Месопотамия во II-I тыс. до н. э.

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

ВОСТОК

ГЛАВА VI

Месопотамия во II—I тыс. до н. э.

Старовавилонский период (XIX-XVII вв. до н. э.). Держава Хаммурапи

В течение XX в. до н. э. аморейские вожди один за другим вы­краивают для себя в Месопотамии царства, уже и формально не­зависимые от Иссина. В 1895 г. до н. э. такое царство с центром в незначительном городке Вабили («Врата Бога», Вавилон)основал вождь Сумуабум. Время правления его династии в Вавилоне вы­деляется как Старовавилонский период истории Месопотамии. В это время завершается этническая трансформация в Нижней Месопотамии: аккадцы полностью ассимилируют шумеров, но шумерский, даже став мертвым языком, остался неизменным языком учености, месопотамской «латынью».
Аморейско-аккадские государства ожесточенно воевали друг с другом, и к 1800 г. до н. э. Месопотамия приобрела следующий вид: юг страны контролировало царство Лapca, центр — Вавилон и Эшнунна, Верхнюю Месопотамию, включая бывшее царство Мари и староассирийское государство, занимала огромная дер­жава аморейского вождя Шамши-Адада (ок. 1824-1777 гг. до н. э.), захватившего в конце XIX в. до н. э. Мари и Ашшур и по­садившего править ими своих сыновей. Сам он управлял из Шубат-Эллиля в Верхней Месопотамии. Держава Шамши-Адада была разбита на военные округа, наместники которых присма­тривали за множеством мелких традиционных правителей, чьи территории входили в соответствующий округ. Сирийское госу­дарство Ямхад (враждебное Шамши-Ададу) и Элам активно взаи­модействовали с месопотамскими царствами. Множество мелких политических образований находилось в зависимости от всех пе­речисленных государств. «Никто не силен сам по себе, — говорит один из царей этого времени, — за каждым сильным государем идет 10-15 зависимых».
В обществах Месопотамии этого времени выделяются три со­словия: свободные общинники авилумы (досл. «люди»), «царские люди» мушкенумы (досл, «склоняющиеся под чье-то покрови­тельство») и рабы по сословию вардумы. Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю. Мушкенумы не входили в общины и не имели само­управления. Они отдавали себя под покровительство царя, чтобы получить от него земельный надел, и сидели отдельными мелки­ми хозяйствами на царской земле (на них и лежало основное бре­мя податей; кроме того, особые группы мушкенумов несли воин­скую повинность как военные колонисты или находились на иной царской службе). Их жизнь регламентировалась государством. Мушкенумы, в отличие от авилумов, не могли уйти с выданной им земли без разрешения государства. Вардумы были частными рабами, их покупали и продавали. Естественно, общинник-авилум, принимающий надел от царя, авилумом быть не переставал (если не выходил специально из общины), а мушкенум, которому удавалось стать членом общины, становился авилумом, но это не освобождало его от прежних обязательств по царской земле.
Людей разных сословий закон ценил по-разному. За убийство авилума карали смертью, виновному в убийстве раба достаточно было возместить хозяину ущерб и т.д. Однако жестких границ, в том числе психологических, между сословиями не было. Раб мог иметь собственное имущество и семью. Он считался человеком, а не вещью, господин распоряжался лишь его временем и трудом. Многие свободные сочувствовали рабам и помогали им бежать от хозяев, так что в Законы Хаммурапи пришлось включать специ­альную статью, угрожающую суровыми наказаниями за помощь беглому рабу.
В старовавилонском обществе существовали два основных класса: господствующий (почти исключительно люди, состоящие на государственной службе) и обложенные государственной экс­плуатацией мелкие производители, ведущие свое хозяйство. Среди последних общинники эксплуатировались меньше, сидя­щие на земле под условием выплаты части урожая мушкенумы (источники знают их под именем «наши бильтим», т.е. «платель­щики дохода») — интенсивнее; в отличие от лиц, принимавших от царя более квалифицированную службу, «плательщики», как и военные колонисты, были прикреплены к своей службе и земле. Частная эксплуатация в городских общинах была развита, но к формированию классов не приводила.
Элита и большой административный аппарат состояла и из авилумов, и из мушкенумов, возвысившихся на службе царя, и существовала на государственном обеспечении (главным образом в форме прямого жалования). От налогов она, естественно, осво­бождалась. Крупных частных владений не существовало. Цари не создавали крупной собственности пожалованиями, а община была весьма крепка, и внутри нее крупные частные эксплуатато­ры тоже возникать не могли. Крупных и независимых частных фондов движимости тоже почти не было: купцы были поверстаны в государственную службу и стали правительственными торговы­ми агентами тамкарами (через них государство вело внешнюю торговлю и устанавливало твердые цены на внутреннем рынке), а с ростовщиками цари старовавилонского периода боролись, раз в 10-15 лет аннулируя все долги. Разумеется, возможность реаль­но проводить такую политику в интересах государства была тем больше, чем сильнее было само государство; при царях, недоста­точно сильных или недостаточно ответственных, чтобы ее прово­дить, степень огосударствления общества резко падала.
