Восточное Средиземноморье и Аравия

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

ВОСТОК

ГЛАВА VIII

Восточное Средиземноморье и Аравия

Территория, население, древнейшая история

Согласно делению, принятому с античных времен, террито­рия Восточного Средиземноморья, простирающаяся от Тавра и большой излучины Евфрата до Синая, подразделяется на Сирию (с горами Аманус на севере и Ливан и Антиливан на юге), Финикию (полоса побережья) и Палестину. Водных ресурсов здесь мало, самые большие реки — Иордан в Палестине, Оронт в Сирии. Рельеф и бесплодные районы делили Восточное Средиземноморье на множество отдельных микрорегионов. Залежи медной и железной руды, обширные леса, в том числе знаменитые ливанские кедры, а потом и выходы к торговым пу­тям обуславливали экспансию со стороны Месопотамии и Египта. В степных областях на рубежах Аравии обитали скотоводческие племена, то и дело вторгавшиеся в оазисы. Сама Аравия делилась на три региона, известных античным авторам как Аравия Каменистая (северо-западная), Аравия Пустынная (северо-цен- тральная, включая Сирийскую степь вплоть до течения Евфрата) и Аравия Счастливая (южная, где было возможно развитое земле­делие).
В VIII-IV тыс. до н.э. Восточное Средиземноморье и Сирийскую степь населяли потомки носителей местной мезоли­тической культуры. Они перешли к земледелию, известному по культуре Иерихона (VII тыс. до н. э.). Некоторые из ее поселений, в т.ч. сам Иерихон, окружали каменные стены: накопление за­пасов земледельческими общинами вызывало необходимость в оборонительных средствах. В Иерихоне они оказались недоста­точны: протогород пал под ударами извне.
Аравию в VI-IV тыс. до н. э. занимали племена семитской эт­нической общности, переселившиеся сюда из Восточной Сахары через Эфиопское нагорье и Баб-эль-Мандеб. В IV тыс. до н. э. вну­три этой общности обособилось несколько ареалов: к Среднему Евфрату выходили восточносемитские племена (предки аккад­цев), впоследствии переселившиеся в Месопотамию; у рубежей Сирии обитали северные семиты, или эблаиты; в северо-центральной Аравии — западные семиты (предки ханаанеев, амореев, древних евреев и пр.), южнее — носители южно-центральных се­митских диалектов (прямые этнические предки исторических арабов), на крайнем юге — носители т.н. южнопериферийных се­митских диалектов (создатели первой цивилизации в Аравии; с историческими арабами они слились только в I тыс. н. э.).
В конце IV — начале III тыс. до н. э. семитский мир приходит в движение. Восточные семиты (будущие аккадцы) проникают на Средний Евфрат, а оттуда — в Нижнюю Месопотамию, северные семиты расселяются в Сирии и Верхней Месопотамии (проникая даже за Тигр). Раскалывается западносемитское единство: часть племен отселяется в Сирию, а оттуда распространяется в Палестину, переходя к земледелию, в то время как другая остает­ся в степях и занимается подвижным скотоводством. На основе групп, отселившихся на запад, сформировался этнос ханаанеев, на основе тех, что остались в степях, — этнос сутиев-амореев (по самоназванию — просто сутиев; термин «амореи» перешел на них значительно позже). Этот процесс нашел отражение в мифологии: во времена западносемитского единства все его носители имено­вали себя сутиями, по своему легендарному предку Суту (Шет- Сиф в Библии). Ханаанеи своим предком-эпонимом считали культурного героя Каина (доел. «Кузнец»); при этом, помня о сво­ем происхождении из общезападносемитской среды, они законо­мерно объявляли Каина потомком Суту. Оставшиеся же в степях группы, прямо продолжавшие былую общность сутиев и удер­жавшие их этноним, враждебно относились к оседлым отселен- цам, рассматривали их как своего рода предателей добрых нравов предков и объявляли их эпонима — Каина — не потомком, а злым оседлым братом доброго скотовода Суту, виновным в убийстве другого доброго брата-скотовода — Авеля. Скотоводы-сутии и от­селившиеся основатели городов ханаанеи тем самым противопо­ставлялись друг другу как потомки достойного и скверного бра­тьев. Оба варианта племенной генеалогии попали в Библию.
К середине III тыс. до н. э. на северо-востоке Аравии обособи­лась еще одна ветвь западных семитов, известная впоследствии под названиями «арамеев» и «ахламеев» и возводившая себя к первопредку Сахламу.
С появлением ханаанеев в Сирии и Палестине начинается т.н. Раннебронзовый период в истории региона (III тыс. до н. э.). В это время на побережье возникают основные города будущей Финикии (финикийцами называли именно прибрежных ханаа­неев) — собственно Библ (слой Библ VI), Тир и др. (ок. XXIX- XXVIII вв. до н. э.). Север Сирии одновременно осваивают север­ные семиты, или эблаиты, названные так современными учены­ми по Эбле, их крупнейшему поселению в Сирии. В Шумере их называли «марту» — не исключено, что по среднеевфратскому Мари, частично заселенному ими,— а по-аккадски «амурру», т.е. амореи.
В прибрежных городах шел интенсивный политогенез, как видно из наличия монументальных храмов на каменном фунда­менте. В Библе в середине III тыс. до н. э. уже сложилось номовое государство, вскоре попавшее под политическое и культурное влияние Египта. Тогда же Эбла превратилась в крупный полити­ческий центр с населением в 20-30 тыс. чел. В XXV-XXIV вв. до н. э. она контролировала всю Сирию вместе с предгорьями ма­лоазиатского Тавра и соперничала с Мари на Среднем Евфрате — другим ранним государством, созданном аккадцами и, вероятно, иной группой северных семитов. В Эбле обнаружен ценнейший архив. В XXIII в. до н. э. Эбла становится жертвой аккадских ца­рей — Саргона и Нарамсуэна.
Захват северосемитских областей Сирии и Верхней Месопотамии державой Аккада и последующее разрушение ее са­мой (первая треть XXII в. до н. э.) создали известный вакуум силы в этих регионах и вызвали движение сюда нового населения: с се­веро-востока — хурритов, с юга — сутиев. В середине XXII в. до н. э. сутии заняли нагорье Джебель-Бишри близ Среднего Ев­фрата, а затем — центр Верхней Месопотамии и рубежи Сирии, ассимилировав местных северосемитов. В результате на сутиев переходит былое месопотамское обозначение северных семи­тов — «марту» или «амурру» (амореи), и в науке сутии известны, как правило, под последним наименованием. Со своей стороны, хурриты, двигаясь на запад вдоль Верхнего Тигра и Евфрата, уже в XXI в. до н. э. заселяют Северную Сирию. Тогда же вся Сирия и часть более южного побережья с Библом вошли в зону власти III династии Ура.

