Автор Shery Pashaeva
«
Л
езгины самый многочисленный и храбрый народ на всём Кавказе; они говорят, собственно самурские, лёгким звучным языком арийского корня, но благодаря влиянию, начиная с VIII в. по Р. Хр. арабской культуры, давшей им свою письменность и религию, а также давлению соседних тюркско-татарских племён, много утратили из своей первоначальной национальности и теперь представляют поразительную, трудно доступную для исследования смесь с арабами, аварами, кумыками, турками, евреями и друг» [Евграф Савельев, История казачества с древнейших времён до конца XVIII века. Новочеркасск, 1913—1918 гг]
Каково же подлинное состояние лезгинского языка ныне?
Лезгинский народ территориально подразделяется на кубинских, самурских и кюринских. Лезгины, проживающие в Азербайджане, известны как «кубинские лезгины», проживающие в Дагестане — «самурские» и «кюринские». Соседние горские народы именовали лезгин территориальным обозначением. Например, кубинских лезгин лакцы называли къувал, а кюринских — курал. Но сами себя лезгины всегда именовали «лезги», территориальные названия использовались только в сёлах между собой. Территория расселения в Дагестане: в Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском районах, в современном Азербайджане: в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Шемахинском, Исмаилинском, Кабалинском, Варташенском, Кахском, Закатальском и Белоканском районах.
В начале XX века лезгин можно было встретить во многих других населённых пунктах, расположенных на южных склонах Главного Кавказского хребта. В источниках есть сведения о семействах лезгин, переселившихся в татское селение Лагич, преимущественно из с. Мискинджа (Самурский округ Дагестанской области), упоминал автор краеведческого описания Лагича (1901 год), учитель Лагичского училища М.-Г. Эфендиев [Эфендиев М.-Г. Сел. Лагич, Геокчайского уезда, Бакинской губернии // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 29. — Тифлис, 1901. — С. 79.]. Возможно, есть мнение, что лезгины-ремесленники, переселенцы в Лагич и являются основателями металлообработки в селе Лагич. Ибо более ни в каких иных татских сёлах такого ремесла больше нет, как в Лагич. По сообщению лингвиста и этнографа А. М. Дирра, датированного 1903 годом, в Варташене, помимо удин, встречались также «татары», армяне, персидские евреи и лезгины [Дирр А. М. Грамматика удинского языка. — Тифлис, 1903. — С. I.]. В прошлом (конец XIX века) лезгины проживали в селе Шин (Шекинский район), ныне это рутульское селение. Большинство лезгин являются носителями кубинского наречия лезгинского языка, которое включает в себя кубинский и кузунский диалекты, а также ряд других диалектов и говоров. По свидетельству филолога-кавказоведа М. М. Гаджиева, собственно кубинский диалект включает не все населённые пункты Кубинского района. В качестве примера приводилась речь жителей сел Кимил, Куснет и Учгюн, которая представляет собой особый диалект, лингвист Ш. М. Саадиев называл эту речь говором (кимильский говор лезгинского языка).
Самурское наречие лезгинского языка распространено на севере Варташенского (село Баш Дашагыл и Фильфили) и на плоскости в Шекинском (село Ашагы Дашагыл) районах.
В ходе полевых исследований, проведённых в 1998—2002 годах в одиннадцати населённых пунктах Международным летним Институтом лингвистики, взрослые лезгины (кроме Баку) лезгинский язык обычно используется дома и в лезгиноговорящем коллективе. В Набрани говорить на лезгинском предпочитали люди старшего возраста, а более молодые люди — на русском языке, хотя понимали и говорили на лезгинском. Некоторые из проживающих в Баку лезгин (приблизительно 10-30 % от общего числа бакинских лезгин), будучи городскими жителями в третьем и четвёртом поколения, и имея с негородскими лезгинами слабые контакты, владели им слабо. Исследование зафиксировало высокий уровень грамотности на лезгинском языке только в Кусарском районе, где он преподаётся в течение одиннадцати лет.