Первая половина XVIII в. до н. э. неожиданно привела к инте­грации Месопотамии. Ок. 1780 г. до н. э. сильнейшим ее царем был, бесспорно, Шамши-Адад; зависимость от него признавали и Хаммурапи Вавилонский (1792-1750 г. до н. э.), и Катна в Южной Сирии, и горные области северо-западного Ирана. Однако с его смертью его держава (известная у соседей под названием ¦Субарту») почти мгновенно развалилась. В Мари, в частности, к власти пришел Зимрилим, из местной династии, изгнанной в свое время Шамши-Ададом.
Ситуацией воспользовались эламиты, к 1770 г. до н. э. поста­вившие под свой контроль всю Месопотамию и даже делавшие вылазки в Сирию и Палестину. Господство их, однако, оказалось эфемерным: в 1764 г. до н. э. Хаммурапи в союзе с Зимрилимом сверг господство эламитов. Началось десятилетие войн, в ходе ко­торых Хаммурапи одолел и Элам, и прочие месопотамские цар­ства, включая JIapcy и осколок Субарту — царство сына Шамши- Адада Ишме-Дагана с центрами в Ашшуре и Шубат-Эллиле, и своего недавнего союзника Зимрилима. В 1763г. до н.э. пала Ларса, в 1759 г. — Мари, в 1757 г. —Ашшур, в 1756 — Эшнунна, ок. 1755 г. до н. э. Хаммурапи оккупировал Сузиану.
Образовалась единая общемесопотамская империя, причем строго централизованная. Сам Хаммурапи делил ее на две части: коренная территория (аккадоязычные номы, поклоняющиеся шумеро-аккадским богам в чистом виде) и чужеродная перифе­рия (эламитская Сузиана, хуррито-аморейские территории Верхней Месопотамии, входившие ранее во владения Мари и Субарту, а с падением последних доставшиеся Хаммурапи). Во вступлении к своим знаменитым Законам (ок.1755 г. до н.э.) Хаммурапи прокламирует себя лишь как благодетеля первой ча­сти державы, перечисляя все образующие эту часть номы, и вовсе не упоминает остальные свои владения. Объединение Месопотамии, которого добился Хаммурапи, оказалось прочным по общим последствиям — страна после этого уже никогда не рас­падалась на отдельные номовые государства.
Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как образцовые еще тысячу лет спустя. Однако связано это было не столько с новизной их содержания (законы такого же типа, направленные на ограничение частной эксплуатации, проводили и другие цари), сколько с тем, что Хаммурапи имел силу и волю провести их в жизнь, как никто другой, да еще по всей Месопотамии разом.
Законы, как Хаммурапи объявляет во введении, были введе­ны для того, «чтобы сильный не притеснял слабого» и для «убла­жения плоти людей». Доминантой их является ограничение и регламентация частной эксплуатации и частнособственнических отношений вообще, утверждение за государством контроля над всей хозяйственной жизнью. Законы регулируют цены и тарифы, в том числе условия найма и аренды, правила земле- и водополь­зования и возмещения долга. Законы воспрещали ростовщикам взимать слишком высокий процент, а предельным сроком долго­вого рабства называли 3 года (по истечении которых долговые рабы вновь становились свободными). Каждые десять-пятнадцать лет Хаммурапи и его преемники издавали так называемые «указы справедливости» (доел, «выравнивания»), по которым все долги, существовавшие на тот момент, аннулировались и люди, очутившиеся в долговой кабале, избавлялись от нее.
Держава Хаммурапи в полном объеме просуществовала не­долго: при его преемнике Самсуилуне (1749-1712 гг. до н. э.) ее постигла настоящая катастрофа. В1742 г. до н. э. на Месопотамию с северо-востока обрушились неведомые ей ранее неиндоевропей­ские племена с этнонимом «касс» (аккадское кассу, в современ­ной науке касситы, самоназвание каспе — каспии?) под предво­дительством их вождя Гандаша. По-видимому, это были абориге­ны северо-центрального Ирана, сдвинутые с места ударившим по ним цепным переселением народов, как раз в то время проходив­шим на территории Ирана и вызванным миграцией сюда индоиранцев из-за Кавказа.
Касситы рассекли надвое державу Хаммурапи, прошли ее на­сквозь и обосновались на Среднем Евфрате, где создали кассито- аморейское государство Хана (другая часть касситов осела вос­точнее Диялы, при верховьях рек Керхе и Карун). Отрезанная этим движением от Вавилона Верхняя Месопотамия, включая Ашшур, вскоре отпала и вновь, как до Шамши-Адада, стала кон­гломератом мелких политических образований (чем вскоре вос­пользовались хурриты, жившие при Верхнем и Среднем Тигре и приведенные в движение на юго-запад отголосками того же транс­иранского переселения, что и касситы). В 1739 г. до н. э. против Вавилона восстал былой шумерский юг Нижней Месопотамии; Самсуилуна подверг его невероятному разгрому, но в 1722 г. до н. э. тот все же отпал от Вавилонии, образовав особое царство Приморья, цари которого принимали шумерские имена, хотя на живом шумерском не говорили уже ни они сами, ни их поддан­ные.
В конце XVIII — начале XVII в. до н. э. большая часть Верхней Месопотамии (до того преимущественно аморейской) оказалась занята двигающимися с ее северной и северо-восточной окраины хурритами, образовавшими здесь государство Ханигальбат. Ок. 1625 г. до н. э. Вавилония аннексировала Хану, но спустя 30 лет неожиданный набег хеттского царя Мурсили I из Анатолии, взяв­шего и разграбившего Вавилон, покончил с домом Хаммурапи. Хетты не пытались закрепиться в Месопотамии, а сразу поверну­ли назад, и за контроль над Вавилонией вступили в борьбу две силы: Гулькишар, царь Приморья, и поселившиеся к этому вре­мени в самой Вавилонии племенные группы касситов, выходцев из кассито-аморейской Ханы, под водительством потомка Гандаша. Гулькишар занял было Вавилон, но был вытеснен из него касситами. Начался т.н. средневавилонский период — вре­мя правления касситской династии в Вавилоне.