Восточное Средиземноморье во II тыс. до н. э.

Во второй половине XXI в. до н. э. происходит великое расселение сутиев-амореев долин Среднего Евфрата и Хабура: одни из | них устремляются на Месопотамию, приводя к крушению державу Ура, другие огнем и мечом проходят по всей Сирии и Палестине 1 и плотно заселяют Сирию и Заиорданье. С этого момента начинается так называемый Среднебронзовый период истории региона (XX-XVI вв. до н. э.), когда он представлял собой совокупность  аморейских и ханаанейских племенных княжеств и городов-государств, отличавшихся в целом невысоким уровнем развития и  преобладанием кочевников. Исключение составляют города побережья, прежде всего Библ. Довольно скоро они, а вместе с ними  и большая часть Палестины подпадают под верховную власть или  влияние среднеегипетского государства. Библ даже формально  включался в состав Египетской державы, и его правители считались наместниками фараона. В конце XIX в. до н. э. одна из племенных групп сирийских амореев создала крупное государство Ямхад с центром в Халпе (Алеппо, совр. Халеб), контролировавшее Сирию от предгорий Тавра до рубежей южносирийского  номового государства Катны — злейшего врага Ямхада.
В конце XVIII — начале XVII вв. до н. э. через все Восточное < Средиземноморье с севера на юг проходят племена хурритов, широко расселяющихся в это время по странам Плодородного Полумесяца. Особенно плотно они (и следовавшие в их потоке отдельные индоарийские группы) заселили Сирию и Южную Палестину. В ходе бурных потрясений, сопровождавших это передвижение, на Синае и в Южной Палестине возникло так называемое гиксосское объединение, возглавляемое семитскими племенами Синая — шасу (откуда само слово * гиксосы », по-египетски « цари- шасу»; в Библии шасу упоминаются под именем амалекитов). 1 Переняв у хурритов искусство колесничного боя, гиксосы в XVII в. до н. э. без труда завоевали Нижний Египет и утвердили  свою столицу в восточной дельте Нила. Главными центрами гиксосской державы были Аварис в дельте и Газа и Шарухен в Южной  Палестине, а зависимость от гиксосских царей Авариса признавали и другие гиксосские, египетские и кушитские княжества долины Нила (вплоть до третьего порога), а также сиро-палестинские территории вплоть до Евфрата. Тем временем на севере ок.  1600 г. до н. э. Ямхад после нескольких войн захватывают хетты.
В середине XVI в. до н. э. и гиксосская, и хеттская зоны власти в Восточном Средиземноморье сменили хозяев: Палестина и Южная Сирия с изгнанием гиксосов из Египта и падением Шарухена перешли под власть египетского фараона Яхмоса I (гиксосское объединение немедленно распалось, но его племенное ядро из амалекитов-шасу сохранялось на Синае вплоть до I тыс. до н. э.), а в Северной Сирии хеттскую власть, павшую вследствие набегов верхнемесопотамских хурритов, вскоре сменяет влады­чество объединившего этих хурритов государства Митанни. Таким образом, к концу XVI в.дон. э. Восточное Средиземноморье оказалось поделено между Египтом и Митанни.
С этого геополитического переворота, пришедшегося на вре­мя перемен в металлургии и других ремеслах (в частности, фини­кийцы открыли производство пурпура) отсчитывается следую­щий, Позднебронзовый период истории Сирии и Палестины (ко­нец XVI-XII вв. до н. э.). Первый его век был занят борьбой между Египтом и Митанни за полновластие в регионе. Однако, несмотря на периодическую реализацию планов обеих сторон, оказалось, что ни египтяне не могли удержаться на Евфрате, ни митаннийцы — в Палестине. Осознав это, в конце XV в. до н. э. стороны до­говорились о прочном разделе Восточного Средиземноморья на митаннийскую Северную Сирию и египетскую Южную Сирию — Палестину. В XIV в. до н. э. египетское господство в Азии по боль­шей части превратилось в фикцию из-за раздоров вассальных царьков и всесилия орд хапиру — своего рода казаков Сирии и Палестины, бежавших в горы Ливана от двойного гнета этих царьков и египетских фараонов. При Эхнатоне часть хапиру под водительством удачливого вожака Абди-Аширты создала госу­дарство Амурру в северном Л иване, а другая вторглась в Палестину и основательно разорила ее. С другой стороны, с середины XV в. до н. э. самостоятельные попытки отобрать у митаннийцев сирий­ские владения предпринимают хетты. В итоге в третьей четверти XIV в.дон. э. хеттский царь Суппилулиума разгромили Митанни, и Египет и овладел практически всем Восточным Средиземно­морьем.
К этому времени существенные перемены произошли и в эт­ническом составе населения региона. Еще ок. 1400 г. до н. э. из Вавилонии были изгнаны местные сутии-амореи, поселившиеся там шестью веками ранее. Изгнанники, преследуемые касситскими войсками, пересекли Сирийскую степь и обосновались близ Дамаска, образовав новую общность, именовавшую себя «ибри» (евреи, досл, «перешедшие из-за реки», то есть Евфрата). К ней и восходят древнееврейские племена, переселение которых из-за Евфрата, по преданию, возглавлял Авраам.
С другой стороны, в середине XIV в. до н. э. семитские кочев­ники-арамеи (ахламеи), жившие до того в Северо-Восточной Аравии, двинулись на северо-запад и заселили Сирийскую степь и долину Среднего Евфрата, сдвинув племена ибри дальше на запад и юго-запад, в Палестину и Заиорданье. К 1300 г. до н. э. здесь уже сформировались главные племенные союзы ибри — Моав, Аммон, Эдом и Израиль (первые три — к востоку и югу от Мертвого моря, последний — в Палестине). Другие племена ибри продвинулись еще дальше в Аравию вплоть до ее южного берега.
После очередных хетто-египетских войн в первой трети XIII в. до н.э., в 1270г. состоялся новый прочный раздел Восточного I Средиземноморья: большая часть Сирии, включая Кадеш и | Амурру, досталась хеттам, южная Финикия, Дамаск и Палее- 1 тина — египтянам (впоследствии именно Египетская Азия этого 1 времени воспринималась евреями как географическая «страна Ханаан»).