Кубинское наречие лезгинского языка распространено в пределах Кусарского, на севере Кубинского, Кабалинского и Исмаиллинского, а также местами в Хачмазском и Варташенском районах. Своё название оно получило от топонима Къуба пад «Кубинская сторона», как называют эту территорию дагестанские лезгины. «Кубинским наречием» назвал его А. Н. Генко, впервые обнаруживший этот идиом. В своём исследовании (1929 год) он писал:
«Я имел случай убедиться на месте, что наряду с вышеупомянутыми двумя наречиями лезгинского языка следует поставить третье, занимающее как бы промежуточное положение между двумя первыми, — наречие кубинское. Не имея вполне точных сведений, предполагаю, что последнее наречие распространено именно в границах бывш. Кубинского ханства по правому берегу нижнего течения р. Самур»
Это наречие распространено на довольно обширной территории и вдали от основного населения, говорящего по-лезгински. По предварительным сведениям (А. Н. Генко, М. М. Гаджиев, У. А. Мейланова, А. Г. Гюльмагомедов, М. Саадиев) оно занимает промежуточное положение между кюринским и самурскими наречиями. В диалектах и говорах кубинского наречия имеются черты, характерные либо для кюринского, либо для самурского наречий или в сочетании их обоих. В связи с этим У. А. Мейланова писала, что это «подтверждает гипотезу о миграции и смешении в разные исторические эпохи носителей диалектов и говоров, в особенности на территории распространения кубинского наречия». В то же время кубинское наречие обладает только характерными для него особенностями, к числу которых относятся:
— Наличие нехарактерного для лезгинского языка лабиального гласного О.
— Частое употребление форм прошедшего II времени на -йа и -ра. Эти формы являются архаическими для гюнейского диалекта кюринского наречия (лежит в основе литературного лезгинского языка), а в самурском наречии почти полностью исчезли. Причиной тому, возможно, служит оторванность кубинского наречия от лезгинского литературного языка и его диалектов.
— На уровне синтаксиса вспомогательный недостаточный глагол гала (находиться, быть за кем-либо, чем-либо) сочетается с местным III падежом, в то время как в литературном лезгинском и остальных его наречиях стоит местный II падеж. Местный IV падеж может использоваться вместо дательного падежа с направительным значением (пример: вил ахфара фена ‘вздремнуть’ вместо вил ахфариз фена)
— Кузунский диалект, по свидетельству У. А. Мейлановой, сохранил звательный падеж, который был утрачен литературным лезгинским языком и другими диалектами.
— активная ассимиляция лексики кубинского наречия, для которого характерно, как отметили исследователи, употребление множества азербайджанских слов, которые местами вытеснили лезгинские.
Отдельно об аныхском говоре. Особенностью аныхского говора кубинского наречия (в Кусарском районе), отличающего его от всего лезгинского языка, является отсутствие в нём продуктивного глагольного префикса (преверба) х (звуковые варианты хъ и къ). Филолог М. Гаджиев пришёл к заключению, что лезгинская речь села Аных является смешанным говором, в котором преобладают признаки кубинского наречия и в незначительном количестве признаки говоров типа ахтынского диалекта, а специальные особенности, отсутствующие в иных лезгинских говорах, позволяет говорить об аныхской речи как о самостоятельном говоре.
М. М. Ковалевский следующим образом охарактеризовал Ахтыпаринское вольное общество:
«Лезгинское селение Ахты несло обязательство военной защиты одиннадцати сельских обществ, составляющих с ним один союз. Эти общества обязаны были во время войны подчиниться руководству ахтынских начальников, в лице сорока аксакалов, выдвигаемых тухумами по одному из каждого. В мирное же время эти аксакалы наблюдали за своевременным взносом «закята» и следили за тем, чтобы в гражданских и уголовных спорах окончательные решения постановляемы были исключительно ахтынскими посредниками».
Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин являлось Ковроделие. Лезгинские ковры известны далеко за пределами Лекии. Все самые известные музеи мира имеют в своих ковровых экспозициях лезгинские ковры. Также распространено прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное (Ахцах), оружейное и ювелирное дело (Икра) и др.
Хозяйство и ремёсла Самурского и Кубинского регионов были тесно связаны между собой и переплетены тысячами нитей и уз в прошлом. Как сообщал Гербер, лезгины вольного Алтыпаринского (самурского) общества поддерживали с кубинскими лезгинами всегда только хорошие отношения: «…в Кубе нападения и воровства никакого не чинят, чтоб чрез то волю не потерять пшена и пшеницу тамо доставать и менять…». Точно также были связаны север и юг региона между собой. Лезгины-животноводы на десятки и сотни километров перегоняли скот на равнины Кубы, где находились их зимние пастбища. Ф. А. Шнитников в 1832 году отмечал, что «жители вольных народов в осеннее и зимнее время, т. е. с ноября по 1 мая, отправляют для пастьбы своих баранов, составляющих главную их промышленность, в следующие провинции: торжальцы — в Кубинскую, мискинджинцы — в Кубинскую и Дербентскую, алтыпаринцы — в Шекинскую, Кубинскую и Табасарань, ахтынцы — в Дербентскую, Шекинскую и Табасарань». Жители высокогорных селений в значительном количестве перекочёвывали на юг на зимний период. Это был образ жизни оседлого автохтонного населения. Так, в 1892 году до 50 тысяч человек, которые проживали в Самурском округе на склонах Главного Кавказского хребта, «вследствие сурового климата и недостатки пропитания» со скотом перекочевали из этих мест на зимние пастбища в «смежные губернии», то есть в Грузию и в Бакинскую губернию. Право пользования этими зимними пастбищами было закреплено за многими обществами российским правительством [Карпов Ю. Ю., Капустина Е. Л. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX — начале XXI века: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. — С. 51.]. Города Баку, Дербент, Куба, а также штаб-квартира россйиских царских войск Кусары и укрепление Ахцах (в Дагестане) служили рынком сбыта для продуктов животноводства, которые производились на шахдагских летних пастбищах Кубинского уезда. Животноводством занимались жители высокогорных селений Юхари-Тахирджал, Судур, Дустаир и других.
Ещё в конце XVIII века, по сообщению Буткова, в Кубинском уезде жители, в том числе Кусарского участка, занимались шелководством. Он писал, что жители этих районов «произрастают с убытком разных родов хлеба, хлопчатую бумагу, марену, всякие фрукты, шелковичных червей».
В XIX веке в селениях Гиль, Пирал, Хазры, Юхари-Зейхур, Юхари-Тахирджал, Дигах, Кымыль и Куснет Кубинского уезда довольно сильно было развито производство деревянных изделий. Жители селений Гиль и Хазри достигли особого мастерства в производстве транспортных средств (арб, телег). Здесь имелись специализированные мастерские и сюда поступали заказы как из лезгинских селений Дагестана, так и из соседних селений Кубинского уезда. Вплоть до XX века лучшие кинжалы Кубинского уезда производились в селении Кюснет, где почти все мужчины умели их изготавливать. Существовали селения потомственных ковроделов, женщины которых в основном занимались ковроткачеством и текстильным ткачеством. Таких сёл было сотни, если не тысячи. Самые известные ковровые центры были: Капир, Ахцах, Гдым, Гиль, Зейхур и многие другие. Тема ремесленных производств лезгин требует своего исследования, так как практически не изучена до сих пор.
П. К. Услар, основатель научного кавказоведения, в своей книге «Кюринский язык» [Услар 1896]:
«Правое прибрежье Самура, по самым условиям географического положения своего, всегда входило в состав Кубинского ханства. Под именем Кубинского ханства подразумеваем мы страну, находящуюся между нижним Самуром и главным Кавказским хребтом, который на этом протяжении все более и более понижается, становится удобопереходимым и, наконец, исчезает на Апшеронском полуострове. Впрочем, Куба, в виде центрально-административного пункта, сообщившего название свое целой стране, появляется не ранее середины прошлого века. Страна эта в прежние времена управлялась наследственными правителями, более или менее признававшими над собою власть правительства персидского. Резиденцией их было селение Худат; родоначальником династии некто Лезги-Ахмед. По преданию, он был из фамилии уцмиев, переселился в Карчаг, и, потом, в Персию, откуда возвратился в звании правителя края в Худат. В настоящее время бывшее Кубинское ханство составляет Кубинский уезд Бакинской губернии, который административно отделен от Дагестана.
В полосе страны, сопровождающей справа течение Самура, шириною почти до самого города Кубы, господствующее народонаселение есть кюринское, говорящее тем самым языком, которым говорят в бывшем Кюринском ханстве. Н. Зейдлиц, составивший весьма веское в этнографии Кавказа описание Бакинской губернии, насчитал в Кубинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорят по-кюрински»
Установление точного списка селений, в которых проживают кубинские лезгины, остается пока нерешенной задачей.
Shery Pashaeva
Примечания; Варташенский район с 1963 по 1966 годы входил в состав Закатальского района.
© Источник: http://www.facebook.com/