Средневавилонский период (XVI-ХII вв. до н. э.)

Официальным самоназванием государства вавилонских кас­ситов было Кардуниаш. Именно при касситской династии окон­чательно служилась классическая социальная структура Вавилонии, да и ее территориальное единство.
Большую часть страны составлял сектор «царских людей», сидящих на земле государства и его учреждений (в томчисле хра­мов). При этом общинный сектор свелся к нескольким крупным автономным городам, включая столицу; жители этих городов по- прежнему удерживали общинное самоуправление. За это количе­ственное сокращение общинного сектора касситы заплатили его качественным развитием: автономные города — Вавилон, Ниппур, Сиппар — получили небывалую степень самостоятель­ности (в частности, они были полностью освобождены от налогов и повинностей, имели свои собственные воинские контингенты, а их храмы — а это были ведущие храмы страны — из государ­ственных учреждений стали городскими), государственная экс­плуатация и регулирование были для них упразднены, и в ре­зультате там началось бурное развитие экономики, с одной сторо­ны, и частно-эксплуататорских отношений, с другой. Торговля была разгосударствлена. Так в новом общинном секторе стали быстро выделяться частные магнаты.
С другой стороны, касситские цари охотно жаловали различ­ным лицам, прежде всего вельможам, земли в наследственное, «вотчинное» владение на условиях «кудурру» (так обозначались ограждавшие подобные владения межевые камни с надписями, провозглашавшими их налоговый и административный иммуни­тет). Так магнатские владения образовывались «сверху». Имущество общинников-горожан и бывшие государственные земли, пожалованные царями, составляли фонд частного имуще­ства, которое далее переходило из рук в руки вне всяких границ. Получившаяся общественная модель — сочетание государствен­ного сектора, охватывающего сельскую округу и большинство го­родов, и частно-общинного сектора, включающего крупнейшие города и вотчины вельмож, где социальные отношения были основаны на частном распоряжении имуществом, существовала в Вавилонии до самого конца ее истории, с незначительными от­клонениями. Кроме того, касситские роды получали в постоян­ное «кормление» целые округа, превращавшиеся тем самым в автономные княжества соответствующих родов.
Касситы восприняли вавилонскую культуру, отождествляли касситских богов с вавилонскими, покровительствовали тради­ционным культам и храмам. Их внешняя политика отличалась большим размахом, и именно при них Вавилония была оконча­тельно — и навсегда —интегрирована территориально: они ан­нексировали царство Приморья (ок.1460 г. до н. э.). Не случайно еще пятьсот лет спустя после падения касситской династии асси­рийцы продолжали именовать Вавилонию официальным назва­нием, данным своему царству касситами, — Кардуниаш. Кроме того, касситские цари владели «страной Кашшу» — территорией, непосредственно заселенной касситскими племенами в горах южно-центрального Загроса, некоторыми областями Кутиума (страны кутиев) в северо-центральном Загросе, долиной Среднего Евфрата (которую они отобрали у Митанни ок. 1460 г. до н. э.), а с рубежа XV-XIV в. до н. э. — обширными районами Сирийской степи с центром в Тадморе, вплоть до границ египетских владе­ний в Южной Сирии и Заиорданье. В первой половине XIV в. до н. э. вавилонским вассалом успел побывать Ашшур. Касситские цари совершали дальние походы в Центральный и Южный Иран и пытались закрепиться там. Выступив против Египта в конце XV в. до н. э., касситский царь Караиндаш побудил египтян пой­ти на мир с Митанни. В результате между Египтом и Вавилонией возникли закрепленные договорами отношения «дружбы» и «братства».
Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366-1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества. Он захватил Аррапху, утвердил свое главенство в Эламе и Южном Иране, установил союз с хетт­ским Суппилулиумой (за которого выдал дочь) и с относительным успехом отразил первое нашествие арамейских (ахламейских) племен на Сирийскую степь и Средний Евфрат.
Однако после его правления начинается череда войн Вавилона с усилившейся Ассирией, занявшая в общей сложности около 150 лет. Проходя в целом с переменным успехом, они иногда обо­рачивались катастрофами для вавилонян. Тот же фактор обусло­вил функционирование в XIII в. до н. э. устойчивого союза Вавилонии с хеттами, которые также были врагами ассирийцев. Резкие дипломатические демарши касситов в пользу Хатти были важным фактором, побудившим Рамсеса II заключить и укре­плять мир с хеттами (ок.1270 г. до н. э.); в 1240-х гг. хетты и ва­вилоняне провели успешную войну против ассирийцев, причем вавилоняне получили долину Среднего Евфрата и установили территориальный контакт с хеттами; вскоре хеттская интервен­ция помогла вавилонскому царю, свергнутому узурпатором, вер­нуть престол. Однако новый ассирийский царь Тукульти- Нинурта I смог на время вообще аннексировать Вавилонию (ок. 1228-1212 гг. до н. э.), правда, ассирийцы были изгнаны оттуда еще при его жизни, и в начале XII в.дон. э. при царе Ададшумуцуре происходит кратковременное возрождение касситского могуще­ства, под влияние которого подпадает сама Ассирия.
Неожиданный и смертельный удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н. э. они совер­шили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию, ок. 1150 г. до н. э. ликви­дировав касситскую династию.