Геополитический переворот XII-XI вв. до н. э.

В начале XII в. до н. э. Восточное Средиземноморье подверга­ется нашествиям эгейско-анатолийских народов (так называемые «народы моря»). Их первые появления в регионе отмечены еще в конце XIII в. до н. э. (набеги ахейцев на Кипр и Египет), а после Троянской войны часть победителей-ахейцев («денены» — данайцы) и другие народы бассейнов Эгейского и Ионического мо- | рей (тевкры Троады, пеласты с южных Балкан, сикулы Южной ‘ Италии и Сицилии), пройдя юго-западную Малую Азию и Киликию, обрушились на Восточное Средиземноморье. Они раз- i громили Кипр, Каркемиш, флот Угарита (сам Угарит одновре- | менно погиб при землетрясении), уничтожили государство Амурру в Ливане, разорили Сидон и Тир и, наконец, напали на Египет (ок.1180 г. до н. э.), но, отброшенные египтянами, осели на побережье Палестины. Здесь пришельцы, понемногу сливши­еся в единую массу филистимлян («пелесет»; впрочем, тевкры в течение столетия еще вели обособленное существование) основа­ли т. н. филистимскую конфедерацию. Вскоре они усвоили куль­туру и язык местного населения. От их имени происходит само название «Палестина».
Между тем Рамсес III восстановил египетскую власть над по­бережьем Восточного Средиземноморья, а хеттская династия в Каркемише пережила нашествие «народов моря» и объединила Сирию и юго-восток Малой Азии под своей властью (к концу XII в. до н. э. это царство распалось на осколки, т. н. позднехеттские царства). Оправились и финикийские города: уже в XII в. до н. э. } Сидон отстроился, а группа выселенцев из него заняла и обустро­ила Тир, после чего все финикийцы стали обобщенно именовать­ся сидонянами.
В Палестине тем временем утверждается Израильский пле­менной союз, переживший в конце XIII в. до н. э. серьезные пере­мены. Его ядро было в 1220 г. до н. э. разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Однако другая группа израильтян еще раньше осела в Египте, а в конце XIII в. до н. э., когда эту страну охватили смуты конца XIX династии, покинула Египет и заняла часть террито­рии шасу-амалекитов Синая, что отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. На рубеже XIII-XII вв. до н. э. из­раильские группы воссоединились (по-видимому, при гегемонии выселенцев из Египта), а ок. 1170г. до н.э. вновь вторглись в Палестину из-за Иордана и захватили значительную ее часть. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и но­вое оформление Израильского союза племен с Моисеем, заклю­чившим на Синае договор с Яхве, а вторжение в Палестину — с Иисусом Навином. Судя по тому, что среди областей шасу Синая египетские источники XIV-XIII вв. до н. э. знают «страну шасу- яхве», Яхве был местным синайским богом, почитавшимся в одной из областей амалекитов-шасу, и занявший эту область Моисей избрал его в качестве нового бога-покровителя израиль­тян.
В XII в. до н. э. на основе смешения пришлых кочевых изра­ильтян в качестве доминирующей силы и местных ханаанеев Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди — шофеты («су­дьи») — являлись верховными жрецами, командовали племен­ными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы.
К концу XII в. до н. э. власть Египта в Азии слабеет и исчеза­ет, и в следующие десятилетия финикийцы (прежде всего Тирское царство сидонян) самостоятельно осуществляют так называемую великую финикийскую колонизацию Западного Средизем­номорья (в Восточное, исключая Кипр, финикийцев не пускали греческие пираты). Ок. 1100 г. до н. ‘э. молодежь Тира основала Утику в Северной Африке, примерно в то же время создается тир- ская колония в Испании — Гадир (Гадес, совр. Кадис), а затем финикийцы появляются на Сицилии, Сардинии, Мальте и Балеарских островах.
Ок. 1100 г. до н. э. Тиглатпаласар I Ассирийский на короткое время подчинил позднехеттские царства Сирии, Тир и Сидон. Однако ассирийская власть здесь оказалась эфемерной: арамеи Южной Сирии во второй четверти — середине XI в. до н. э. двину­лись на север и вышли к Евфрату, заняв значительную часть северо-центральной Сирии и потеснив позднехеттских князей (то было начало великого арамейского расселения, в X в. до н. э. чуть не погубившего саму Ассирию). В середине XI в. до н. э. здесь об­разовались ранние арамейские царства. Примерно в то же время Тир подчинил себе Сидон и другие города Финикии, объединив всю ее в «царство сидонян» (в общем значении финикийцев), из­вестное в науке как Тиро-Сидонское государство.
В Палестине в нач. XI в. до н. э. установилась гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система по­казала неспособность к сопротивлению им. В борьбе с филистим­лянами выдвигаются удачливые предводители, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным правителем (конец XI в. до н. э.). Как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Однако Саул проиграл после первых успехов вой­ну с филистимлянами и покончил с собой. Ок. 1000 г. до н. э. цар­ство было заново собрано выдвинувшимся из рядовых воинов Саула Давидом — человеком бурной судьбы, успевшим и послу­жить Саулу, и повоевать против него в ходе смут, и оказаться на стороне филистимлян, и порвать с ними и одолеть их.
Так в результате двухвековых потрясений сформировалась новая карта Восточного Средиземноморья: позднехеттские цар­ства Северной Сирии, арамейские — в центре и на юге Сирии, Тиро-Сидонское царство на побережье, Израиль и Филистия в Палестине, основанные когда-то иными группами ибри Аммон, Моав и Эдом — в Заиорданье.

Восточное Средиземноморье в первой чет­верти I тыс. до н. э.

