Селение Рича расположено высоко в горах, на правом берегу р. Чирах-чай. В 1239 г. монгольский отряд, обосновавшись сначала в Дербенте, проник далее во внутренние районы Дагестана, в частности Южного Дагестана, и, вслед за разрушением хивской мечети, прошел километров пятьдесят на запад, После ожесточенных боев, длившихся двадцать пять дней, монголы захватили селение Рича и разрушили главную мечеть. Об этих драматических событиях рассказывают две надписи, ныне сохранившиеся в стене мечети61. Согласно им, соборная мечеть Рича была разрушена в ноябре 1239 г., а восстановлена в июне или июле 1250 г.
В Рича было три квартальные и одна соборная мечеть. Большая ричин-ская мечеть сложена из грубообработанного местного камня, стоит на крутом склоне горы и резко выделяется среди других зданий внушитель-
ными размерами и особенно высоким, стройным минаретом. Обширный зал мечети имеет высоту 4 м, Особый интерес в архитектурно-художественном отношении представляют деревянные детали: десять внутренних столбов, наружные двери и окна нижнего яруса. Г.Н.Любимова, впервые исследовавшая этот памятник, писала: «Десять разных деревянных внутренних столбов ричинской мечети — уникальные произведения народного искусства: они различны как по форме, так и по характеру орнаментальной обработки. Здесь и столбы без подбалок… и столбы с фигурными подбалками»62. Различие столбов объясняется, согласно преданию, тем, что они были подарены жителям Рича представителями нескольких селений. Относительно деревянных опорных столбов мнения ученых резко расходятся: XI—XII, XVIII и даже XIX век. Первая датировка наиболее убедительна, так как подтверждается анализом стиля резьбы по дереву и содержания куфических надписей: «Царство принадлежит Аллаху, едино-
му…»; «О Мухаммад, о Али, о Хасан» (вар.: «Мухаммад, сын Али, сына Хасана», но первое чтение предпочтительнее).
К северо-западному углу мечети примыкает круглый минарет, завершающийся башней с кубическим низом и цилиндрическим верхом. Он также сложен из грубообработанного камня, имеет высоту более 18 м и возвышается над всем селением.
Мечеть и минарет построены в различное время. Мечеть обоснованно относится учеными к XI-ХП вв., минарет же многие из них датируют XVIII или XIX в. В действительности же он воздвигнут гораздо раньше, поскольку в стене мечети имеется арабская надпись, рассказывающая о реставрации минарета в 1085/1674-75 г.
В стену ричинского минарета вмонтирован камень с арабской надписью, рассказывающей о двадцатидневной борьбе жителей Рича и соседних селений против монголов, которые разрушили Рича в середине ноября 1239 г., и о том, что после этого, летом 1241 г., построена «эта крепость» по приказу местного правителя63. Надпись о строительстве крепости в середине XIII в. оказалась в стене минарета, реставрированного в XVII в.
С появлением на политической арене фигуры Тимура ислам нашел в его лице еще большую опору. В борьбе против своего противника Тохта-мыша, с которым он столкнулся в 80-90-х годах XIV в., Тимур поддерживал мусульманское духовенство, искусно используя его морально-этический авторитет. Как писал В.В.Бартольд, для Тимура религия была орудием для достижения политических целей, он покровительствовал законоведам, «беседовал с ними, как с равными, и относился с особым уважением к потомкам Пророка»64. Это особенно ярко видно на примере Дагестана.
В конце XIV в. ислам в Кумухе приобрел значение знамени в уже ставшей традиционной борьбе кумухского шамхала с «неверными» соседних областей. Историограф Тимура Низамаддин Шами писал, что «у области Гази Кумуклук и войска Аухар был обычай, что они каждый год и месяц сражались с неверными». Будучи в Дагестане, Тимур поддержал «газикумухских и аухарских» представителей власти (качан/паров), дал им наставление «всегда воевать с врагами веры и держать меч для утверждения ислама» . К концу XIV в. ислам в Аварии уже занял прочные позиции и сделался государственной религией. Сам процесс исламизации центральной Аварии также происходил в середине XIII в.66, а в конце XIII — начале XIV в. Хунзак превратился в опорный пункт распространения и утверждения ислама в соседних, западных аварских обществах. Дагестанские археологи выявили на Аркасском городище (Буйнакский р-н) остатки Мадраса и двух мечетей, датируемых серединой XIII — началом XIV в.67. Аркас был одним из крупных средневековых городов Дагестана, значительным культурным центром. Здесь жил известный шейх Асилдар Аркасский (ум. в 806/1404-04 г. или, по другим данным, в 860/1456 г.), трижды совершивший хаджж и происходивший, как рассказывают, из курайшитов68. Ко времени похода Тимура (конец XIV в.) ислам уже, несомненно, занимал господствующее положение в даргинских землях, а Тимур еще более расширил и укрепил здесь его позиции. В этом отношении значительный интерес представляет недавно обнаруженная в селении Муги арабская рукопись «ал-Ваджиз» (сочинение по мусульманскому праву), принадлежащая перу одного из крупнейших мыслителей мусульманского средневековья ал-Газали (ум. 1111). Книга переписана в 709/1310 г. и была, как в ней отмечено, в 791/1389 г. вручена Тимуром назначенному им вали селения Муги (Муха), чтобы тот «руководствовался ею при управлении среди населения по справедливости и беспристрастию»69.
В XV в. (1485 г.) общество Гидатль также стало мусульманским благодаря деятельности хаджжи Удурата. Существует предание о том, что общество Карах приняло ислам за сорок лет до гидатлинцев и что к этому времени перешли в ислам цунтинцы70. Совместным усилиям Гидатля, Кумуха и Хунзаха предание приписывает исламизацию багулалов и чамалалов71. В XVI в. ислам окончательно утвердился в Дагестане.
Примерно в XVII в. началась новая полоса исламизационного процесса, когда шариатские установления постепенно упрочивали свои позиции за счет обычно-правовых норм, широко распространенных в средневековом дагестанском обществе.
Шихсаидов А.Р.,
доктор исторических наук, профессор
1 Большаков ОТ. История Халифата. Т. I. M., 1989, с. 3. 2 История Дагестана. Т. 1. М, 1967, с. 121-126; Шихсаидов Л.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969; он же. Ислам в средневековом Дагестане. Ближний Восток и Грузия. Тб., 1991. 3Якуби.История.Текст и пер. с араб. П.К.Жузе. Баку, 1927, с. 7 (рус. пер.),6 (араб, текст). 4Путешествие Абу Хамида ал-Гаржати в Восточную и Центральную Европу. Публ.О.Г.Большакова, А.Л.Монгайта. М., 1971, с. 49. 5 Derbend-Nameh, or the History of Derbend, trans, and expl, by Mirza A.Kazem-Beg. SPb., 1851, с 544-545. 6Саидов М.-С, Шихсаидов А.Р. «Дербенд-наме» (к вопросу об изучении). — Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980, с. 37-38. 7Гасан Эфенди Ллкадари. Асари Дагестан. Пер. и коммент. А.Гасанова. Махачкала, 1929, с. 172. 8Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, с. 56; Массэ А. Ислам. М., 1962, с. 60-62. 9Там же, с. 27. 10О налоговой системе в Халифате см.: Якубовский А.Ю. Ирак на грани VII—IX вв. — Труды I сессии арабистов. М.-Л., 1937, с. 179-180; он же. Восстание Муканны. — Советское востоковедение. Т. 5. М.-Л. 1948, с. 36-37; Заходер Б.Н. История восточного средневековья (Халифат и Ближний Восток). М., 1944, с, 11; Ислам. Энциклопедический словарь, с. 65, 274-275 (здесь же основная библиография). 11 Медников И.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов (по арабским источникам). Ч. I. СПб., 1903; Ислам. Энциклопедический словарь, с. 65. 12 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari cum aliis… Ed. 13 Kitab al-boldan auctore Ahmed… ibn Wadhihal-Katib al-Jaqubi. Lugduni Batavorum, 14 Derbend-Nameh, с. 544. I5 Macoudi. Les Prairies d’or. Texteettrad. par C.Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. P., 1863, т. 3, с. 39-40; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. X-XI вв. М., 1963, с. 203. 16Ханмагомедов С. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979, с. 130-138. 17 TabariII,c. 1971. 18 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда, с. 46, 47, 65, 70, 83. |19 Al-Masalek wal Mamalek by Istahry re-edited by Muhammad Jabir Abd al-Aal el-Hini. Cairo, 1961, с 113. 20Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу, с. 26. 21О газиях и об «исламских центрах», их значении и исламизации см.: Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда, с. 124-125, 163. 22Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда, с. 46. 23Там же, с. 69, 203. 24Там же, с. 203. 25Кадырова Т.К. К изучению идеологии народных движений в Средней Азии VIII-IX вв. — Общественные науки в Узбекистане.Таш., 1967, № 4, с. 43. 26Khanikoff N. Memoires sur les inscriptions musulmanes du Caucase. — Journal Asiatique. Ser. 5, 1862, t. 20, c. 214. 27Там же, с. 82-86. 28 Мамед-заде К.М. Строительное искусство Азербайджана. Баку, 1983, с. 201. 29 Шихсаидов А.Р. О некоторых памятниках средневековой культуры Дагестана. — Художественная культура средневекового Дагестана. Махачкала, 1987, 30ДебировП.М. Архитектурная резьба Дагестана. М., 1966, с. 14-17, 40-41; Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984, с. 97-108. 31 Там же. 32 Там же. 33 Общий обзор см.: История Дагестана. Т. 1. М-, 1967, с. 195-200. 34 Айтберов Т.М. О распространении ислама в Дагестане. —Блокнот агитатора и пропагандиста. Махачкала, 1988, № 15, с. 26. 35 Zakarija Ben Muhammad Ben Mahmud el-Cazwini’s Kosmographie. Hrsg. von F.Wustenfeld. GOttingen, 1848, Bd. 1, с 404-405; Шихсаидов А.Р. Закарийа ал-Казвани о Дагестане. — Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987, с. 110. 36 АликберовА.К. «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец V/X1 в.). Автореф. канд. дис. СПб., 1991, с. 12; Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998, с. 20, 33, 44, 63-64, 96 (ст. А.К.Аликберова «ал-Варрак», «ал-Гада’ири», «ад-Дарбанди», «ал-Лакзи, Йусуф», «ал-Лакзи, Маммус», «ал-Фука’и»). 37 Аликберов А.К. «Райхан…», с. 12. 38 Там же, с. 14. 39 Все эти сведения взяты из указанных выше статей А.К.Аликберова, помещенных в книге «Ислам на территории бывшей Российской империи». 40Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов. Таш., 1928, с. 19. 41Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда, с. 79. 42Бакиханов Аббас-Кули-Ага. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991, с. 69. 43Лавров ЛИ. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М., 1966, с. 120. 44 Нейматова М.Х. К истории изучения Ширвана XIV-XV веков. Баку, 1959, с. 85(на азерб. яз.); Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа, с. 143;Ашурбейли С. Государство Ширваншахов (VI-XV1 вв.). Баку, 1983, с. 261. 45Ашурбейпи С. Государство Ширваншахов, с. 261. 46 Гусейнаев В. Ф. Архивные сведения о трех арабских надписях из Кумуха. — Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986. 47 Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда, с. 74. 48 Minorsky V. et Cahen CI. Le Recueil transcaucasien de Macnd b. Namdar. — Journal Asiatique. 1949, t. 237, с 24, 131-132, 138-140. 49 История Дагестана, т. I, с. 210-214: Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане, с. 175-178. 50 Minorsky V. et Cahen С/. Le Recueil transcaucasien de Mac,ud b. Namdar, с 131-132,138-140. 51 Там же, с. 132-133, 140-142. 52Крачковская В.А. Надпись бронзового таза Бард-ад-дина Лулу. — Эпиграфика Востока. Т. 1. М.-Л., 1946, с. 15. 53Тизенгаузен ВТ. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.М.-Л., 1941, т. 2, с. 74. 54Там же, с. 121,306. 55Там же, с. 277. 56 Босворт К.Э. Мусульманские династии. Пер. с англ. и примеч. П.А.Грязневича. М., 1971, с. 205. 57 Тизенгаузен В.Т. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, с 124; Рихлат Ибн Баттута ал-муссама ан-Наззар фи гараиб ал-амсар… Бейрут, 1405/1985, т. 1, с. 394 (на араб. яз.). 58Дебиров П.М. Архитектурная резьба Дагестана, с. 17-27; Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана, с. 96-109. 59Айтберов Т.М. О распространении ислама в Дагестане, с. 18. 60Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана, с. 376. 61 Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа, с. 83. 62 Любимова Г.И. Культовые постройки агульских селений Дагестана. — Памятники культуры. Исследование и реставрация. М., 1961, № 3. 63 ЛавровЛ.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа, с. 81. 64Бартопьд В.В. Улугбек и его время. — Сочинения. Т. 2. М., 1964, с.45, 46. 65 Тизенгаузен ВТ. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, с. 124,127. 66 ШихсаидовА.Р. Ислам в средневековом Дагестане, с. 205-206. В исторической литературе высказано мнение, что «не позднее начала XIII в. в центральной Аварии ислам становится государственной религией», см.:Айтберов Т.М. О распространении ислама в Дагестане, с. 28. 67 Атаев Д.М., Гаджиев М.С., Сагитова М.Д. Культовые сооружения Дагестана. — Древняя и средневековая архитектура Дагестана. Махачкала, 1989. 68 Назир aд-Дургали. Нузхат ал-азхан фи-тараджим улама Дагестан. — РФ Института ИАЭ. Фонд М.-С. Саидова, с. 14-15. 69 Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана, с. 12. 70 Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане, с. 203-209. 71 Малачиханов Б.К. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане. — Ученые записки Института ИЯЛ. Серия историческая. Т. XIV. Махачкала, 1969, с. 209. Источник: Ислам и исламская культура в Дагестане. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. Другие статьи этого автора: Фильм о распространении ислама в горах Дагестана ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ
M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, series II, c. 1667.
1892 (BGA, VII), с 446-447; Якуби. История, с. 8-9.
Долгий был процесс однако.1000 лет противились исламу!