетающие влияния разных ближневосточных цивилизаций.
Еще более важные и при этом вполне оригинальные достижения иранской культуры были связаны с развитием мировоззрения и религиозного учения зороастризма. Его основатель Заратуштра жил на востоке Ирана в VII в. до н. э. Как упоминалось, иранцы выделяли к этому времени два класса богов: ахур — защитников и строителей природного и человеческого космоса, и дайвов, сеющих хаос и смерть. Ахура-Мазда возглавлял ахур, Анхро-Манью — дайвов. Иранцы почитали богов обеих групп: добрых — чтобы те даровали им добро, злых — чтобы те не причиняли им зла или причинили зло их врагам.
Именно против этого выступил Заратуштра. В отличие от большинства религиозных реформаторов, он не утверждал онтологических богооткровенных догм и стремился изменить не картину мира, существовавшую у иранцев до него, а их ценностную ориентацию в рамках этой картины. Согласно Заратуштре сутью
движения всей Вселенной является противоборство Ахура-Мазды и Анхро-Манью, то есть доброго и злого начал. Все зло и боль в мире существует по желанию Анхро-Манью, все радости и жизнь — по воле Ахура-Мазды. Для людей недостойно и гибельно почитать, из страха или ради сиюминутной выгоды, дайвов — всеобщих врагов, стремящихся лишь к хаосу и разрушению. Человек должен занять свое место в битве вселенского Добра и Зла, признавая верховным владыкой одного лишь Ахура-Мазду и отрекаясь от всякого общения с дайвами и их почитателями; такой человек обеспечит себе воздаяние в загробном мире. Прилежное занятие земледелием и бережное отношение к скоту объявлялись важными добродетелями, а кочевники — дайвопоклонниками и инструментом Анхро-Манью.
Зороастризм запрещал человеческие жертвы и требовал от своих адептов соблюдать принцип взаимного ненападения. В целом он был проявлением типичной для «осевого времени» тенденции к этизации картины мира и религиозной практики. Хотя представители традиционной системы культа оказывали новому учению сопротивление (по преданию, сам Заратуштра был убит жрецом старой веры), оно победило в Иране быстро и почти бескровно. Большинство иранских обществ само отказалось от культа дайвов; Ахура-Мазда отныне почитался как их верховный бог и единственный повелитель. К середине VI в. до н. э. зороастризм распространился в Мидии, и его основными носителями на Западе Ирана стали мидийские жрецы — маги. Ок. 520 г. до н. э. Дарий I возвел зороастризм в ранг государственной религии ахеменидской державы и уже в Бехистунской надписи приписывает все свои победы воле Ахура-Мазды. Ок. 485 г. до н. э. его преемник Ксеркс запретил культ дайвов в одной из областей империи, где его еще практиковали (очевидно, это была недавно присоединенная страна), и составил об этом особую, так называемую «антидэ- вовскую» надпись. Помимо Ахура-Мазды, в Иране особо почитались Митра, считавшийся одним из его главных слуг, и повелительница рек и плодородия Ардвисура-Анахита.
Священной книгой зороастризма является «Авеста». Дошедший до нас ее текст оформился в III—VII вв. н. э., но содержит фрагменты текста и традицию куда более древних эпох; древнейшая часть «Авесты» — «Гаты», ритмические проповеди Заратуштры, — восходит к текстам VII в. до н. э., если не ранее. В других частях «Авесты» встречаются реликты мифологических представлений и исторического эпоса ариев-иранцев II — начала I тыс. до н. э. «Авеста» написана на особом, очень архаическом «авестийском» языке (самом древнем из письменных иранских языков).
Главы и разделы
Восток: I II III IV V VI VII VIII IX X XI Греция: I II III IV Рим: I II III IV V