Тиро-Сидонское царство оказалось монополистом междуна­родной торговли в масштабах всего Средиземноморья. Наивыс­шего расцвета оно достигло при царе Хираме (969-936 гг. до н. э.), эффективно контролировавшем заморские колонии под­властных ему финикийских городов. При нем широко разверну­лось строительство в островной цитадели Тира. Показательно, что в X-IX вв. до н. э. тиро-сидонские цари не вели войн на мате­рике: все их внимание было устремлено на морские пути.
Где это было возможно, финикийские купцы легко превраща­лись в пиратов или силой похищали людей, чтобы продать их в рабы. Часть рабов доставлялась в Финикию и использовалась в качестве чернорабочих или гребцов. Рабов-военнопленных не было, как и рабов-должников.
В IX в. до н. э. финикийцы были изгнаны греками из Эгеиды и возобновили колонизацию, на этот раз только Западного Средиземноморья, где появилось много новых финикийских цен­тров, в том числе знаменитый Карфаген (823 г. до н. э.). Цари стремились к установлению деспотического правления, что вы­зывало противодействие в среде крупных купцов и рабовладель­цев. Олигархические тенденции возобладали, и в конце IX в. до н. э. царская власть в Тире ослабевает.
Среди арамейских государств Сирии на первое место вышло Дамасское царство (Арам-Дамаск), чья экономика строилась на развитом скотоводстве, знаменитом на весь Ближний Восток про­изводстве оружия и транзитной торговле «шерстью блистатель­ной белизны». Цари Дамаска часто носили имя-титул «Сын Бога Бури» («Бен-Хадад»), воспроизводившее старый титул хурритских царей.
В середине IX в. до н. э. Дамаск сыграл решающую роль в борьбе с ассирийскими нашествиями Ашшурнацирапала II и Салманасара III на регион. В 853 г. до н. э. коалиция, возглавлен­ная дамасским властителем Бен-Хададом II и израильским царем Ахавом, отразила в битве при Каркаре 120-тысячную армию Салманасара. Правда, тот в 841 г. до н. э. разгромил силы Дамаска и осаждал город, но не смог взять его. Вплоть до начала VIII в. до н. э. Ассирия пытается покорить Восточное Средиземноморье, но не может закрепиться здесь.
Во второй половине IX в. до н. э. дамасский царь Бен-Хадад III овладел заиорданскими владениями Израиля, проник в Южную Палестину и получил дань от Иудеи. Однако уже в 796 г. до н. э. Дамаск был осажден и принужден к выплате дани асси­рийскому царю Ададнерари III, захватившему здесь огромное ко­личество железа. При нем Ассирия контролировала все Восточное Средиземноморье, но уже в начале VIII в. до н. э., ослабев под уда­рами Урарту, ассирийцы теряют все владения к западу от Евфрата. ‘
В Израиле Давид (ок. 1010-970 гг. до н. э.) проводил полити­ку создания централизованной надплеменнной военно-бюрокра­тической монархии. При нем был присоединен Иерусалим, став­ший столицей царства. Был создан государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была созда­на лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев — критян (скорее всего, ахейцев Крита, переселившихся оттуда на Кипр и в Филистию еще в XII в. до н. э.) и филистимлян. Давид провел масштабные завоевания, подчинив Заиорданье, Филистию и южносирийских арамеев.
Ему наследовал его младший сын Соломон (ок. 970-930 гг. до н. э.). Библейская традиция прославляет его за мудрость, изо­бражает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда знаменитых литературных произведений. В дей­ствительности Соломон был властолюбивым и тщеславным мо­нархом, отказавшимся от проведения активной внешней полити­ки и растратившим политический капитал, оставленный ему Давидом. Он перенес опору своей власти с военной знати на граж- данско-храмовую бюрократию, существенно увеличившуюся в связи со строительством в Иерусалиме роскошно украшенного храма Яхве, увеличил налоги и повинности израильтян. Наконец, если Давид, будучи родом из южного израильского племени Иуда, сумел быть надплеменным царем, то при Соломоне засилие его со­племенников в делах всего царства стало очевидным.
Недовольные этим 10 северных израильских племен вскоре по смерти Соломона отложились от Иерусалима и образовали осо­бое царство, принявшее название Израиль. Столицей его несколь­ко позднее(в1Х в.дон. э.)стала Самария. За царством Иерусалима, где правила династия Давида, закрепилось название Иудея, по его главному племени. Оба царства считали создавшееся положе­ние дел нетерпимым и временным разделением израильтян и то враждовали друг с другом, то создавали нечто вроде конфедера­ции (при Ахаве Израильском — Иосафате Иудейском в середине IX в. и при Иеровоаме II Израильском — Уззии Иудейском в пер­вой половине VIII в. до н. э.; в обоих случаях союзники быстро до­стигали контроля над всей Палестиной и Заиорданьем).
Распадом Израиля сразу воспользовался Египет: фараон Шешонк около 926 г. до н. э. совершил поход в Палестину, разо­рив и подчинив и Израиль, и Иудею. Однако сразу после его смер­ти оба царства вышли из египетской зависимости, а у Египта не было сил на новые вторжения.
ВIX-VIII вв. до н. э. Израиль и Иудея постепенно входят в по­лосу кризиса. Как и в большинстве кочевых обществ, перешедших к оседлости и выработавших свою государственность, у древних евреев первой половины I тыс. до н.э. бурно развивались частновладельческие отношения и частная эксплуатация. Этот процесс шел как за счет растущих притеснений, чинимых пле­менной и надплеменной столичной верхушкой над народной мас­сой, так и за счет естественной дифференциации и развития то­варно-денежных отношений. То и другое приводило к концентрации имущества и земли, разорению и закабалению рядовых общинников.
Пропасть между государственно-племенной аристократией и ее рядовыми соплеменниками быстро росла. Одновременно сла­бел сам общинный строй: поля и сады общины стали продаваться посторонним лицам (не родственникам и даже не соседям). Общинные участки, перешедшие в частные руки, а также земли государственного фонда, розданные придворным, составили сек­тор частного землевладения. Свободное население делилось на 4 сословия: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) жре­ческая аристократия (жрецы и профессиональные пророки); 3) так называемый народ земли — основная масса свободного на­селения, владевшая общинными наделами и обязанная служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. На самой нижней ступени социальной лестницы стояли рабы и кабальные должники, число которых все возрастало. Главным объектом эксплуатации оказы­валась масса рядовых общинников, и это воспринималось тем бо­лее остро, что в обществе оставалось живое представление о тради­циях солидарности. Особое неприятие у рядовых общинников вызывала властная верхушка, включая храмы.
На верхах общества положение осложнялось собственно культовыми проблемами. Для древних евреев, осознававших себя пришельцами в Палестине, вопрос об обращении за божествен­ным покровительством к тем или иным местным божествам стоял очень остро. Для царей Израиля этот вопрос имел особый аспект: сохранение центра почитания Яхве в Иерусалиме, т.е. на терри­тории Иудеи, побуждало их особенно напряженно искать иных покровителей (хотя бы на случай войны с той же Иудеей). Наиболее могущественный царь Израиля Ахав (середина IX в. до н. э.) использовал в этом качестве финикийского Баала. На фоне развернувшегося поиска и связанного с ним противостояния хра­мов разных божеств друг другу и военной знати сформировался в конце концов т.н. «жреческий монотеизм» — учение жрецов Яхве о необходимости обеспечить этому богу исключительное по­ложение в культе и запретить почитание других богов на общегосударственном уровне.
В то же время социальные противоречия израильско-иудейского общества отозвались мощным социокультурным процес­сом — «пророческим движением» VIII-VI вв. до н. э. Библейские пророки — не связанные с храмами проповедники, выступавшие от имени Яхве, — выработали концепцию Яхве как абстрактного универсального божества, единственного источника бытия и эти­
ки и творца истории как процесса соответствующего религиозно­го воспитания древних евреев — «избранного» им для этой цели народа. В конце времен ожидалось появление посланца Яхве — мессии, которому суждено было окончательно спасти Израиль от языческой скверны и социальной несправедливости и приобщить весь мир к почитанию Яхве. Этот пророческий монотеизм, составивший впоследствии ядро иудаизма, и был первой догмати­ческой религией, подчиняющей этику и образ жизни своих но­сителей «сверхценной» безусловной и бездоказательной норме, претендующей на абсолютный априорный авторитет. Всеми эти­ми чертами пророческий монотеизм принципиально противосто­ял общей религиозной практике Ближнего Востока, в том числе древнееврейской. Именно поэтому сначала он не пользовался ши­роким распространением. Приверженность к нему проявляли только наиболее радикальные, маргинализованные элементы древнееврейского общества. В условиях растущей общественной нестабильности такие элементы, однако, делались грозной силой, тем более что пророческий монотеизм оказывал, по-видимому, известное концептуальное влияние на жреческий.

Восточное Средиземноморье во второй четверти — середине I тыс. до н. э.

В середине VIII в. до н. э. ассирийцы стремительно захваты­вают Сирию-Палестину. Тиглатпаласар III в 743-740 гг. до н. э. подчинил Северную Сирию и Финикию, в 734-732 гг. до н. э. ан­нексировал Дамасское царство и большую часть Израиля и под­чинил Филистию, остаток Израиля и Иудею. Попытка Израиля по смерти Тиглатпаласара отложиться от Ассирии вызвала кара­тельный поход, осаду Самарии (725-722 гг. до н. э.), полную ан­нексию Израильского царства ассирийцами и массовую депорта­цию израильтян. Их остатки смешались с пригнанными сюда ас­сирийскими подданными, образовав новую общность самаритян. Иудея, отложившись было от Ассирии в 704 г., была приведена к покорности карательным походом Синаххериба в 701 г. до н. э. Отчаянное сопротивление ассирийцам оказали финикийцы: за сто лет Тир пять раз пытался сбросить ассирийское ярмо. Подавление второй такой попытки Синаххерибом в 701 г. до н. э. привело к отторжению от Тира всех прочих финикийских горо­дов. Тиро-Сидонское царство с заморскими владениями переста­ло существовать.
Набег скифов на западную часть ассирийских владений, включая Сирию и Палестину (кон. 630-х гг. до н. э.), уничтожил здесь ассирийскую власть. В наибольшей степени этим восполь­зовались Тир, Иудея и Египет. Иосия, царь Иудеи (640-609 гг. до н. э.), отныне независимой, воссоединил с ней все былые земли царства Давида и Соломона. Египтяне подчинили Филистию и Сирию вплоть до Евфрата, откуда в 616 г. до н. э. египетские вой­ска двинулись в Месопотамию помогать ассирийцам против вави­лонян. Тир на время становится гегемоном всей Финикии. Тирские купцы конца VII — начала VI в. до н. э. проникали на восток Малой Азии, в Южную Аравию, вывозили серебро из Испании, а возможно, также олово из Британии.
При Иосии в 622 г. до н. э. Иудея претерпела настоящую рево­люцию. Царская власть, до того обычно боровшаяся с «пророче­ским» монотеизмом, теперь приняла решение возглавить его. Было объявлено, что в иерусалимском храме были найдены древ­ние забытые законы, требующие единобожия и централизации культа. Под лозунгами пророческого, монотеизма было истребле­но жречество всех богов, кроме Яхве, ряд других категорий насе­ления; все культы, кроме культа Яхве, были запрещены (первый пример религиозного террора и религиозных чисток, равно как и утверждения собственно догматической религии на Древнем Востоке).
После гибели Ассирии Восточное Средиземноморье стало яблоком раздора между Египтом и Вавилонией. В 609 г. до н. э. Иосия столкнулся с фараоном Нехо II, был разбит и убит в битве при Мегиддо; Иудея признала верховную власть Египта. Дальнейшая борьба привела к утверждению вавилонского влады­чества над всем Восточным Средиземноморьем, в том числе к ги­бели Иудеи в 587 г. до н. э., разрушению Иерусалима и Соломонова храма Навуходоносором и депортации иудеев в Месопотамию. Со сменой вавилонской власти властью персов (539 г. до н. э.) депор­тированные получили возможность вернуться на родину, а в V в. до н.э. Ахемениды санкционировали создание иудеями-чинов­никами Эзрой и Нееемией в Иерусалиме и его округе гражданско- храмовой автономии, основанной на жестких началах канониче­ского иудаизма (религии, развившейся за предыдущий век на основе монотеизма пророков). Руководителям этой автономии Ахемениды предоставили духовную власть над всеми жителями империи, желающими считаться иудеями.

Культура Восточного Средиземноморья

Ярким достижением этого региона было создание алфавитно­го письма. Во II тысячелетии до н. э. в городах Восточного Средиземноморья шли интенсивные поиски письменности, под­ходящей для массового, однозначного и быстрого ведения ком­мерческих записей и тем самым более простой, чем письменности Месопотамии и Египта, с ее сотнями знаков, которые могли чи­таться по-разному. В XV-XII вв. до н. э. в Угарите уже употре­блялся клинописный алфавит из тридцати знаков. Еще более со­вершенной системой оказался финикийский алфавит, восприня­тый впоследствии греками и давший начало всем современным алфавитам.
Для религии Сирии и Палестины характерна роль экстатиче­ских культов плодородия с умирающими и воскресающими бо­жествами. Под влиянием хурритов в середине II тыс. до н. э. кри­сталлизовался западносемитский миф о смене царствований на небесах, по которому бог неба Баал-шамем (Господин Небес), он же «Ил отцовский», был сменен Илом (верховный бог западных семитов до середины II тыс. до н. э.), а тот — богом бури Алийян- Баалом (выдвинулся на первое место в пантеоне во второй полови­не II тыс. до н. э.). В каждом городе почитался прежде всего мест­ный бог-покровитель, называвшийся обычно просто по прозви­щу — Баал (владыка) или Эл (бог), иногда Мелек («царь», вари­ант— Молох), а в Тире— Мелькарт («царь города»). Ведущее женское божество обычно именовалось Астартой (что соответ­ствовало месопотамской Иштар).
Западным семитам была присуща концепция «берита» (заве­та, т. е. особого договора) народа с его богом-покровителем: в то время как у их соседей связь данной общины и ее бога-покровите- ля считалась изначальной и неразрывной, западные семиты рас­сматривали ее как результат сознательной сделки общины с бо­гом, которую обе стороны могли и пересмотреть.
Религия древних евреев поначалу не отличалась от прочих за- падносемитских верований; их верховным племенным богом был Яхве, но почитали и иных богов, в том числе на государственном уровне. Однако движение ветхозаветных пророков привело в кон­це концов к формированию иудаизма — догматического сверх­ценного монотеизма. Как и в других религиозных системах I тыс. до н. э. (например, зороастризме), отношение к Богу в учении пророков носит прежде всего личный характер и жестко связыва­ется с этикой (в частности, пророки резко осуждали закабаление бедноты, скупку земель и наживу богачей). В центре его стоит Яхве, старый верховный бог евреев, а первыми вероучителями своего толка пророки объявляли величайших героев древнеев­рейских преданий — Авраама и Моисея. В действительности от­ношение пророческого монотеизма к Богу было принципиально новым: в былые времена Яхве не представляли себе ни всемогу­щим, ни всесовершенным, ни всезнающим, ни всеблагим, ни единственным источником всякого существования, как это дела­ли пророки.
Раньше считалось, что понятия о добре и зле принадлежат са­мим людям, которые и вырабатывают их по своему собственному желанию, опыту и вкусу. Боги могут надзирать за выполнением этих правил, но не являются их источником (точно так же, как человеческие власти). Согласно иудаизму, требования морали ис­ходят от Бога и предписаны Им одним. Люди должны безусловно выполнять эти требования просто потому, что это требования Божества. Сам Бог вне критики, что бы Он ни делал. Человек вступает в общение с Ним не для реализации своих собственных устремлений, а для безусловного самодовлеющего выполнения воли Бога.
Если религиозные представления предшествующих эпох ни­когда не претендовали на абсолютную истину (именно поэтому на Древнем Востоке господствовала полная веротерпимость, а вну­три каждой религии мирно уживались спорящие друг с другом течения), то иудаизм был основан на догмах — положениях, априори считающихся абсолютно истинными. Яркий пример разрыва между старым и новым восприятием Яхве — сохранен­ный Библией ответ рядовых евреев на угрозу гибелью и преиспод­ней, которую возвещают им пророки от имени Яхве: «А мы дого­ворились с Гибелью и заключили союз с Преисподней, и когда всепоражающий бич Яхве двинется, до нас он не дойдет!» Яхве здесь не всесильный бог, и заключенная помимо него (и против него) особая договоренность с гибелью и преисподней как особы­ми божествами представляется вполне возможной и оправданной для людей.
Древнееврейская литература известна в основном в том виде, в каком сохранило ее Писание иудаизма — Танах (почти полнос­тью совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии), сформи­ровавшийся в V—III вв. до н. э. По традиции он делится на три раз­дела: «Учение» (Тора, оно же «Пятикнижие Моисеево»), «Про­роки» и «Писания». «Пятикнижие», окончательно сложившееся в конце VII — середине V в. до н. э., излагает переработанные в монотеистическом духе фрагменты общеизраильских преданий о происхождении мира, людей вообще и западносемитских пле­менных союзов (в том числе Израиля) в частности. Так, рассказ о сотворении первочеловека Адама из земли происходит из аморей­ского предания, где Адам тоже считался предком всех людей, но при этом его отцом называется бесплотный дух Арар, а мате­рью — мать-земля Маддар. Унаследовав этот миф от своих амо­рейских предков, иудеи видоизменили его, превратив отца Адама в бога-творца, а мать-землю — в глину, материал для творения. История о потопе, погубившем все живое, также перешла к евре­ям от их предков-амореев, а к тем — от шумеро-аккадцев.
В раздел «Пророки» входят произведения действительных пророков VIII—VI вв. до н. э. (Исайи, Иеремии, Иезекииля и др.) или приписывавшиеся им. К ним примыкают по концепции и времени составления «исторические книги» (Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царей и др.), излагающие историю древних ев­реев XII-V вв. до н.э. в рамках концепции их периодического отпадения от монотеизма и возвращения к нему (в действитель­ности систематически повторяющиеся дискредитации и возрож­дения столь жесткой духовной системы, как догматическая рели­гия, невозможны ни для какого общества). Материалом для « исто­рических книг» послужили в основном летописи и несохранившиеся сборники эпических песен о славных деяниях предков. Некоторые из них по своему духу были противоположны деталь­но разработанной религиозной концепции Танаха. Дружинный эпос об Ахаве, в целом прославляющий этого царя, ненавистного монотеистической традиции, лег в основу нескольких эпизодов Книги Царей.
Наконец, раздел «Писания» является пестрым собранием различных по жанру и времени произведений («Песнь Песней», религиозные гимны-псалмы, «Екклесиаст» — размышления о жизни, прямо продолжающие месопотамскую «литературу му­дрости», «Книга Иова», полемизирующая с идеями этой литера­туры в новом, монотеистическом духе и др.).

Аравия в I тыс. до н. э.

С движением арамеев из Сирийской степи на север, в Северную Сирию и Месопотамию (XI-X вв. до н. э.), в Северной Аравии освободились обширные территории. Вскоре их заняли недавно одомашнившие верблюда кочевники двух этносов — собственно арабы, или т.н. южно-центральные семиты (одно из их племен и носило самоназвание «арабы»), и потомки ибри (племен аморей­ского происхождения, имеющих общие этноисторические корни с древними евреями, расселившихся в Аравии с севера в XIV в. до н. э.). В итоге сложилась этнокультурная общность исторических арабов, унаследовавшая язык от южно-центральных семитов, на­звание «арабы» — от одного из их племен, а легендарную племен­ную генеалогию — в основном от аравийских ибри.
Ветхозаветные тексты начиная с X в. до н. э. и греческие уче­ные середины I тыс. до н. э. уже знают широкую общность арабов в целом от Синая (где в ее состав влились амалекиты) до Евфрата. К числу их племенных союзов принадлежали южно-центрально- семитский Арабу Ариби, исчез к сер. I тыс. до н. э.), восходящие к группам ибри Дедан, Кедар и Небайот (последний в начале VI в. до н. э. захватил Эдом на южной окраине Мертвого моря и образо­вал могущественное Набатейское царство), переселившийся с крайнего юга Самуд и др. В VI-V вв. до н.э арабские кочевники- скениты заселили долину Среднего, частично Нижнего Евфрата и большую часть Верхней Месопотамии. В IV—III вв. до н. э. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, превратившийся еще ранее в крупнейший центр арабов. Арабы поддерживали более или менее напряженные от­ношения с Ассирией и более поздними великими державами (Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом). Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106 г. до н. э. аннексировали Набатейское царство.
На юге Аравийского полуострова в XI-VIII вв. до н. э. сложи­лись высокоразвитые государства южнопериферийных семитов: Ма’ин, наиболее могущественная Саба (поддерживавшая при знаменитой «царице Савской», ок. 950 до н. э., тесные отноше­ния с царством Соломона), Катабан, Аусан и Хадрамаут. Их оже­сточенные войны привели в конце концов к выдвижению нового, Химьяритского государства (кон. Ив. до н. э.), за несколько ве­ков объединившего всю Южную Аравию. Для обществ этого реги­она характерны прочность родоплеменного строя и сочетание землевладения свободных общин, храмов, правителя и его рода. Последние три категории земель обрабатывались арендаторами и несвободными мелкими землепользователями. Среди последних многие были государственными и храмовыми рабами по сосло­вию. Долговое рабство благодаря могучим традициям племенной солидарности было мало распространено. Главными аравийски­ми божествами были Астар на Юге, Аллаху («Бог», высшее боже­ство) и Душара (бог грома, управитель мира) у набатеев, а также лунный бог, известный под разными именами.

Главы и разделы

Восток:  II  III  IV  V  VI  VII  VIII  IX   XI   Греция:  I  II  III  IV     Рим: I  II  III  IV  V

Предыдущая

Назад

стрелка

ОГЛ

стрелка

Вперед

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal