Из источников известно,что к концу II тыс. до н.э. часть хурритского племени пелазгов – этруски передвигались на запад – острова Эгейского моря, Балканы и дальше в Италию. (По мнению некоторых авторов, в конце I тыс. до н.э., часть этрусков возвратились в Алупанию. Опираясь на этот факт, некоторые авторы выступают в печати с заявлением, что предки лезгин специально были переселены из западной Европы (север Италии – юг Франции) на Кавказ с заданием распространить здесь христианство).
По мнению И.П. и В.И. Магидовичей, “в X-VIII вв. до н.э. холмистую северо-западную часть Апеннинского п-ова между 42°30′ и 44°’ с.ш. и горами на востоке населяли воинственные племена этрусков (они же расены, туски, тиррены), создавших цивилизацию – предшественницу римской. В VII в. до н.э. 12 основанных ими городов – государств (полисов) объединились в федерацию, которая поочередно возглавлялась правителем одного из этой дюжины. Этруски завязали торговые контакты с греческими колониями и Карфагеном, а затем заключили с ним военный союз: они захватили острова Эфалия (Эльба) и Кирн (Корсика), проникли вдоль побережья Лигурийского моря в Генуэзский залив к его вершине и там, близ поселка лигуров, основали торговую факторию, выросшую в г. Генуя… Закат владычества этрусков на Апенниском полуострове относится к V в. до н.э., когда они, потерпев поражения на севере и юге, лишились всех своих колоний” (333, стр.77). (Этот факт стал основанием версии о Генуэзском происхождении предков лезгинского народа).
Этруски с конца II тыс. до н.э. жили в средней и северной Италии. По мнению ученых, они себя называли расенами, вероятно, расубур (блондины), греки именовали их тирренами – тирсенами (по имени предводителя – Тиррена), римляне – тусками – этрусками.
От этрусков сохранилось много исторических памятников – остатки городов, некрополи, оружие, домашняя утварь, фрески, статуи, более 10 тысяч надписей, датируемых VII – I вв. до н.э. В Загребском музее (Югославия) находятся отрывки религиозной книги этрусков (211, стр. 369 – 370). Этруски имели свой алфавит.Они умели делать мумии. Но информация об истории этрусков очень мала. Потому что ученым «язык» этрусков как система остается неизвестным» (211, стр. 371.).
В последние годы появились новые исследования. Исследователи считают, что этрусский язык был результатом развития одного из хурритских диалектов. Этрусский «мог принадлежать к тому же ареалу северокавказских языков Древнего Востока, что и хуррито-урартский; время образования этих ареальных связей скорее всего следует отнести не позднее чем к III тысячелетию до н.э.». Все данные, по мнению автора, подтверждают основательность античной традиции, выводившей этрусков из Малой Азии, где и могла находиться первоначальная территория распространения праэтрусско-лемносского диалекта, входившего, вероятно, в хурритскую языковую общность, выделившуюся задолго до того из прасеверо-восточнокавказского (320, стр. 216).
Геродот (V в. до н.э.) называл этрусков выходцами из Малой Азии. Современник Геродота Гелланик Лесбосский считал их выходцами с островов Эгейского моря, ответвлением догреческого населения Эгеиды – частью пелазгов (211, стр. 371). На острове Лемнос найдены этрусские надмогильные надписи.
Этруски имели высокоразвитую культуру и экономику. Они прославились созданием ирригационных и мелиоративных систем в виде открытых каналов и подземного дренажа. Большая римская клоака – облицованный камнем подземный сточный канал, построенный в VI в. до н.э.-период правления в Риме этрусского царя Тарквиния Древнего безотказно действует и поныне.
Этруски выращивали пшеницу,полбу, ячмень, овес, лен, виноград.Для обработки земли использовали плуг, в который впрягалась пара волов, мотыга, лопата.
Высокого развития достигли в Этрурии добыча и обработка металлов, особенно меди и железа. Они добывали руду не только с поверхности земли, но и сооружая шахты.
Каждый этрусский город чеканил собственную монету. В III в. до н.э. после подчинения Риму этруски перестали чеканить собственную монету и стали пользоваться римской.
Этруски внесли свой вклад в градостроительство в Италии. Их города обносились мощными стенами из огромных каменных блоков. В самом высоком месте города находился акрополь с храмами и алтарями.
Храмы и прочие здания этруски возводили на каменном фундаменте, но для сооружения стен и перекрытий использовали необожженный кирпич и дерево. По преданию, этрусскими мастерами была сооружена в Риме, на Капитолийском холме главная святыня римлян – храм Юпитера, Юнона и Минервы. Весьма совершенным было этрусское судостроение, с VII века до н.э. этруски стали применять металлический якорь.
Высокого развития достигло у этрусков керамическое производство. Они создали свой собственный стиль, который в науке называется «буккеро». Его характерные черты составляют подражание форме металлических сосудов, черный блестящий цвет и украшение барельефами.
По мнению ученых, господствующее положение в этрусском обществе занимала военно-жреческая знать. У этрусков существовала военная организация свободного населения. «Изображение пеших и конных этрусских воинов, остатки оружия и колесниц, а также военная реформа Сервия Туллия, этрусского царя в Риме VI в. до н.э., позволяет предположить, что рядовые воины были пехотинцами, а знать сражалась верхом или на колесницах» (211, стр.377).
Интересно отметить, что государственный строй этрусков идентичен с хурритским и Алупанским. Этрурия, также как Алупания являлась федерацией. В нее входили, по не уточненным данным двенадцать самостоятельных городов-государств. Примерно такое государственное устройство, но более шаткое имели хурриты в II тысячелетии до н.э. Этруски после переселения в Италию продолжили традиции государственного устройства своих предков – хурритов,точно также поступили лезгиноязычные племена на территории исторической Алупании.
Исследователи отмечают, что каждую весну (Яр – начало года по древнелезгинскому календарю) в главном общеэтрусском святилище в городе Вольсиниях собирались главы этрусских государств. К этим собраниям были приурочены общенародные игры и ярмарки. Собравшиеся обсуждали вопросы общей политики, совершали жертвоприношения и выбирали главу союза (211, стр. 378-379).
В V в. до н.э. греки потеснили этрусков на юге Италии. В начале IV в. до н.э. сильный удар им нанесли кельты на севере. В течении IV-III вв. до н.э. все этрусские города-государства были завоеваны Римом.
Соседние народы от этрусков заимствовали очень многое: этрусское культурное наследие вошло неотъемлемым элементом в римскую культуру. Они заимствовали у этрусков в III в. до н.э. и гладиаторские игры. Именно этруски начали организовывать гладиаторские игры между племенами (211, стр. 380).
Этрусский шлем
© Источник: История Лезгинского народа (лезгиноязычных народов) и государства (V тыс. до н.э.-X в. н.э.) / Бадалов Ф.А. -Дербент,1998. -440С.