Ассирийское государство

С III тыс. до н. э. на Среднем Тигре существовало номовое го­сударство Ашшур, основанное особой, отделившейся от прочих и поселившейся здесь в иноэтническом окружении ок. 3000 г. до н. э. группой аккадцев, поклонявшейся одноименному племенно­му богу Ашшуру. В XXI в. до н. э. Ашшур входил в державу III династии Ура, затем его заняли и отстроили хурритские князья (с этого момента ассирийцы отсчитывали начало своей государ­ственности), а ок. 1970 г. до н. э. власть перешла в руки династии из коренных ашшурцев. С этого времени в течение шести веков Ашшур оставался номовым государством, периодически подчи­нявшимся соседним великим державам и возглавлявшимся «гра­доправителем» ишшиаккумом (аккадская форма шумерского «энси») — верховным представителем общины ашшурцев, еще не вставшим над ней. В науке условно выделяются староассирий­ский (XX-XVI вв. до н.э.), среднеассирийский (XV-XIвв. до н. э.) и новоассирийский (X-VI вв. до н. э.) периоды, в основном в соответствии с этапами развития ассирийского диалекта.
В XX в. до н. э. ашшурские правители проложили военно-торговыми экспедициями путь на запад, к Малой Азии, где в XIX в. до н. э. расцветает основанная ашшурцами сеть торговых колоний с центром в Канише. Международная торговля неслы­ханно обогащала Ашшур, лежащий на перекрестке торговых пу­тей, и привлекала к нему внимание завоевателей. В конце XIX в. до н. э. он был захвачен аморейским вождем Шамши-Ададом, превратившим его в удельный центр своей верхнемесопотамской державы, в 1757 г. до н. э., при сыне Шамши-Адада Ишме-Дагане Ашшур был аннексирован Хаммурапи, а ок. 1740г. до н.э., в бурные времена вторжения касситов в Месопотамию, вернул себе независимость под властью потомка Шамши-Адада. Род Шамши- Адада вскоре уступил власть другим династиям, но время его правления было навсегда осознано в Ашшуре как блестящая стра­ница собственной истории, и в ассирийский царский список включались впоследствии даже предки Шамши-Адада.
В первой половине XV в. до н. э. Ашшур, опасавшийся могу­щества соседней державы верхнемесопотамских хурритов — Митанни — налаживает дипломатические контакты с Тутмосом III, ведущим с Митанни ожесточенную войну. В ответ в середине века митаннийский царь Сауссадаттар разграбил Ашшур и при­нудил его признать зависимость от Митанни. В начале следующе­го века Ашшур избавился от митаннийского верховенства ценой признания вавилонского, а потом отверг и его, и ашшурский пра­витель Ашшурубаллит I (1353-1318 гг. до н. э.) писал фараону Эхнатону, уже именуя себя «царем» (правда, внутри страны он так себя не титуловал).
Ашшурубаллит превратил номовое государство Ашшур в мо­гущественное территориальное царство Ассирию, что было настоящим геополитическим переворотом: воспользовавшись резким ослаблением Митанни из-за неудачных войн с хеттским царем Суппилулиумой и династических смут, он вмешался в дела митаннийцев и превратился в их старшего союзника. Когда Суппилулиума послал в Митанни хеттские войска, Ашшурубал­лит выступил против них и, несмотря на временные успехи хет­тов, оттеснивших было его и его митаннийских союзников на вос­ток, после смерти Суппилулиумы изгнал хеттов из Верхней Месопотамии и вышел к Евфрату. В итоге восточные области Митанни, включая крупнейший культовый центр Ниневию (здесь почиталась Иштар), Ашшурубаллит удержал за собой и ан­нексировал, а само Митанни и даже Вавилония одно время кон­тролировались его войсками.
Ассирия превратилась из города-государства в великую воен­ную державу, которой было суждено просуществовать около 700 лет, наводя ужас на всех своих соседей. Формирование державы было завершено при Ададнерари I (1295-1264 гг. до н. э.), окон­чательно превратившем власть ассирийского правителя в цар­скую, стоящую над ашшурской гражданской общиной: Ададнерари первым официально титулует себя царем и претенду­ет на статус «великого царя», равного повелителям великих дер­жав Передней Азии. Его преемники Салманасар I (1263-1234 гг. до н. э.), уничтоживший и аннексировавший остаток Митанни, и особенно Тукульти-Нинурта I (1233-1197 гг. до н. э.) пытаются добиться уже фактического первенства среди всех великих дер­жав.
История Ассирии этого, первого времени ее великодержавия (вторая половина XIV — XIII вв. до н. э.) — это время почти не­прерывных войн против хеттов на западе и вавилонян на юге, идущих с переменным успехом; ассирийцы раз за разом наращи­вают масштаб ударов, но и сами терпят иногда все более жестокие поражения. В XIII — начале XII в. до н. э. ассирийцы четырежды аннексируют и четырежды теряют соседние территории Верхней Месопотамии. На обоих фронтах их успехи до апогея довел Тукульти-Нинурта, совершивший набег на хеттскую Сирию и временно аннексировавший всю Вавилонию. Решившись на вол­не этих успехов полностью освободиться от необходимости счи­таться с верхами гражданской общины ашшурцев, он выстроил себе вместо Ашшура новую, военно-служилую столицу Кар- Тукульти-Нинурта. Однако к концу его правления хетты и Вавилония лишили Ассирию большей части ее завоеваний, а за­тем ашшурская верхушка свергла и убила его.
В XII в. до н. э. Ассирия переживает полосу упадка, борясь с достигшими Евфрата ок. 1165 г. до н. э. балканскими племенами мушков, только что разрушивших Хеттское царство, и с эламски­ми нашествиями. На рубеже XII-XI вв. до н. э. Ассирия неожи­данно переживает новый взлет при Тиглатпаласаре I (1114- 1076 гг. до н. э.), на короткое время покорившем пространство от Чороха и истоков Куры до Вавилона, Финикии и Тавра (все — включительно).
Уже в это время сформировались основные особенности воен­ной державы ассирийцев. Это были:
1) Двойственность в положении царей: могущественная граж­данская община коренных ассирийцев сохраняла самоуправле­ние и располагала не намного меньшим властным потенциалом, чем сам царь, неспособный пока обходиться без ее ресурсов и под­держки. Достаточно ограниченная власть царя над коренными ассирийскими городами при полновластии над завоеванными территориями побуждала царей строить себе новые, служилые столицы, отрываясь от ашшурской общины (впрочем, Ашшур всегда сохранял значение священной столицы державы), а потом и переносить главную опору своей власти с коренной Ассирии на оторвавшуюся от любых общинных традиций служилую массу, набранную в том числе, если не главным образом, с покоренных территорий. Это укрепляло царскую власть, но в итоге приводило к формированию «денационализированного» самодовлеющего государства, оторванного от своей коренной базы и этим слабого.
2) Ассирийская держава в первые века своего существования являлась плодом попытки одной гражданской общины и сформи­ровавшегося при ней царского военно-служилого двора захватить власть над всей Передней Азией. Непомерность этой задачи по сравнению с ограниченными ресурсами коренной Ассирии за­ставляла царей компенсировать эту слабость крайним напряже­нием военной деятельности и устрашением соседей, но так и не позволяла им прочно освоить завоеванные области; поэтому для Ассирии типична непрерывная военная экспансия, многократ­ные покорения одних и тех же территорий и борьба со столь же непрерывными восстаниями покоренных народов.
3) Отсюда вытекала и беспрецедентная жестокость ассирий­цев при завоеваниях и карательных походах (в частности, при­менялись массовые разрушения и казни, а с VIII в. до н. э. и по­литика т.н. «вырывания с корнем» — депортации огромных масс населения в отдаленные районы страны).
4) Империя существовала в характерном «пульсирующем» ритме: правление каждого царя обычно начиналось с подавления мятежей, вызванных смертью его предшественника. Затем он пытался совершить новые завоевания. Со смертью царя часть присоединенных им земель тут же отпадала, и все повторялось снова. В целом масштаб ассирийских завоеваний медленно, но не­уклонно расширялся.
5) Сложилась особая идеология «священной войны», соглас­но которой войны ассирийских царей предпринимаются по при­казу и во славу Ашшура, бога-покровителя города и царства (что отражало исключительную роль храма Ашшура в функциониро­вании ассирийской государственности).
В итоге история Ассирии представляет собой циклы военного подъема и упадка. Трижды (начало XII в., начало X в., первая по­ловина VIII в. до н. э.) Ассирия теряет большую часть захвачен­ных территорий и вновь возвращает их, каждый раз наращивая масштабы экспансии.
Во второй четверти XI в. до н. э. из Сирийской степи и Южной Сирии на Месопотамию и соседние страны двинулись полчища кочевников-арамеев; ок. 1000 г. до н. э. они прорвались за Евфрат, отбросив Ассирию в ее коренные города. Государство пришло в крайний упадок, из которого ее вывел Ададнерари II (911-891 гг. до н. э.), сломивший верхнемесопотамских арамеев. При Ашшурнацирапале II (883-859 гг. до н. э., самый свирепый из ас­сирийских завоевателей), Салманасаре III (858-824 гг. до н. э.; в битву при Каркаре в Сирии он вывел в 853 г. 120 тыс. чел. — не­виданная по тому времени армия — но успеха не добился) и Ададнерари III (810-783 гг. до н. э., вначале правил под опекой матери, знаменитой Саммурамат-Семирамиды) Ассирия, прочно аннексировавшая всю Верхнюю Месопотамию, распространяла свои военные походы и временный политический контроль на юго-восток Малой Азии, Восточное Средиземноморье, южные районы Армянского нагорья, Вавилонию и западные районы Ирана вплоть до Каспия, но нигде не могла закрепиться прочно, а противостояние царя и коренной Ассирии довело однажды до тя­желой гражданской войны. В первой половине VIII в. до н. э. Ассирия под ударами Урарту теряет все свои владения, кроме Верхней Месопотамии.
Начало новому возвышению Ассирии положил узурпатор-военачальник Тиглатпаласар III (745-727гг. до н.э.), проведший ряд важных реформ по укреплению царской власти (разукрупне­ние наместничеств, создание огромной постоянной армии на со­держании казны, отказ от привлечения ополчения, введение по­литики депортаций — «вырывания с корнем»). Армия была пол­ностью преобразована — вооружена железным оружием, колес­ницы сменились конницей, появились особые службы — сапер­ная и разведывательная.
Тиглатпаласар III почти полностью перенес опору царской власти на денационализированную военно-служилую массу (в основном арамееязычную) с коренных ассирийских городов. На первых порах это дало царям небывалое могущество и позволило приступить к новой серии завоеваний: в 743-735 гг. до н. э. Тиглатпаласар разгромил Урарту и его союзников в Сирии и юго- восточной Малой Азии, подчинив последние регионы и отторгнув от Урарту полосу земель на юге Армянского нагорья, затем поко­рил все Восточное Средиземноморье, а в 729 г. до н. э. завоевал Вавилонию и присоединил ее к Ассирии на правах личной унии. Крупные завоевания совершил он и в Мидии, в Западном Иране. Со времени этого царя покоренные области все чаще переходят под прямую власть Ассирии, включаясь в ее провинции, хотя на периферии остаются вассальные образования. Его преемники пы­тались удержать отпадающие области, расширять державу и то теснить привилегированные коренные города (где главной силой были храмы), то примиряться с ними.
Салманасар V (727-722 гг. до н. э.) подавил мятеж Израильского царства и аннексировал его, осадив Самарию. Узурпатор Саргон II (722-705 гг. до н. э.) взял Самарию, а впо­следствии вел войны и против Мидаса Фригийского на рубежах юго-востока Малой Азии, и против Русы I в Урарту (в 714 г. до н. э. он внезапно вторгся в Урарту, разгромил его и разграбил свя­тилище урартского бога Халди в Муцацире на Верхнем Забе), и на востоке, существенно расширив ассирийские владения в Мидии и организовав там несколько провинций, и на юге — против восста­ющих вавилонян и союзного им Элама. Погиб он в борьбе с фри­гийцами в горах Тавра. Саргон построил новую царскую резиден­цию Дур-Шаррукин («Крепость Саргона»), а его потомки — Саргониды — правили Ассирией вплоть до ее гибели.
Синаххериб (705-681 гг. до н. э.), свирепый царь-солдат, пе­ренес столицу в Ниневию. Он утратил почти весь юго-восток Малой Азии, но смог подавить сопротивление Иудеи и нанести поражение Египту, пытавшемуся поддерживать ее, а большую часть правления провел в войне с мятежным Вавилоном и его эламскими союзниками. В 691 г. до н. э. он разбил их в битве при Халуле, оставив красочное и грубое описание их разгрома в над­писях, и после осады 689-688 гг. до н. э. взял и разрушил сам Вавилон, полностью аннексировав Нижнюю Месопотамию. В 681 г. до н. э. он был убит заговорщиками, а его преемник Асархаддон (680-669 гг. до н. э.) восстановил Вавилон и Вавилонию как особое царство, находящееся в унии с Ассирией. Асархаддону пришлось столкнуться с ираноязычными кочевни­ками, вторгшимися в Переднюю Азию, — киммерийцами и ски­фами. В 679 г. до н. э. он отразил нашествие киммерийцев на се­веро-западе, а ок. 675-672 гг. до н. э. справился с кризисом, вы­званным появлением скифов в северо-западном Иране (где в связи с этим от Ассирии отложилась Мидия), заключив со скифами, создавшими свое царство в Иране, союз, ставший главным факто­ром в охране ассирийских границ на севере. В 671 г. до н. э. он завоевал Египет и подчинил Ассирии североарабские племена.
Его преемник Ашшурбанипал (668-627 гг. до н. э.; в Вавилонии удельным царем сидел при нем его брат Шамашшумукин, по завещанию Асархаддона) в 660-х гг. добил­ся распространения верховной власти Ассирии на юг и запад Малой Азии (Лидия и Фригия): «мушки» признали ассирийскую власть из страха перед киммерийцами. Он захватил Мидию и приурмийскую Манну в Иране, а в 663 г. до н. э. окончательно из­гнал эфиопов из Египта, разгромив Фивы.
Однако затем наступила полоса неудач: в 655-654 гг. до н. э. отложились Египет и недавние приобретения в Малой Азии, на следующий год восстали и напали на Ниневию мидяне, от кото­рых Ассирия спаслась, только призвав на помощь скифов (те раз­били мидян и на время подчинили их своему контролю), а в 652- 648 гг. до н. э. Ашшурбанипал вынужден был бороться с восстав­шим против него Шамашшумукином, союзным ему Эламом, арабскими царьками и отложившимися правителями Палестины и Финикии.
С величайшим напряжением сил Ассирия победила всех сво­их врагов; в 648 г. до н. э. пал Вавилон (его престол перешел к са­мому Ашшурбанипалу), в 644-643 гг. до н. э. ассирийцы аннек­сировали Элам и добились от Урарту, Лидии и Персии признания своей власти. Ассирия достигла наибольшего территориального протяжения, но теперь ее могущество держалось в значительной степени на союзе со скифами. Когда те в 630-х гг. до н. э. неожи­данно обрушились на Ассирию, та была сломлена; скифы разгра­били западную часть ассирийских владений вплоть до границ Египта, и Ассирия утратила все земли к западу от Евфрата.
Поражение вызвало в Ассирии смуту (в частности, Ашшурбанипал был отстранен от верховной власти, и ему был оставлен лишь младший, вавилонский престол), во время кото­рой в 626 г. до н. э. вновь отложилась Вавилония, возглавленная халдейским князем Набопаласаром. Война ассирийцев с вавило­нянами шла с переменным успехом, пока против Ассирии в 615 г. до н. э. не выступила и Мидия. Борьбы с этим союзом ассирийцы не выдержали, хотя на стороне их воевали Урарту и Манна, а с 616 г. до н. э. — и союзные теперь египетские войска. Война пре­вратилась в «мировую» по тогдашним ближневосточным меркам. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили Ашшур, в 612 г. пала Ниневия, где царь Синшаришкун сжег себя, чтобы не попасть в плен. Его преемник Ашшурубаллит II отступил в Харран на за­паде Верхней Месопотамии, но и этот осколок державы был уни­чтожен вавилонянами в 609 г. до н. э. Население коренных асси­рийских городов было почти полностью истреблено, и впоследствии «ассирийцами» именовались арамеи — основное население былой Ассирийской державы.
Внезапное падение Ассирии было вызвано двумя факторами: оторванная от любых социальных традиций военно-служилая масса, на которую опирались Саргониды, в итоге превратилась в самодовлеющую силу (что и было главным фактором смут и паде­ния ее военной эффективности), а объединяя Переднюю Азию и втягивая все больше и больше сопредельных стран в орбиту еди­ной политики, Ассирия сама сплачивала их вокруг общей цели — стремления уничтожить ее — и навлекала на себя удары таких широких коалиций, которым не могла противостоять.

Вавилония в нововавилонский период

После падения касситской династии независимость Вавилонии восстановила т.н. II династия Иссина, изгнавшая эла­митов, а при Навуходоносоре I (1125-1104 гг. до н. э.) нанесшая им такое поражение при Дере, что после этого Элам в течение трех веков не упоминается в месопотамских источниках. Вскоре власть царя существенно ослабела, и он превратился скорее в вер­ховного магистрата при автономной и играющей в стране глав­ную роль гражданско-храмовой общине Вавилона.
В XI-X вв. до н. э., во время нашествия арамейских племен на Месопотамию, одно из них — халдеи — заселило приморский юг Вавилонии, образовав здесь племенные княжества. Их вожди, признав власть Вавилонии, стали в ней в конце концов одной из главных сил. В 729 г. до н. э. Вавилонию завоевал ассирийский властитель Тиглатпаласар III, но вскоре после его смерти власть в ней захватил халдейский вождь Мардукапалиддин, активно под­держанный и вавилонянами, и Эламом. Начавшаяся после этого война с Ассирией, за время которой та дважды захватывала и те­ряла Вавилонию, завершилась, в 688 г. до н. э. полным разруше­нием Вавилона Синаххерибом. Его преемник Асархаддон восста­новил город и особое автономное царство с центром в нем. В 652- 648 гг. до н. э. вавилоняне вновь восставали против Ассирии. В 626 г. до н. э., со смертью Ашшурбанипала, началось самое круп­ное и упорное восстание против ассирийцев, возглавленное хал­деем Набопаласаром (626-605 гг. до н. э.), основавшим новую ва­вилонскую династию. Изгнав ассирийцев, Набопаласар перенес войну в Верхнюю Месопотамию, а ассирийцы призвали на по­мощь египтян, чья армия в 616 г.дон. э. столкнулась с Вавилонией на Среднем Евфрате. Так началась пятидесятилетняя вавилоно- египетская война.
С нападением Мидии на Ассирию и заключением вавилоно- мидийского союза Ассирия была быстро уничтожена (к 609 г. до н. э.), а ее территория поделена союзниками: полоса земель, вы­водящая на Армянское нагорье, досталась мидянам, полоса, вы­водящая в Сирию, на «египетский фронт» — Вавилонии. В 605 г. до н. э. царевич Навуходоносор разгромил египетскую армию при Каркемише и вторгся глубоко в Сирию. Став царем (605-562 гг. до н. э.), он вернулся в Восточное Средиземноморье и покорил его. Систематические попытки Иудеи передаться Египту, а егип­тян — утвердиться в Палестине и Финикии (вновь отложивших­ся к нему в 590-589 гг. до н. э.) привели к тому, что Навуходоносор, взяв Иерусалим в 597 г. до н. э., спустя 10 лет взял его вторично, разрушил, угнал почти все его население и аннексировал Иудею. В 574 г. дон. э., после 13-летней осады, зависимость от Вавилонии признал и Тир. В 567 г. до н. э. Навуходоносор, воспользовавшись борьбой за власть между Априем и Амасисом в Египте, вторгся туда, разгромил силы Априя и способствовал приходу к власти Амасиса, поддерживавшего дружбу с Вавилонией. Противоборство с Египтом завершилось.
В то же время Вавилония столкнулась с другой угрозой: в 596 г. до н. э. на нее напал мидийский вассал — царь Элама; в от­вет Навуходоносор разгромил Элам и захватил Сузиану, причем, судя по Ветхому Завету, погиб мидийский царевич Артахшатра (библ. Арфаксад). Тогда же в Вавилонии были возведены укре­пления, предназначенные для обороны от мидян. Отвлечение по­следних на войну с Лидией разрядило ситуацию.
Большую славу приобрели сооружения, воздвигнутые или за­ново отстроенные в Вавилоне Навуходоносором II, — «вавилон­ская башня» (храм Мардука) и «висячие сады» на террасах (при­писанные позже Семирамиде).
После смерти Навуходоносора и нескольких дворцовых пере­воротов к власти пришел узурпатор, жрец-арамей Набонид (556—539 гг. до н. э.), попытавшийся оторваться от города Вавилона и создать, используя ресурсы державы и опираясь на арамейские племена, обширную империю, объединенную вокруг культа лун­ного бога Сина. Совершив обширные завоевания в Северной Аравии и заняв там город Тейму, царя которой он убил, Набонид перенес в этот город столицу, оставив наместником в Вавилоне своего сына Белшаруцура (Валтасара). Они пользовались такой ненавистью в Вавилоне, что вторжение персидских войск Кира было воспринято как освобождение, и Кир без особенного труда овладел страной (539 г. до н. э.). Набонид был отправлен в ссыл­ку, большая часть державы была обращена в сатрапии, а корен­ная Вавилония составила особое царство, находившееся в личной унии с царством персов. После смерти Кира персидское господ­ство оказалось тяжким; вавилоняне с неслыханным упорством и ожесточением раз за разом восставали против него, пока Ксеркс в 482 г. до н. э. не подавил последнее из них, упразднив само вави­лонское царство и уничтожив его главный ритуальный оплот — святилище Мардука с его статуей.
Вавилонское общество VII-VI вв. до н. э. по-прежнему состо­яло из свободных полноправных граждан, «царских людей» и рабов. К числу первых относились почти исключительно члены нескольких крупных городских гражданско-храмовых общин. Здесь бурно развивались отношения частной эксплуатации и раб­ства, прежде всего долгового; храмы, богатые чиновники и купцы имели сотни рабов, отдельные имущие граждане — по 3-5 рабов.
Еще в конце II тыс. до н. э. число и мощь частных магнатов угрожающе выросло, а государственный сектор сократился коли­чественно и качественно; вельможи и цари этого времени, кроме служебных, имеют собственные частные владения. В конце VII— VI вв. до н. э., при халдейской династии, снова прявилась могу­щественная военно-служилая верхушка, опирающаяся на экс­плуатацию огромного массива государственных земель и не свя­занная с частными владениями (хотя и торопящаяся их приобре­тать). Никаких пожалований нововавилонские цари, по-видимо- му, не давали, и все крупные частные владения могли возникать только в рамках автономных городов. Это и привело к бурному развитию свободного найма, ростовщичества и долгового рабства в крупнейших городах халдейской Вавилонии и разорению зна­чительной части их рядового населения. При этом вавилонские рабы могли брать землю в условное держание у частных лиц — своих и чужих хозяев, иметь свое имущество, семьи и т.д. и даже заниматься субарендой. Крупнейшими хозяйствами в городах были храмовые; они использовали труд и рабов, в том числе по­саженных на землю, и свободных арендаторов.

Менталитет и культура

Для Месопотамии был характерен особый (по-видимому, ти­пичный для всего Ближнего Востока) менталитет, вызвавший яростную реакцию в ветхозаветной традиции (откуда ее образ «вавилонской блудницы»). Фундаментальной его чертой было полное отсутствие абстрактных «абсолютных ценностей»; во гла­ву угла ставилось физическое благополучие общества и его чле­нов. Общество не считало ценным то, что не было нужно никому в отдельности; признанные же ценности определялись именно тем, насколько они были нужны отдельным людям, составляю­щим общество. На первый план здесь выходили индивидуальная радость и страдание (физические и эмоциональные) и выбор, ко­торый делает индивидуум, чтобы умножить первое и уменьшить второе. При этом, разумеется, общество не было скопищем алч­ных эгоцентриков (тогда оно просто не смогло бы существовать): вторым центральным понятием этики являлись взаимные обя­зательства, направленные на солидарное обеспечение радости и избежание страданий. Само общество воспринималось как союз, поддерживаемый людьми с этой целью, и именно на это опирал­ся его авторитет. Такое общественное сознание не вязалось с под­линным самоуничижением перед лицом великих сил, и мы знаем примеры месопотамских имен со значением «Не боящийся бога» или песенку воинов Хаммурапи, поддразнивающую этого царя (большую часть своего правления воздерживавшегося от войн) повторяющимся вопросом: «Что ж, чего ты ждешь?».
Считалось, что чем полнее человек удовлетворяет свои соб­ственные желания без прямого ущерба для других людей, тем лучше. Не удивительно, что более требовательные, не-антропо- центрические этики (наподобие ветхозаветной) проявляли рез­кую враждебность к менталитету Месопотамии. Ярким выраже­нием последнего являются месопотамские пословицы, передаю­щие рациональный релятивизм, прагматизм и гедонизм их созда­телей, но равным образом и приверженность их к высоко оценен­ному с точки зрения отдельных людей обычному социальному порядку: «Ничто не дорого, кроме сладостной жизни», «С хорошо устроенным имуществом, сынок, ничто не сравнится», «Небо да­леко, а земля драгоценна», «Не знать пива — не знать радости», «Бога не приучишь ходить за тобой, как собаку», «Не выделяйся среди других — плохо будет», «Не воруй — себя не губи», «Не убивай, первым топор не подымай!», «Кто на людей подымется, на того люди подымутся», «Проклятие ранит только внешне, по­даяние убивает насмерть», «Незнакомый пес — плохо, незнако­мый человек — хуже».
В центральном произведении месопотамской книжности, «Эпосе о Гильгамеше», приводится следующая точка зрения: «Ты ж, Гильгамеш, насыщай желудок; днем и ночью да будешь ты ве­сел; праздник справляй ежедневно, днем и ночью играй и пляши ты. Светлы да будут твои одежды, волосы чисты, водой омывайся! Гляди, как дитя твою руку держит, своими объятьями радуй су­пругу — только в этом дело человека!». В другом традиционном произведении — диалоге господина-Желания (или Воли) и раба- Рассудка (характерно уже само распределение ролей) реляти­вистски ставятся проблемы личного выбора: «Раб, слушай меня! — Да, господин мой, да! — Учиню-ка я злодейство! — Учини, господин мой! Без злодейства откуда ты возьмешь одеж­ду, кто поможет тебе насытиться? — Нет, раб, не учиню я злодей­ства! — Не учиняй! Кто учиняет злодейство, того казнят или бро­сают в темницу… — Совершу-ка я доброе дело для своей стра­ны! — Соверши, господин мой! Кто делает добро своей стране, дела того драгоценны перед богом. — Нет, не совершу я доброго дела для страны! — Не совершай, господин! Поднимись и пройди по древним развалинам, взгляни на черепа простых и знатных людей. Кто из них делал зло, кто — добро?» Диалог кончается со­ветом раба-Рассудка, доведенного до отчаяния неразрешимыми противоречиями мира, покончить с собой, категорическим неже­ланием господина-Воли следовать этому совету — вплоть до го­товности уничтожить сам рассудок, чтобы тот не мешал жить, — и констатацией того, что без рассудка тоже не выживешь.
В шумеро-аккадском пантеоне главенствовали Ан — бог неба, Энлиль — «господин воздуха» и Энки (Эа) — бог воды и храни­тель мудрости. Выделялись две большие группы богов: небесные игиги и подземные и земные ануннаки. Семью великими игигами в Вавилонии считались Ан, Энлиль, Эа, Син (бог луны), Шамаш (бог Солнца и социального порядка), Мардук (бог-покровитель Вавилона) и Иштар (богиня плодородия, любви и войны, кругово­рота жизни и смерти). Как и во многих мифологиях Западной Евразии, предусматривалось два «царя богов» — старший, но ре­ально почти безвластный Ан и его сын Энлиль, который и осу­ществляет реальное управление миром. Столицы крупных дер­жав выдвигали на престол «царя богов» собственного городского бога-покровителя; по вавилонскому мифу собрание богов при­нуждено было провозгласить своим царем Мардука, чтобы тот из­бавил мир от хаоса, исходящего от чудовища Тиамат, а в Ассирии «царем всех богов» был Ашшур. Бог бури Адад и бог войны Нинурта выдвигаются в связи с появлением военных держав.
Собрание богов и отдельные боги определяли и переопределя­ли шимту (судьбу) всякого объекта и существа; впрочем, какая- то доля влияния на свою и чужую шимту имелась у каждого. На загробный мир шумеро-аккадцы смотрели совершенно безнадеж­но: всех там ожидала одна, и очень плохая судьба, принципиаль­но лишенная каких бы то ни было радостей. За пределами земной жизни заботиться было не о чем.
Согласно твердым представлениям, боги создали людей, что­бы было кому кормить их жертвами и обеспечивать жилищами- храмами, сокровищами и т.д.; до этого боги принуждены были трудиться ради своего пропитания сами, жили в скверных жили­щах и т.п. Повышенного этического авторитета за богами никто не признавал; в эпосе о Гильгамеше последний открыто поносит Иштар за предательское поведение по отношению к ее возлюблен­ным. Рядовой человек не общался с великими богами; для этого существовали посредники — царь всей страны и личные боже­ства-покровители, имевшиеся у каждого. При выборе отношения к богам месопотамец колебался между тактикой «богобоязненно­го человека» (детальное исполнение воли богов во избежание кар) и горьким осознанием того, что боги слишком капризны, далеки и непредсказуемы, чтобы на эту тактику можно было полагаться. Цели общения с богами в любом случае были одни и те же — обе­спечение житейских благ тех, кто в это общение вступает.
Важнейшим культурным открытием шумеров была словес- но-слоговая клинопись, применяющая «ребусный» принцип (знак, первоначально обозначавший односложное слово, обозна­чает также и соответствующий слог в составе любого слова). Грамотность в Месопотамии была распространена довольно ши­роко и очень уважалась. Главными ее центрами были школы («дома табличек») при дворцах и храмах; при них же создавались библиотеки «глиняных книг» на разных языках. Громадная би­блиотека, собранная по приказу Ашшурбанипала в Ниневии (по- видимому, там собирались тотально скопировать все произведе­ния клинописной книжности), послужила важнейшим источни­ком знаний о Месопотамии для ассириологов.
Наука носила сугубо прикладной характер. Астрономия и астрология достигли особых успехов (в античном мире астрологов и гадателей вообще стали звать «халдеями», настолько высок был престиж астрологического искусства вавилонян). Месопотамцам принадлежит деление неба на 12 зодиакальных созвездий, их на­звания (Овен, Телец, Близнецы и т.д.) и счет времени по шестидесятеричной системе.

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal